ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Умный спортсмен: возможно ли такое?

Отношение к спортсменам в обществе всегда было неоднозначным. Популярную точку зрения «Сила есть – ума не надо» многие пытаются применить и к спорту. Широкоплечий, мускулистый, веселый, короткостриженый, с маленькой головой и толстой шеей, читающий по слогам, таблицу умножения знающий только наполовину, - таким люди воспринимают того, кто активно занимается спортом. Худой, сутулый, в очках, слабый, с книжкой в руках – эти качества по мнению большинства являются непременным атрибутом очень умного человека.
Но так ли это на самом деле? Действительно ли у спортсмена не хватает мозгов для выполнения серьезной умственной деятельности, а умные люди не способны к занятиям спортом?
Все свободное время ребенок проводит на футбольном поле. В результате, по физкультуре у него «пять», а по другим предметам – «2» или слабая «3». Его одноклассник целыми днями сидит дома с учебниками, спортом не занимается, даже на дискотеки не ходит. Его результат – «пятерки» по всем предметам, кроме физкультуры. Учителям это очень хорошо знакомо. Такие ученики есть, наверное, в каждой школе. Но успеваемость сама по себе не является показателем ума. Как правило, по-настоящему умные люди не особенно гонятся за оценками, предпочитая заниматься тем, что им интересно. Даже обучаясь в престижных высших учебных заведениях, умные люди не для «красного» словца говорят, что «лучше иметь среднее соображение, чем высшее образование».
Но мы не ответили на вопрос: «Нужен ли ум спортсмену?»
Анекдот №1 – Зачем футболисту голова?
                      -  Чтобы мяч отбивать.
Анекдот №2 -  Умный футболист.
Из этих анекдотов следует, что футболист думает ногами и руками, что голова здесь ни при чем. То же самое можно сказать и про другие виды спорта. Но справедливо ли будет так говорить?! Думает ли баскетболист, когда бросает мяч в корзину? О чем размышляет прыгун в высоту перед прыжком? Чем думает пианист, когда выступает на концерте, пальцами? Мозги у боксера находятся в кулаках? Как открыть пивную бутылку без открывашки? Зубами? А если нет зубов? Что поможет человеку открыть бутылку?
«Мышление», - вот единственно правильный ответ на этот и на все предыдущие вопросы! Мышление предваряет все осознанные, произвольные действия, позволяя человеку решать любые задачи! При этом, для мышления не имеет значения, собрались ли мы с вами забивать гвоздь в стену или играть в футбол: наш мозг получает команду так организовать работу всех 600 (с гаком) мышц нашего тела, чтобы двигательная задача была решена! Управлять этим «богатством» не так-то просто. Именно поэтому, значительная часть коры больших полушарий головного мозга отвечает именно за управление движениями. Координация движений – зеркало умственных процессов.
Развитие физических качеств спортсмена, таких как быстрота, сила, выносливость, ловкость имеет огромное значение для достижения высоких спортивных результатов. Но тело спортсмена можно сравнить с автомобилем. Что толку, если в машине 360 «лошадей», а водитель путает педаль «газа» с педалью «тормоза»? С другой стороны, водитель слабенькой машины силой своего ума может придумать, как обогнать более мощного «монстра». Водитель в нашем примере – это голова (мозг) спортсмена.
Движение – это жизнь.
«Может быть, спортсмену и нужна голова, но какой от этого толк? Ну, займет он первое место, станет мастером спорта. Но ведь он ни на что, кроме спорта, больше не годится! В спорте задействованы специфические умственные способности, не такие, как в серьезных науках. Ему со своим спортом и в институте учиться будет не под силу!» - об этом говорят учителя на педсоветах и даже дети, когда приходят на уроки физической культуры.
«Специфические умственные способности» спортсмена, не имеющие ничего общего ни с математикой, ни с какими другими науками, - это главный козырь всех, кто считает, что спорт ума не прибавляет.
Сегодня мы будем вынуждены огорчить многочисленных сторонников этой теории. Для начала напомним общеизвестную истину, что человек взаимодействует с окружающим миром только посредством движений. Мимика, осанка, манеры, походка, жесты – это ведь тоже движения! Пишем ли мы с вами письмо или кушаем суп – мы совершаем движения, решаем бесконечные двигательные задачи. Даже играя в компьютерные игры, мы совершаем высокоточные движения кистью и пальцами на компьютерной «мыши». Чем человек, например, играющий в футбол, отличается от рабочего, стоящего у станка? Ничем! И тот, и другой решают сложные двигательные задачи, различающиеся только по содержанию.
«Значит, спорт полезен для подготовки простых рабочих, но не для людей – интеллектуалов, деятелей науки и др.», - со второй частью этого утверждения также можно поспорить.
Процесс познания окружающего мира начинается у младенца с простейших движений, которые усложняются по мере взросления. Многочисленные исследования показали, что первые толчки к развитию интеллектуальных способностей ребенка начинаются с раннего физического развития. Американские ученые провели эксперимент с обучением новорожденных ходьбе, в нем приняли участие шесть храбрых мам. Перед тем, как кормить малыша, каждая из них ставила его на стол и удивленно наблюдала, как тот переставлял ножки – срабатывал так называемый шаговый рефлекс. Ученых больше удивило не то, что эта шестерка пошла самостоятельно не в 12, как обычно, а в 6-7 месяцев, а то, насколько выше остальных детей они были развиты интеллектуально. Всем известен популярный лозунг: «Плавать раньше, чем ходить!» Восьмимесячные младенцы запросто ныряют на дно бассейна за игрушкой, 9 минут могут пробыть в воде без помощи старших. Но опять же, удивляет больше другое: практически у всех малышей, которых научили плавать в раннем возрасте, уровень развития интеллекта оказался выше среднего.
Казалось бы, какая тут связь? При чем здесь интеллект? Ребенок плавает и … умнеет. Рано начинает ходить и становится умнее сверстников, тех, с кем специально не занимались.
Одним из тестов готовности ребенка к школе является тест на овладение им точными мелкими движениями кисти руки. Рука представлена в коре больших полушарий головного мозга наибольшим количеством нейронов! Ребенок, который плохо владеет самым точным на земле «инструментом» (кистью собственной руки), не готов к обучению в школе. Получается, что между интеллектом и движениями существует не косвенная, а самая прямая связь! Чем точнее и гармоничнее движения человека, тем более лучшим и качественным «инструментом мышления» он обладает.
У каждого человека свой индивидуальный «инструмент мышления». Существует множество двигательных тестов (В.Клименко «Психологические тесты таланта»), позволяющих диагностировать этот «инструмент». Ум или иначе «инструмент мышления» - это способность человека своевременно, быстро, наименьшими усилиями, с наибольшей эффективностью достигать поставленной цели. С этих позиций становится понятным, что, например, одаренный футболист, с легкостью забивающий совершенно невероятные, красивые голы, обладает неординарными умственными способностями. Любой спортсмен, занимающий призовые места на Олимпийских играх и других соревнованиях и чемпионатах высокого уровня, по определению, не может быть глупым!
Чего лишает себя человек, который «делает ставку» на неспортивный, сидячий образ жизни, пусть даже с учебником в руках?
Он лишает себя уникальной возможности использовать самое эффективное средство поумнения: «оттачивание», улучшение своих умственных возможностей с помощью движений!
Кроме того, мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов в ЦНС (центральная нервная система). Поэтому, чем интенсивнее двигательная деятельность в пределах оптимальной нормы, тем полнее реализуется генетическая программа, увеличивается энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Говоря простым языком, спортсмен обладает большим жизненным потенциалом, чем неспортсмен. А у кого больше энергии, тот и достигнет (при прочих равных) больших успехов.
Во-вторых, спортсмен более устойчив к стрессам, легче адаптируется к сложным меняющимся условиям жизни, имеет огромную силу воли, которую он вырабатывает на регулярных тренировках. Учитывая, что все болезни от нервов, спортсмен, имея более крепкие нервы, получает больше шансов быть здоровым, чем неспортсмен, и добьется лучших результатов в любом виде деятельности.
В-третьих, занятия спортом способствуют выработке в организме человека так называемых гормонов «счастья». Именно поэтому, хорошее настроение обычно всегда сопутствует занятиям спортом. А без хорошего настроения – ни одно дело не получится.
В-четвертых, самый лучший способ отдохнуть от больших умственных нагрузок – активная двигательная деятельность. Умственный труд спортсмена, который чередует умственные и физические нагрузки, будет на порядок продуктивнее, чем неспортсмена.
Получается, что талантливый спортсмен, если он решил направить «инструмент своего мышления» в сферу решения научных, чисто интеллектуальных задач, имеет большие шансы добиться высоких результатов не только в спорте, но и, например, в науке, чем неспортсмен.
И в завершение наших рассуждений, приведем еще один пример: самый умный человек в нашей стране, президент В.В.Путин, является мастером спорта по самбо.
Ну а для того, чтобы наши с вами рассуждения о том, может ли спортсмен быть умным, не показались кому-нибудь холостыми выстрелами, мы расскажем сегодня об одном умном спортсмене, достижения которого как в спорте, так и в науке, если не выдающиеся, то высокие и неординарные.
Лучший спортсмен.
На доске почета в Октябрьской средней общеобразовательной школе висит фотография лучшего спортсмена школы. Лаптев Кирилл, ученик 11 класса, свою спортивную и тренерскую карьеру начал с шахмат, когда в возрасте 4,5 лет научил своих друзей из средней группы детского сада премудростям шахматной игры. В 9 классе он целый год тренировал школьников, в результате сборная школы заняла 2 место на районных соревнованиях среди сельских школ. Кирилл хорошо играет: в 10 классе он выполнил 1 взрослый разряд по шахматам.
В возрасте 6 лет Кирилл научился плавать после того, как … утонул. С братом Алексеем они всю зиму учились задерживать дыхание: 1,5 минуты маленький Кирилл мог без особого труда провести, окунувшись с головой в ванну. Летом он решил нырнуть по-настоящему,  и не умея плавать, тут же пошел ко дну. Кто-то из отдыхающих увидел, что мальчик подозрительно долго не появляется на поверхности, началась срочная операция по спасению утопающего. Кирилл еще сам не понял, что утонул, а его уже спасли (но положенные 1,5 минуты он провел под водой без малейшего ущерба для своего здоровья). Он лежал на дне глубокой подводной ямы и думал: «А что произошло? Я что, утонул?» На следующий день обеспокоенные произошедшим родители Кирилла попробовали научить сына плавать. Внимательно выслушав объяснения, с третьей попытки мальчик поплыл самостоятельно.
Кирилл прошел через все спортивные секции, которые работали в школе: легкая атлетика, туризм, футбол, баскетбол, волейбол. В настоящее время он занимается в с/к «Метеор» волейболом, является лучшим волейболистом Рыбинского района среди школьников, трижды с его участием (последний раз 22 февраля 2006 года) команда юношей Октябрьской школы становилась абсолютным победителем первенства рыбинских сельских школ по волейболу. Кирилл играет в качестве нападающего в составе мужской волейбольной команды поселка Октябрьский. В прошлом году на первенстве Рыбинского района по волейболу среди взрослых спортсмены заняли 1 место.
В 2005 году на Олимпиаде по физической культуре среди городских школ Кирилл был 4-ым (для сельского школьника это – большое достижение), а среди сельских – 1-ым. Его физические возможности можно оценить как «высокие»: подтягивание – 18-20 раз, прыжок в длину с места – 180 см.! Среди учащихся школы Кирилл пользуется большим авторитетом.
Но призовых мест на районных соревнованиях, хорошего выступления на олимпиаде по физической культуре, звания «лучший спортсмен школы», 1 разряда по шахматам Кириллу показалось недостаточно. И тогда он решил удивить всех … своим умом.
Умный спортсмен.
Спорт в жизни Кирилла всегда имел огромное значение. До шестого класса кроме спорта и гуляний с друзьями его ничего особенно не интересовало. Тем не менее, в феврале 2006 года Кирилл занял 1 место на областной Олимпиаде по физике! Простой деревенский паренек отправил в нокаут престижные физико-математические лицеи Ярославля и всех городов Ярославской области, сразил наповал воспитанников лицея №2 города Рыбинска! Аналогично тому, как мощным нападающим ударом Кирилл ставит победную точку на соревнованиях по волейболу, обыгрывает соперников на шахматных турнирах, он лучше всех в области справился со сложнейшими задачами по физике. Теперь Кирилл получил право без экзаменов поступать в любой институт (или университет) Ярославской области на физико-математический факультет (для этого ему достаточно просто окончить школу, и он – уже студент!). Но у Кирилла планка достижений находится гораздо выше: вслед за своим братом, он собирается поступать в МФТИ (Московский физико-технический институт), хотя сейчас самая главная задача – участие в  зональной Олимпиаде по физике среди школ европейской части России, которая будет проводиться весной 2006. С целью подготовки к этой наипрестижнейшей Олимпиаде, Кирилл дважды в неделю, в среду и в субботу, после уроков, ездит в город Ярославль на 4-х часовые консультации, которые проводит Турунтаев Сергей Викторович, кандидат физико-технических наук, преподаватель ЯГПУ им. К.Д.Ушинского и ЗФТШ (заочная физико-математическая школа, ныне – «ЛОГОС») при университете. В среду Кирилл приезжает домой, в поселок Октябрьский, на московском автобусе  только к полуночи (занятия в ЗФТШ начинаются в шесть вечера). При этом, лучший физик области не прекращает два раза в неделю, после уроков, ездить в рыбинский с/к «Метеор» на тренировки в волейбольной секции и очень переживает, что в среду пропускает занятия в школьной секции по волейболу из-за необходимости ехать на консультацию в Ярославль.
Не преувеличением будет сказать, что Кирилл Лаптев – это не просто человек, которому во всех его начинаниях сопутствует удача, это - уникальный случай в педагогике, когда умственное и физическое развитие ребенка, подростка, юноши «идут рука об руку». Было бы недопустимой ошибкой оставить без внимания этот феномен.
Рассказывает мама Кирилла,
Лаптева Наталья Борисовна
Педагогика Лаптевых.
«Воспитание в нашей семье основано на отсутствии какого бы то ни было принуждения. В 1,5 года Кирилл выучил все буквы русского алфавита. Мы были очень рады. Но, став немного взрослее, он благополучно их забыл. Мы не стали переживать по этому поводу. В 5 лет у Кирилла вновь появилось желание научиться читать. Мы помогли, и за 2-3 занятия он вспомнил все буквы и смог прочитать первое слово. Потом его вообще перестало что-либо интересовать, кроме спорта и гуляний с друзьями. Мы с мужем не устраивали дома скандалов и сцен: не хочешь – не надо. Но после окончания 6 класса, Кирилл с помощью старшего брата Алексея прошел весь курс физики за 7 класс. Это стало большим подарком для нас. Физика в школе начинается с 7 класса. Поэтому, когда одноклассники Кирилла еще только начинали знакомиться с новым предметом, Кирилл под руководством опытного педагога (с 25 летним стажем работы) Усанова Александра Ивановича, учителя физики в Октябрьской школе, готовился к городской Олимпиаде по физике среди 8 классов. Александр Иванович убедил, заинтересовал Кирилла своим предметом. В результате Кирилл поступил в ЗФТШ, и уже в 7 классе участвовал в областной Олимпиаде по физике, на которой занял 9 место. В 9 и 10 классах в Рыбинске он был вторым, а на области дважды – четвертым. В 2006 году Кирилл как Рыбинске, так и в Ярославле стал победителем.
В чем причина такого успеха? У Кирилла – хорошие природные задатки. Во многом ему помог его старший брат Алексей, который приобщил Кирилла и к шахматам, и к физике, пример которого оказал на него большое влияние. Кирилл – с 7 класса обучается в  ЗФТШ, ездит на обучающие семинары, тренинги. Один – два раза в год его, как лучшего студента ЗФТШ, приглашают на льготных условиях оплаты в загородный лагерь, где с ним и такими же талантливыми школьниками занимаются ведущие специалисты. Кроме того, Кириллу очень повезло с учителем. Александр Иванович не тянет «одеяло успеха Кирилла» на себя, но во всем ему помогает. Находит время и занимается с ним индивидуально. Без такой поддержки опытного педагога сельскому школьнику сложно пробивать себе дорогу. Сельских «выскочек» в городах не любят, особенно в Ярославле. Александр Иванович научил Кирилла, как нужно отстаивать свои права в случае несправедливого судейства, не падать духом и достигать поставленной цели».
На наш взгляд есть еще некоторые обстоятельства, повлиявшие на высокие достижения Кирилла. Во-первых, разносторонность его интересов. Спорт помогает Кириллу быть талантливым физиком, а сильный логический ум позволяет ему великолепно владеть своим телом и достигать вершин спортивного мастерства. Во-вторых, (и это немаловажно) хоть Кирилл учится и не в лицее, но и простой сельской школой Октябрьскую среднюю общеобразовательную школу назвать нельзя:
1997 год – Лауреат Всероссийского конкурса «Школа года – 97»
1999 год – Лауреат областного конкурса «Школа года – 99»
2000 год – «Школа века»
2002 год – Победитель областного конкурса образовательных программ, направленных на противодействие распространению наркотических веществ.
2004 год – Лауреат конкурса «Школа высшей категории 2004» Академии творческой педагогики.
2005 год – Победитель муниципального и регионального конкурсов «Лучшие школы России»
2006 год – Подготовка к участию во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России».
Достижения Кирилла Лаптева, ученика 11 класса лучшей в Ярославской области сельской школы (по итогам конкурса 2005 года) – хороший пример для подрастающего поколения, учителей и родителей.

Павел Павлов



19 Апреля 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

«Рыбинская рыба» - на «Поле чудес»

«Рыбинская рыба» - на «Поле чудес»   Жительница Рыбинска сегодня отправилась в Москву, чтобы принять участие в телепередаче «Поле... 22.06.2017 



В Рыбинске в День памяти и скорби прошел митинг

В Рыбинске в День памяти и скорби прошел митинг   22 июня в Рыбинске состоялся митинг у мемориала «Огонь Славы», посвященный ... 22.06.2017 



В Рыбинске состоится прием главы выпускников-медалистов

В Рыбинске состоится прием главы выпускников-медалистов   26 июня в Общественно-культурном центре состоится прием главы выпускников-медалистов... 21.06.2017 



Специалисты системы здравоохранения могут рассказать об успешных практиках

Специалисты системы здравоохранения могут рассказать об успешных практиках   Руководствуясь задачей информационно содействовать... 21.06.2017 



В Рыбинске прогнозируют грозу и град

В Рыбинске прогнозируют грозу и град   Вечером 20 июня, ночью и утром 21 июня местами по Ярославской области, в том числе в Рыбинске,... 20.06.2017 



Руководители Общественной палаты региона и приемной Губернатора приведут в Рыбинске совместный прием

Руководители Общественной палаты региона и приемной Губернатора приведут в Рыбинске совместный прием   26 июня в 11 часов состоится... 19.06.2017 



30 июня в Рыбинске откроется музей воинов-интернационалистов

30 июня в Рыбинске откроется музей воинов-интернационалистов   30 июня, накануне Дня ветеранов боевых действий и вооруженных ... 19.06.2017 



В День памяти и скорби в Рыбинске состоится митинг

В День памяти и скорби в Рыбинске состоится митинг   22 июня, в День памяти и скорби, в Рыбинске состоится митинг, посвященный... 19.06.2017 



Рыбинцы обсудят требования к муниципальным закупкам

Рыбинцы обсудят требования к муниципальным закупкам    Жителей Рыбинска приглашают принять участие в обсуждении Правил... 16.06.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru