Новости города Рыбинск
    Яндекс.Метрика
     

    ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТРАДИЦИЙ ПОКОЛЕНИЙ (к юбилею Светланы Всеволодовны Вейде)

    …Они стоят вместе на снимке рядом  со старым Алексеем  Алексеевичем Золотаревым,
    сестры Ливановы. Бывшему создателю Рыбинского музея, другу А.М. Горького,  писателю и просветителю, в 1949 году было уже семьдесят лет. Позади —  годы лагерей, впереди — последние годы.  Среди нового поколения семьи  старых друзей  по Рыбинскому  научному обществу ему было наверняка спокойно и уютно.
    Что-то написать о Светлане Всеволодовне Вейде (на снимке с Золотаревым она  стоит слева), о  ее  замечательной семье потомственных рыбинских интеллигентов хотелось давно. Родилась она  до войны в нашем городе, в деревянном доме с высокими окнами и изумительными резными наличниками, доме, где некогда собирался  молодежный кружок  Рыбинского научного общества. Живший тогда по ул. Гоголя, 26  известный в городе врач Константин Александрович Ливанов, ее дед, происходил из семьи священников Александровой пустыни, служивших  там, в церкви Живоначальной Троицы, полтора столетия. Несколько лет назад в  столичном журнале «Новый мир» были изданы обширные  дневники К.А. Ливанова — яркий документ эпохи. Константин Александрович и его дочь Галина, мама  С.В. Вейде, были членами Рыбинского научного общества   времени Золотарева. Другой выдающийся представитель семьи, отец Константина Александровича и прадед С.В. Вейде, священник о. Александр Николаевич Ливанов, краевед и собиратель материалов по истории края, был членом Ярославского научного общества. В 1904  г.  он открывал только что выстроенное  Николо-Задубровское училище для крестьянских детей рядом со своей Троицкой церковью. Впереди были эпохи великих  потрясений.  В 1905 г. священника вместе с сыном Константином арестовали за содействие  революционерам. На этом полуторавековая служба Ливановых  в Александровой пустыни закончилась. Спустя годы злополучный эпизод новые власти, увы, забыли. После революции Ливановым  пришлось оставить дом на Крестовой улице, где они снимали  верхний этаж, квартиру  на ул. Мологской, 4 (ул. Чкалова). Затем их лишили и большей части дома на ул. Гоголя. В 1922 г. умер о. Александр. В доме на ул. Гоголя  Галина Константиновна ютилась уже в одной комнате с мужем, двумя дочерьми и больным отцом, да еще с чужой  подселенной женщиной. В 1942 г. скончался и дед героини нашего очерка,  врач  К.А. Ливанов. В том же роковом году  выслали из Рыбинска  в Копейск и ее отца, бухгалтера  кожевенного завода Всеволода Готфридовича Вейде — за принадлежность к немецкой национальности.
    Но были и светлые дни. Ливановых  всегда окружали друзья. Гостеприимный дом на улице Гоголя с благодарностью вспоминал потом  известный ленинградский писатель В.Н. Дружинин, автор многочисленных приключенческих романов и повестей. «Мысленно  переношусь в Рыбинск, где огоньком дружбы, тепла сердечного, доброго веселья светил мне в юности дом Ливановых… Друзья, самые близкие сердцу люди находились в Рыбинске». Близким  другом Ливановых  был и  Лев Иванович Ошанин. Семья, в которой он родился, жила некогда в соседнем с ними доме по  Мологской улице. Наш выдающийся  поэт, подаривший сразу нескольким поколениям «Дороги»,  «Течет Волга», «Пусть всегда будет солнце», «Песню о тревожной молодости»,  «Ехал я из Берлина», всегда звонил Галине Константиновне из Москвы, собираясь на свою «малую родину»… Ко всем землякам, в том числе и к ним, Ливановым, было обращено его замечательное  откровение:

    Придет тоска, пахнет бедой —
    Как тихий плот, я сердце сплавлю
    К серебряному Ярославлю,
    К родному Рыбинску
    водой.

    Галина Константиновна долгие годы работала в нашем городе заведующей детским садом. Ее можно увидеть на коллективной фотографии бывших членов старого  Рыбинского научного общества- академиков, профессоров, докторов наук, единственный раз (по инициативе Галины Константиновны) собравшихся в  своем городе на Волге в 1968 г…
    Судьбы четвертого поколения семьи сложились по-разному. Светлана Всеволодовна после окончания второй школы закончила филиал Всесоюзного электромеханического техникума, училась в Ленинградском гидрометеорологическом институте. Ее трудовая биография целиком  связана с Рыбинским заводом приборостроения. Была комсомольской активисткой, участвовала во всех молодежных мероприятиях и субботниках. Навсегда ей запомнилось, как на барже возили с Колокши камни для берега  возле парка  им. ХХII съезда, какие замечательные люди ее окружали. До сих пор в ней сохранился какой-то только ей присущий  задор, остались открытость души и – особая, удивительная,  природная доброта и любовь к людям..
    Муж Светланы Всеволодовны, известный в городе человек, краевед и учитель  Дмитрий Владимирович Романов, написал около 400 статей о истории Рыбинска и знаменитых рыбинцах для главной городской газеты. Долгие годы он был внештатным   корреспондентом «Рыбинской правды» и неутомимым  пропагандистом  рыбинской   истории и культуры. Именно благодаря перу  Д.В. Романова  город  около сорока лет назад  вновь «открыл» для себя Рыбинское научное общество А.А. Золотарева, члены которого вместе с  его главой были репрессированы в далекие тридцатые. Смелые и яркие  публикации Дмитрия Владимировича появились не без участия  Светланы Всеволодовны, хорошо знавшей и Золотарева, и Ошанина. и многих-многих других известных людей. В минувшем году в центральной библиотеке им. Энгельса на Крестовой улице прошел вечер памяти Дмитрия Владимировича Романова, которому в 2007 г. исполнилось семьдесят лет. 
    Сестры Светланы Всеволодовны  Марина (бывший  дошкольный работник) и Ирина  (работала в библиотеке моторного завода) также  живут в родном городе. Многим сегодня известны и другие представители этой замечательной семьи. Двоюродная сестра С.В. Вейде, Ирина Вадимовна Ливанова — выдающаяся художница Палеха. Она расписывала холлы гостиницы «Россия» в Москве, работала над декорациями Мариинки. Татьяна Львовна  Васильева, в недавнем прошлом директор Департамента культуры и туризма Ярославской области – тоже «из Ливановых».
    …Со Светланой   Всеволодовной  в свое время  меня познакомила незабвенная и вездесущая Людмила Михайловна Марасинова. Когда в 1994 г. в «Рыбинских известиях» появился мой очерк «Легенды Александровой пустыни», она позвонила и сказала, что в Рыбинске до сих пор проживает наследница  александровских священников. С конца девяностых годов неутомимая и энергичная. Светлана Всеволодовна стала собирать у себя  дома на своеобразных вечерах-диспутах своих друзей – музейщиков и краеведов из Москвы и Рыбинска. Эта традиция (надо отдать должное  хозяйке) продолжается по сей день. Завсегдатаем долгих бесед у наследницы Ливановых был, к примеру, и  недавно безвременно ушедший от нас светлый человек  Николай Макарович Алексеев — организатор и создатель музея Мологи. Масса  интересных, в том числе и уже воплощенных, идей   родилась в спорах и дебатах на этих памятных встречах.
    Прошли годы, много-много волжской воды утекло. В девяносто шестом году   равнодушные к своему городу люди разобрали, снесли дом Ливановых на улице  Гоголя.  Однако окна гостеприимной  квартиры той, которая в нем родилась, продолжают гореть для многих, как некогда «огоньком дружбы» светил и старый ливановский дом.

    Е. Розов,
    председатель президиума
    Совета Рыбинского отделения Всероссийского
    общества охраны памятников
    истории и культуры