ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

О ГРЕМЯЩЕМ НЕБЕ ВОЙНЫ

Приближается праздник 9 Мая - День Победы. За минувшие годы он стал поистине всенародным. И в большинстве семей в этот день поднимают стопку с фронтовыми ста граммами, чтобы помянуть не вернувшихся с войны. Ведь, наверняка, в каждой семье отцы и деды, братья и сестры, дочери и сыновья были на фронтах Великой Отечественной, многие не вернулись, сложив свои головы за свободу Родины. Может быть, кто-то скажет, что мои слова звучат слишком высокопарно, жизнь есть жизнь, война есть война, всякое бывает и случается. Может быть. Но те старики, которые сегодня живы и которые прошли дорогами войны, говорят, что тогда был такой подъем патриотического настроения, что сегодняшней молодежи представить это очень сложно.
День 9 Мая радостный и в то же время грустный. Радостный, потому что это - Победа, победа нашей страны над врагом. Грустный, потому что ветеранов с каждым годом становится все меньше. Я помню те демонстрации, начала 80-х прошлого столетия, когда все еще были молоды, счастливы и живы.
Поэтому с каждым годом воспоминания ветеранов, участников войны для сегодняшнего поколения, ныне живущих становятся ценнее и ценнее. Я всё задаюсь вопросом, на который так и не нахожу ответа: когда уйдет последний ветеран, будет ли нужен кому-нибудь праздник 9 Мая? Хотя про такие крупнейшие сражения русских войск, как Куликовская битва, Бородино помнят…
Но сегодня хотелось бы рассказать о человеке, который прошел дорогами войны и живет в нашем городе. Он занимался обслуживанием самолетов-штурмовиков «Ил-2», которые немцы называли «черной смертью». Хотя всю жизнь мечтал летать… Но этому не суждено было сбыться.
Воспоминания ветеранов окунают нас в атмосферу тех лет. Слушаешь их и сразу представляешь картину жизни того  времени.
Знакомьтесь: Николай Михайлович Харитонов, ветеран Великой Отечественной войны.
Война в жизнь советских людей ворвалась внезапно, как будто обдала огнем. И 22 июня 1941 года осталось в памяти людей навсегда.
- Начало войны я встретил 16-летним мальчишкой в родном селе Сарлей Горьковской области. К тому времени родители наши умерли. Я, окончив в 1941 году восемь классов, работал в колхозе. В то воскресное утро меня подняла бригадир колхоза со словами: «Коля, вставай, началась война!» Меня отправили развозить повестки по району. Утром у сельсовета было уже многолюдно. Многие готовились к отправке в армию. Женщины плакали, провожая своих мужей, братьев, мужчины крепились: «Мы фашистов разобьем!» Из нашей деревни в сорок первом на фронт ушли 40 человек, вернулись после войны только 10.
Потом для Николая Михайловича настало время учебы в ремесленном училище № 5 города Горького.
- Мне, как сироте, выдали в колхозе костюм, телогрейку, шапку, ботинки. Пока с братом ждали поезда в Горький, отдал ему новую одежду.
После окончания училища получил пятый ученический разряд слесаря-инструментальщика по штампам. Из ста выпускников его присвоили только пяти ребятам. Будучи в училище, посещал аэроклуб, хотел стать летчиком.
- А тогда летчиком хотел стать, наверное, каждый мальчишка. Ведь все были наслышаны о полете Валерия Чкалова. Кстати, - продолжает Николай Михайлович, - он был депутатом от нашего района, прилетал к нам, катал нас, пацанов, на самолете. После училища у нас, пятерых лучших выпускников, была бронь от службы в армии. Я попросился на фронт добровольно, моя мечта – лётное училище и лётная работа.
Но этому, увы, не суждено было сбыться.
- Медкомиссия признала меня годным к лётной работе. 22 декабря 1942 года нас отправили на пересыльный пункт города Горького. Каждый день на фронт отправляли по 3-4 тысячи человек. Уже ночью прозвучала команда: «Летчики, становись!» Должны были ехать в лётное училище под Куйбышев (ныне Самара – Авт.), оказалось, что привезли в город Котельнич Кировской области, в Яновскую военную школу авиационных механиков ВВС Красной Армии. Некоторые, узнав, что здесь будет готовиться группа технических специалистов, а не летчиков, просто сбежали, но военная комендатура всех вернула назад. В городе Котельнич в то время находился Иван Кожедуб, летчик-истребитель, который нас убедил, что без технических специалистов невозможно поднять в воздух ни один самолет. Да и летчики из технических специалистов получаются более грамотные.
После этого началась подготовка. Нас учили обслуживать самую передовую и современную на то время технику – самолеты-штурмовики «Ил-2». Весила такая машина 6 тонн, имела шесть бомб по 100 кг каждая, две пушки калибром 23 мм в правом и левом крыльях, два пулемета калибром 7,6 мм. Один пулемет Дегтярева калибром 12,7 мм был у воздушного стрелка, охранявшего в бою заднюю сферу самолета от вражеских истребителей. Также под плоскостью самолета было установлено восемь реактивных снарядов. Учеба закончилась в марте 1944 года. На фронт провожали с музыкой, меня направили в 828-й штурмовой авиационный полк Карельского фронта в составе 7-й воздушной Армии. Нас делили тогда, как конфеты – в армию начала поступать новая, современная техника, нужны были специалисты для ее обслуживания.
Николай Михайлович был направлен обслуживать самолет «Ил-2» командира полка Митрофана Петровича Краснолуцкого, который в авиации служил с 1932 года, был участником белофинской войны, сам лично сбил два немецких самолета, вступив с противником в неравный бой, за что ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Вообще, главной задачей 828-го полка была поддержка с воздуха передовых порядков наступающей армии: пехоты, танков, связистов, артиллеристов; разбивать с воздуха подъездные пути, шоссейные дороги, мосты, уничтожать склады, подавлять с воздуха огневые позиции  противника.
- В один из дней апреля 1944 года я провожал командира на боевое задание: разбомбить сильно укрепленный немецкий опорный пункт около Кестенги. Улетели 9 самолетов, вернулись только 5. Командир вышел из машины весь бледный, руки у него дрожали. Самолет был как решето, в пробоинах. Думали, что такой кусок железа больше в воздух никогда не поднимется. Дыры и пулевые пробоины заделали. Машина еще служила нашим летчикам верой и правдой. Тогда задание выполнили – немецкие склады, линии связи, зенитные артиллерийские точки, живая сила противника были уничтожены.
Военные действия на Карельском фронте разворачивались вдоль Кировской железной дороги. Фронт проходил по линии Мурманск – Ленинград – Мурманск – Москва, имел самую большую протяженность из всех фронтов – 1600 километров и глубину 100 километров. Карельский фронт считался самым сложным и существовал 3,5 года. Это направление для Советского государства было стратегическим – именно по нему поставлялись по ленд-лизу самолеты, машины, техническое оборудование, обмундирование, питание.
Наши войска с каждым днем отодвигали линию фронта на запад. Летчики и техники дневали и ночевали у самолетов, готовые к выполнению новых боевых заданий. Через 10-12 дней приходилось менять аэродромы. Зимой для взлета самолетов использовали ледяной «панцирь» озер.
Осенью 1944 года наши войска освободили Кандалакшу, пошли в направлении Мурманска, в сторону Норвегии. После освобождения города Никель и всей Норвегии дивизию, в которой служил Николай Михайлович, перебросили на 2-й Белорусский фронт. Освобождали Варшаву, Плоцк, Штетин, Гданьск, Гдыню, форсировали реку Вислу. Полк и дивизия участвовали в разгроме двух немецких армий, идущих через Потсдам на помощь Берлину по указанию Гитлера. Армии были разбиты в апреле 1945 года. Самолеты делали боевые вылеты вплоть до 6 мая 1945 года. Главная задача – прикрыть наши армии, которые находились на подступах к Берлину.
- О том, что со дня на день должны объявить о Победе, мы уже знали, - продолжает свой рассказ Николай Михайлович. – 9 мая был обычный подъем, завтрак. Потом построили весь полк. Этого дня страна ждала долгие четыре года. 9 мая 1945 года десяти нашим летчикам присвоили звания Героев Советского Союза. Было весело и радостно, что закончилась война.
За годы войны Николай Михайлович получил 29 благодарностей от Верховного Главнокомандующего, ему был вручены две медали «За боевые заслуги», медаль за освобождение Карелии «За оборону Советского Заполярья», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», орден Великой Отечественной войны II степени.
Сразу после окончания войны полк, в котором служил мой собеседник, расформировали. Затем была учеба в Харьковском военном авиационно-техническом училище, которое Николай Михайлович окончил в 1947 году в звании техника-лейтенанта по специальности «Техник звена по эксплуатации реактивных самолетов и двигателей». Служил в Белоруссии, работал военным представителем на Уфимском авиазаводе, где поступил для получения более глубоких знаний в Уфимский авиационный институт. Проходил службу на ремонтных авиабазах Челябинска, Куйбышева, Германии. И только затем, в 1968 году Николай Михайлович приехал в Рыбинск. На завод дорожных машин тогда требовался военный представитель, потом был военпредом на моторостроительном заводе, откуда вышел на пенсию. Следом был приборостроительный завод, должность техника, инженера-конструктора, потом вновь моторостроительный, но уже должность инженера по охране окружающей среды.
Во время нашей беседы поинтересовалась у Николая Михайловича: «Нужно ли ныне живущим рассказывать о войне?»
- Обязательно нужно, - считает он. – Если бы не люди, которые дрались на полях сражений на смерть, которые стояли у станков до изнеможения, наверное, и не было бы Победы в 1945-м. Особенно нужно о войне рассказывать молодежи, какой подвиг совершили их бабушки и дедушки, а теперь уже, скорее, прабабушки и прадедушки. Тогда каждый солдат был настоящим защитником своей страны.
Вот такая у нас получилась беседа - немного грустная, и в то же время волнительная.
Дорогие наши ветераны, те, кто ковал Победу на фронте и в тылу, в канун дня Победы примите низкий земной поклон за всё вами сделанное, мы у вас в неоплаченном долгу. Здоровья вам и бодрости духа! С праздником!

Светлана Бакунина



4 Мая 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В «Демино» монтируют мишени для биатлона

В «Демино» монтируют мишени для биатлона   Сегодня техническая делегация приняла участие в работе по установке тридцати комплексов... 22.11.2017 



Рыбинцев приглашают обсудить программу «Формирование городской среды»

Рыбинцев приглашают обсудить программу«Формирование городской среды»    Общественное обсуждение проекта муниципальной программы... 22.11.2017 



Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»

Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»    Глава Рыбинска Денис Добряков и заместитель председателя правительства Ярославской... 22.11.2017 



Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска

Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска    Прививочная кампания в Рыбинске практически завершена. На 15 ноября... 21.11.2017 



Волшебный автопарк набирает водителей

Волшебный автопарк набирает водителей     «НаШествие Дедов Морозов» в Рыбинске вновь будет сопровождать новогодняя автоколонна.... 21.11.2017 



Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум

Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум    В Санкт-Петербурге прошел VI Международный культурный форум.... 21.11.2017 



Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет

Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет    Администрация Рыбинска представила на рассмотрение депутатов Муниципального... 20.11.2017 



День бесплатной юридической помощи

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи   24 ноября 2017 года Общественная приемная губернатора... 20.11.2017 



В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта

В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта   С 1 декабря изменяется маршрут автобусов № 12 «ПАТП-1 – Завод «Призма».... 20.11.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru