ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Фанк! Фанк, господа!

2 марта в варьете КК «Авиатор» состоялся концерт поистине уникальный. Во всяком случае, для Рыбинска. В одной программе выступали два фантастических музыканта современной российской сцены – пианист Даниил Крамер и скрипач Феликс Лахути. Маститый джазмен и подвижник популярной в молодёжной среде электронной музыки на глазах восхищённой публики виртуозно взбивали коктейль в стиле фанк. Обжигающий, волнующий многоликой гаммой полутонов и сменой ритмов. Дарящий головокружительный восторг парения в лучах восходящего солнца и брызгах водопада. Ожог и нега. Бешеная дрожь кончиков ногтей. Стук каблуков о паркет. Мелодия ивового листа, плывущего по воде. Всё это поглотило на целый вечер эмоции пришедших в варьете  слушателей. Свободных мест не было. Дополнительные стулья пришлось искать в спешном порядке.
Феликс Лахути приехал в Рыбинск впервые. Невысокий, плотный перс – он, действительно, потомок этого древнего народа. Как сообщил публике Даниил Крамер, именем одного из Лахути названа улица в Душанбе. Экзотика вошла вместе с Феликсом на сцену. В красочном наряде и бандане. Его электронная пятиструнная скрипка звучала голосами джунглей, морского прибоя и лунного света. Это была не просто дивная авторская музыка, в плетении которой то тут, то там угадывались тени давних, спрятавшихся в памяти мелодий. Их вихрь складывался в фантастическую и в то же время совершенно реальную картину – вода, облака, солнечные лучи, шелест листвы, птицы... Но рисовал её скрипач не со стороны света или тени, а с какой-то лишь одному ему известной, третьей стороны. И пение его сливалось с текучими образами в единый бурляще-летучий поток.
Музыканты играли соло. Играли дуэтом. Эллингтон, Гершвин, Моцарт – юбилейную дату грех было обойти вниманием, - Джордж Клинтон – один из отцов  фанка, бодро зашагавшего по миру ещё в 60-х и развившегося в 70-х гг. прошлого века. И проживающий ныне в Америке Аркадий Шилклопер... Стили, школы, имена сменяли друг друга в неожиданной последовательности. И столь же неожиданном прочтении. И получалась феерия фанка – музыки, которую играют только с открытой душой.
Третий приезд Даниила Крамера в Рыбинск стал новой страницей для поклонников его блистательного таланта. В первый раз музыкант вместе с квартетом им. Глинки представил мировую классику, в том числе Чайковского и Шуберта. Во второй – традиционный джаз – в сотворчестве с Сергеем Васильевым и Павлом Тимофеевым. Струна старенького рояля тогда не выдержала, что Крамера ничуть не смутило... В этом году джазмен с клавишей переместился на полированную крышку инструмента –  свободный стиль не знает условностей и границ...
После концерта Даниил Крамер дал интервью для нашего еженедельника:

- Даниил Борисович, со стороны вы кажетесь одним из самых непредсказуемых музыкантов на российской сцене: в одном случае играете с джазменами, в другом – с симфоническим оркестром, в третьем – с музыкантами авангардного направления. Сегодня выступали с представителем современной клубной культуры – играли фанк. Какими ещё экспериментами планируете удивить своих слушателей?
- Я так не строю свою жизнь. Я же не поп-звезда: чтобы в планах было обязательно удивить, иначе на меня не купят билеты. У меня в планах, прежде всего, - играть музыку. Ту, которая интересна. Если публика при этом удивляется, значит, так получается. Но уверяю вас: удивление – не является моей задачей. Абсолютно. И как только я осознаю, что строю свою программу только для того, чтобы кого-то удивить, это будет означать, что я перестал быть музыкантом, что я стал деятелем шоу-бизнеса. А я это дело не уважаю.
- И всё-таки ваши концерты – шоу. В лучшем смысле этого слова. Слушатели «проглатывают» их на одном дыхании...
-  Шоу... Даже Дюк Эллингтон называл свои концерты именно этим словом. Поэтому элементы шоу есть практически у всех музыкантов. Весь вопрос – самый главный – тот, который отделяет искусство делать деньги на шоу от искусства, которое использует элементы шоу.
- Вы считаете, что это помогает джазу быть более популярным?
- Нет. А зачем джазу быть более популярным? Он такой, какой есть. Джаз так же, как и классика, не стремится завоёвывать популярность: он уже всё сделал. Это нужно только поп-арту: всё время делать деньги, деньги, деньги... Ни джазу, ни классике, ни фолку это в такой степени не нужно. Все эти три вида искусства занимаются искусством, а не деланием денег. Да, мы музыканты. Мы получаем гонорары. Мы живём на них. Но мы, прежде всего – музыканты. Мы не стремимся всех завоевать, чтобы заработать как можно больше. Хотя ни один джазовый музыкант не откажется от «много денег». Так же, как и любой другой. Но не в этом смысл жизни. Он, прежде всего, в том искусстве, которым ты занимаешься...
- Иначе говоря, того количества народа в зале, которое есть сегодня, - вполне достаточно для джазового концерта?
- Ну, я ещё не играл в Рыбинске в большом зале – не знаю, что бы было в этом случае. Но я не уверен, что был бы полный зал, поскольку не думаю, что джаз здесь распространен. Тем не менее, я не ставлю себе цели завоёвывать большинство: эта цель губит музыку - я пробовал это.
- В других небольших городах России картина такая же?
- Она везде разная. Есть маленькие города, которые вполне можно назвать джазовыми: там есть традиции. В этом смысле даже Ярославль, который, если я не ошибаюсь, не намного больше Рыбинска, можно назвать джазовым городом: у них есть джазовый центр. Хотя в данном случае дело не в количестве населения. Я могу сказать, что, например, город Курган сравним с Рыбинском по количеству населения. Только что мы ездили туда вместе с Давидом Голощёкиным дуэтом. Был 41 градус мороза – в зале на тысячу мест свободных мест не было. При этом нам сказали, что из-за мороза и занятия в школах, и множество концертов отменены; и продажи встали. Так что я был до слёз растроган... Количество народа в зале на концерте джазовой, классической или фолк-музыки зависит не от величины города, а от деятельности местных чиновников от культуры и активности местных энтузиастов. Вот, спасибо, в Рыбинске есть Олег Тропынин. Он – по доброй воле: денег ему это не даёт – работает как локальный менеджер, но на клубном уровне. Может быть, он захочет работать как концертный менеджер... Хотя, в принципе, для этого есть профессионалы. Однако они смотрят, прежде всего, не на искусство, а на количество денег, которые они на нём могут заработать – и всё...
- Это касается только России?
- Нет, не только России. Это беда всего искусства XX века. Я бы сказал, начиная со второй его половины...
- Тем не менее, в Европе, скажем, ситуация более оптимистична...
- И да, и нет...
- Почему нет?
- Дело в перепроизводстве. Там очень часто пустые залы обусловлены, во-первых, экономическими трудностями, которые в последнее время являются страшным призраком Европы. Особенно это касается Германии. Во-вторых, - невероятным перепроизводством музыкантов и концертов. Это в итоге приводит к точно такому же отуплению души, как и недостаток музыкантов. Слушатель уже не помнит, кто играл на том или ином концерте, что играл... Казалось бы, рынок диктует условия, но на самом деле – нет. По разным причинам...  Рынок не всегда в полном смысле слова даёт свободу музыканту. Это так: я там работаю. Так что трудно... Я не даю рецептов и не задаю знаменитых  русских вопросов: «Что делать?» и «Кто виноват?». Тем более, что вопрос: «Кто виноват?» - для меня с некоторых пор вообще не стоит. Прежде всего, виноват я. То есть, при любой беде бить по голове нужно, прежде всего, себя...
- Вы всегда придерживались этой идеи?
- Нет. Чем старше и самостоятельнее я становлюсь, тем больше прихожу к выводу, что не хочу никого винить. Хотя и понимаю, кто виноват... Нет смысла винить ни бездарных чиновников, ни бездарный народ. Винить надо себя: я же ничего не делаю для того, чтобы этому помешать...
- Но ваш статус позволяет поднимать этот вопрос на самом высоком уровне, включая президентский?
- Нет. Не собираюсь. Я больше ничем не занимаюсь, кроме музыки. Только музыкой...
- В настоящий момент российское правительство озабочено осуществлением национальных проектов, разработкой и реализацией наиболее актуальных социальных программ. Возможно, в отношении культуры будут предприняты позитивные решения...
- Я вас умоляю... Правительство поворачивается в строну социальных проектов, только чтобы не слететь со своих кресел. Вы что всерьёз верите в «доброго дядю»?
- Во всяком случае, со стороны это выглядит убедительно...
- Хорошо. Вот, вы сделали большой торт и засунули в него яд, выглядит ли торт ядовитым?..
- То есть, реальной помощи  ждать не приходится?
- Наверное, есть отдельные люди, которые это реально делают... Но в целом то, что мы с вами видим... И этот поворот в сторону социального обеспечения. Когда он произошёл? После демонстраций по поводу монетизации, после перекрытия дорог? После того, что они украли всё, что можно украсть. После того, как любой депутат может купить у израильской ювелирной фирмы тысячные бриллианты для своей жены много раз за день? После этого они поворачиваются лицом к народу? Зачем они повернулись? Знаете, я уже бросил об этом думать: слишком мрачные мысли у меня возникают. Я занимаюсь музыкой. Это и есть то, что я могу сделать. Потому что музыка способна повлиять на души людей. Я не говорю, что сделать это может только музыка. Просто это важно именно для меня, потому что я умею играть. Музыка - это то, что я могу дать людям...
- Учитывая российские масштабы и степень влияния на формирование вкусов нашего населения радио и телевидения, возможность эта, в общем, не слишком велика...
- Ну, представьте себе, что народ состоял бы только из таких паршивых людей, как я. Которые думают, которые не верят в деятелей правительства, говорящих нам цензурированные благо-глупости с экрана телевизора и убеждающих нас в том, чего нет на самом деле... Они убеждают нас в том, что они честны... Политик по определению не может быть честным. В политике нет понятия «мораль» - есть только понятие «выгода». Когда вы видите лицо любого деятеля любого правительства любой страны мира, вы должны знать: он не может говорить правду. То есть, он говорит только ту часть правды, которая сейчас выгодна. Второе, что вы должны знать: никакому правителю не нужна неуправляемая нация – с какой стати? Ну, хорошо, есть прослойка интеллигенции, состоящая из таких дураков, как я, которые способны мыслить и анализировать... Вот вы представьте себе, каково было бы управлять страной, если бы все её граждане не верили словам, а верили только фактам. Не верили бы одной газете или телеканалу, а слушали бы ещё французскую, немецкую, американскую, китайскую информацию, и только потом составляли собственное мнение... Представляете, какой ужас был бы? Откуда бы тогда взялись те люди, которых мы называем толпой? Которым надо дать любую эстраду – чем тупее, тем лучше. Любой юмор – лишь бы ниже пояса... Замечательно! Они управляемы. Они вовремя смеются. Им достаточно поднять на полпроцента зарплату - и они уже верят в доброго дядю. Им достаточно кинуть подачку, при этом украв пару миллиардов, как они уже готовы не скидывать правительство...
- Похоже, вы в этом плане не оптимист...
- Нет. Меня вообще политика не наводит на оптимистические мысли. Я космополит. Я не понимаю, зачем нужны границы, зачем людей нужно отделять от других... Что, границы помогают сохранению нашей культуры? А разве отсутствие границ в шенгенской зоне как-то мешает сохранению национальной культуры? Я также не понимаю смысла войны: я не вижу в истории ни одного примера, когда война и насилие принесли добро. Я вижу только одно: на протяжении всей истории человечества некая прослойка людей занималась тем, что играла; пела; танцевала; писала  картины; сочиняла стихи, романы... Вот так вода точит камень. И вдруг через тысячу лет выясняется, что рабство – это плохо. Кто это решил – рабовладельцы, политики или армия? Кто решил и под чьим влиянием? Кто решил, что жизнь человеческая бесценна – армейские, политики, бизнесмены, на совести которых не одна человеческая жизнь?... А люди искусства сохраняют и преумножают то прекрасное, что сделано на Земле. Поэтому я абсолютный оптимист. Пессимист я по поводу всех политиков на свете, но это двухтысячелетний пессимизм. Тем более что нынешние политики ни коим образом не отличаются от прежних. Как было понятие выгоды превалирующим, так и есть. Собственно, это правило политики и не хорошее и не плохое. Политика – это синоним слова «ложь». Так в политике называется дипломатия. Политика – это синоним насилия. Ведь у нас огромное количество людей за последнее время погибло – с разных сторон. На словах это всех волнует, на деле – никого. Иначе они бы не погибали. Кругом одни слова... А вот что при этом делается в душе... Наполнить её добром может музыкант.. Музыка даёт пищу вашему физическому телу. Оно сегодня одно, а завтра – другое. Сегодня оно есть - завтра умерло. А душа – нет. Она живёт всегда...
- У вас много учеников. Где они работают – в России или за рубежом?
- И в России, и в Америке есть, и в Европе... Уехали не все - почему они это должны делать? Я не называю себя патриотом, но я живу в России и работаю для России. Не для правительства, ни для пьяниц, ни для армии – для России. Для тех, живущих в России, кого я хотел бы называть людьми. Но не всех я хочу так называть. И вы, наверное, не всех назовёте людьми...
- Вы сейчас что-то записываете?
- Да, только что записал два диска. Они ещё не вышли. Один – сольный, в Париже записан. Это интеллектуальный альбом, можно сказать, результат моей жизни до настоящего момента. Второй записан в Москве, в зале Павла Слободкина, – вместе с Алексеем Кузнецовым и Сергеем Васильевым. Это альбом просто красивого, традиционного джаза...

Лиана Гаврилова



16 Марта 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Рыбинске состоялось торжественное мероприятие, посвященное 120-летию генерала Батова

В Рыбинске состоялось торжественное мероприятие, посвященное 120-летию генерала Батова   В Рыбинске прошло торжественное мероприятие... 21.09.2017 



Из благоустроенных квартир в неуютные комнаты

Из благоустроенных квартир в неуютные комнаты   В Рыбинске активизирована работа со злостными неплательщиками за жилищно-коммунальные... 21.09.2017 



В течение месяца в ночное время дорога через дамбу шлюзов будет закрыта

В течение месяца в ночное время дорога через дамбу шлюзов будет закрыта   Для выполнения работ по реконструкции Рыбинского гидроузла... 21.09.2017 



«Безопасная железная дорога»

Рыбинск участвует в месячнике РЖД«Безопасная железная дорога»   В сентябре Рыбинск принимает участие в месячнике детской безопасности... 21.09.2017 



В Общественной приемной губернатора ответят на вопросы о пенсионном законодательстве

В Общественной приемной губернатора ответят на вопросы о пенсионном законодательстве   26 сентября с 10 до 12 часов в Общественной... 20.09.2017 



В администрации Рыбинска рассказали о готовности города к осенне-зимнему периоду

В администрации Рыбинска рассказали о готовности города к осенне-зимнему периоду   20 сентября в городской администрации состоялась... 20.09.2017 



В Рыбинске отметят 120-летие со дня рождения героя-земляка

В Рыбинске отметят 120-летие со дня рождения героя-земляка   21 сентября в Рыбинске состоится торжественная встреча трех поколений... 20.09.2017 



Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи   29 сентября Общественная приемная губернатора... 19.09.2017 



Экстренное предупрежление

Ночью и днем сильный ветер и гроза  По данным Ярославского ЦГМС в ближайшие 1-3 часа на территории Ярославской области местами... 18.09.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru