ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

По материалам доклада доктора Михаэля Лайтмана на «Совете Мировой Мудрости» (Окончание)

Глава 6
Путь к свободе

Каждый из нас воспринимает себя как индивидуума, как особую личность, самостоятельную в своих действиях. Неслучайно человечество столетиями вело войны, стремясь достичь свободы личности в той или иной степени. Более то-го, понятие «свобода» затрагивает и другие создания: мы видим, как страдают в неволе животные. Всё это свидетельст-вует о том, что природа не согласна на порабощение какого-либо живого существа.
Но вместе с тем мы очень туманно представляем себе, что такое свобода. Чем больше мы вглядываемся в это поня-тие, тем меньше от него остается. Требуя свободы для каждой личности, мы обязаны предположить наличие у человека необходимых знаний о том, что такое свобода и что такое стремление к ней. Однако сперва нужно проверить: способен ли в принципе индивидуум действовать, исходя из свободного желания?
Жизнь – это непрекращающаяся борьба за лучшую формулу хорошей жизни. Но спрашивали ли мы себя когда-нибудь: что на самом деле в нашей власти, а что – нет? Возможно, в большинстве случаев «жребий уже брошен», а мы продолжаем действовать так, словно ход событий зависит от нас?
Понятие «свободы» сходно с законом природы, простертым над всем миром, – вот почему каждый стремится к ней. Однако природа не снабжает нас информацией о тех действиях, в которых наш выбор поистине свободен, и о тех, в ко-торых содержится лишь иллюзия свободного выбора.
Природа ввергает нас в абсолютную беспомощность и неопределенность. Мы разочаровываемся в своей способно-сти менять что-то как внутри себя, так и вообще в жизни. Тем самым природа предлагает нам остановить безудержную гонку и уделить время базисному вопросу: на что мы действительно способны повлиять? Познав те факторы, которые формируют нас как изнутри, так и снаружи, мы сможем понять, в чем именно природа позволяет нам властвовать над собственной судьбой.

Наслаждение и страдание

Наслаждение и страдание – это две силы, посредством которых управляется наша жизнь. Собственное внутреннее естество – желание наслаждений – вынуждает нас действовать согласно изначально заданному шаблону поведения: по-лучать максимальное удовольствие в обмен на минимальные усилия. Всегда и всюду человек по необходимости выбира-ет наслаждение и избегает страданий. В этом мы ничем не отличаемся от животных.
Вместе с тем психология знакома с тем фактом, что можно изменить порядок предпочтений любого человека и обу-чить его иному расчету выгодности своих действий. Если убедительно описать те преимущества, которые сулит буду-щее, человек согласится на текущие трудности ради грядущих прибылей. К примеру, мы готовы усердствовать в заняти-ях, чтобы приобрести профессию, которая со временем обеспечит высокую оплату или уважаемое положение. Всё зави-сит от расчетов выгодности, которые мы производим. Человек вычитает требуемые усилия из ожидаемого наслаждения, и если остаток положительный, значит, действие будет осуществлено. В этом нет ничего, кроме расчета цены, которую нам придется заплатить за будущую прибыль. Так устроены все мы.
В этом смысле человек отличается от животного лишь способностью посмотреть вперед, в сторону потенциальной цели, и согласиться на определенную меру неудобств, трудностей или страданий ради предстоящего вознаграждения. Изучив человека, мы обнаружим, что все его действия проистекают из подобных расчетов. Он поневоле лишь претворяет их в жизнь.
Эгоистическое желание заставляет нас избегать страданий и всегда выбирать наслаждение, которое пред нами пред-стает. Мы не в силах выбрать даже характер этого наслаждения. Решение о том, чем мы будем наслаждаться, даже от-части не обусловлено нашим свободным выбором или свободным желанием – зато оно подвержено влиянию окружаю-щих. Каждый человек живет в обществе со своей культурой и со своими законами. Мало того что факторы эти опреде-ляют поведение индивидуума, они также выстраивают в каждом из нас отношение ко всем областям жизни.
В действительности, мы не выбираем ничего: ни образ жизни, ни сферы интересов, ни заполнение досуга, ни еду, которую будем есть, ни моду, по которой будем одеваться. Всё это «утверждается к исполнению» согласно воле и вкусу окружающего нас общества – причем как раз не самой лучшей его части, а большинства. Фактически мы скованы прави-лами приличия и рамками общественного уклада, которые стали законами нашего поведения.
Уважение общества является мотивом всех наших действий. Даже когда мы хотим выделиться чем-то, сделать что-то неслыханное, обрести нечто такое, чего ни у кого больше нет, или вообще выйти из общества и уединиться – мы все равно делаем это ради того, чтобы заслужить уважение общества. «Что обо мне скажут? Что обо мне подумают?» – тако-го рода мысли для нас важнее всего, однако, как правило, мы склонны отрицать и затушевывать это, поскольку подобное признание больно ударило бы по нашему «Я».

Где лежит выбор?

Из всего вышесказанного следует вопрос: где лежит свобода выбора, если она вообще есть? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала выяснить, в чем наша суть, и понять, из каких элементов мы состоим. В статье «Свобода», напи-санной в 1933 году, Бааль Сулам объясняет, что у каждого объекта и у каждого человека имеется четыре детермини-рующих фактора. Для их разъяснения статья приводит в пример пшеничное зерно. Процесс его роста удобен для наблю-дения и помогает понять общие принципы.

Внутренняя суть – первичный материал.
Первичный материал представляет собой внутреннюю суть каждого объекта. Изменчивая по своей форме, она по-стоянно остается всё той же. К примеру, зерно разлагается в земле, и его внешняя форма исчезает, однако вместе с тем из его внутренней сути выходит новый росток. Первичный фактор – наша суть, наша основа, наш генетический код – зало-жен в нас изначально, и повлиять на него мы не в силах.

Свойства, не поддающиеся изменению.
Законы, управляющиеся сутью, неизменны вовеки, и из них проистекают те свойства объекта, которые не поддаются изменению. Например, пшеничное зерно никогда не произрастит никакого иного злака кроме пшеницы. Оно порождает лишь ту самую утерянную в прошлом форму. Законы подобного рода и производные из них свойства задаются природой изначально. Каждое зерно, каждое животное и каждый человек включает в себя законы, управляющие его сутью как та-ковой. Таков второй из составляющих нас элементов, и повлиять на него мы также не способны.

Свойства, поддающиеся изменению посредством воздействия среды.
Сорт зерна не меняется, но его внешняя форма варьируется в зависимости от окружающей среды. Под воздействием внешних факторов оболочка сути трансформируется согласно заданным законам и претерпевает качественные измене-ния. Влияние окружающей среды приводит к тому, что к сути присоединяются дополнительные факторы, придавая ей новое качество. Для зерна факторами этими могут быть солнце, почва, удобрения, влажность, осадки и т.д. Они обуслав-ливают сложности роста, а также количество и качество всходов. Что касается человека, его внешнюю среду составляют родители, воспитатели, друзья, коллеги по работе, книги, которые он читает, материалы, которые он получает от СМИ, и т.п. Таким образом, третий фактор – это законы, согласно которым среда воздействует на человека, трансформируя его поддающиеся изменению свойства.

Изменения окружающей среды.
Среда, оказывающая влияние на рост пшеницы, сама подвержена воздействию внешних факторов. Факторы эти мо-гут видоизменяться самым кардинальным образом: например, засуха или, наоборот, наводнения способны привести к потере всех пшеничных ростков. Для человека четвертым фактором являются перемены в самой окружающей среде, ме-няющие форму ее воздействия на свойства, поддающиеся изменению.

Четыре этих фактора задают общее состояние любого объекта. Они определяют наш характер, наш образ мыслей, выводы, к которым мы приходим, даже наши желания и действия. В статье «Свобода» Бааль Сулам подробно рассматри-вает каждый из этих факторов и приходит к следующим заключениям:

· Человек не может изменить свой корень, свой генетический код, то есть свою суть.
· Человек не может изменить те законы, которые управляют его сутью как таковой.
· Человек не может изменить те законы, по которым внешние факторы воздействуют на его развитие.
· Среду, в которой человек находится и от которой полностью зависит, он может заменить на другую, более благо-приятную для его продвижения к реализации цели своей жизни.

Иными словами, мы не способны влиять на себя напрямую, поскольку не определяем собственную суть и законы, которые ею управляют. Законы, по которым на нас воздействует среда, мы тоже изменить не в силах. Однако мы все-таки можем влиять на свою жизнь и судьбу путем улучшения окружающей среды. Единственный свободный выбор – это выбор правильного окружения. Если мы вызовем изменения внешних условий и улучшим свое окружение, то скоррек-тируем влияние среды на наши поддающиеся изменению свойства. Тем самым мы уже сейчас определим свое будущее.
В отличие от остальных уровней природы, у человека есть возможность осознанно выбирать окружение с тем расче-том, чтобы оно правильно определяло его желания, мысли и действия. А потому процесс развития базируется на взаимо-отношениях индивидуума с окружающей средой. Если наше окружение будет создавать обстановку, подходящую для развития, то с его помощью мы сможем добиться замечательных результатов.

Глава 7
Реализация свободного выбора

Подытожив всё сказанное о четырех формирующих человека факторах, мы обнаружим источники, которые нами управляют. Их всего два: врожденные свойства и свойства, перенимаемые от окружения.
Любопытно, что и традиционная наука пришла к аналогичным выводам. В 90-х годах начала обозначаться новая об-ласть – генетика поведения. Дисциплина эта ищет связи между генами и личностными когнитивными поведенческими качествами людей: от гнева, авантюризма, стеснительности или насилия до полового влечения. Один из ведущих миро-вых исследователей в этой области, психолог профессор Ричард Эбштейн утверждает, что гены определяют примерно 50% свойств характера, тогда как остальные определяются окружением.
Поскольку мы не способны изменять внутренние данные, нам следует обратиться к внешним параметрам, то есть к своему окружению. Единственное, что мы можем сделать, стремясь реализовать цель своей жизни, это выбрать хорошее окружение, которое будет подталкивать нас вперед. В статье «Свобода» Бааль Сулам объясняет ситуацию следующим образом: «Тот, кто в своей жизни прилагает старания и каждый раз выбирает лучшее окружение, достоин похвалы и на-грады. Но не за хорошие помыслы и действия, к которым он пришел по необходимости, не выбирая их, а за старания в обретении хорошего окружения, которое и привело его к этим помыслам и действиям».
Человек, вкладывающий силы в выбор и создание среды, необходимой ему для правильного развития, благодаря ей может реализовать заложенный в него потенциал. Для понимания и реализации этого принципа требуется высокий уро-вень осознания, однако сегодня многие из нас, по-видимому, уже достигли его.
Если мы хотим переделать свое эгоистическое отношение к ближнему в альтруистическое, нам нужно развить такое желание заботиться о ближнем и объединяться с ним, которое намного превысит все прочие эгоистические позывы. Это станет возможным только тогда, когда альтруизм займет высшую ступень шкалы наших приоритетов.
Мы созданы общественными и эгоистическими существами. Ничто так не важно для человека, как мнение окру-жающих о нем. Фактически цель нашей жизни состоит в том, чтобы заслужить почет и признание общества. Мы неволь-но подчиняемся абсолютной власти общественного мнения и готовы отдать последние силы за уважение, признание, по-чет и славу. Вот почему общество может прививать своим членам различные ценности и формы поведения, пускай даже самые абстрактные.
Общество выстраивает в нас также критерии самоуважения, и потому, даже оставшись в одиночестве, мы продолжа-ем действовать сообразно с общественными нормами. Иначе говоря, даже если никто не узнает о каком-либо нашем по-ступке, мы все равно совершим его ради самоуважения.
Чтобы приступить к формированию нового желания, устремленного на заботу о пользе ближнего и на объединение всех нас как частей единой системы, мы должны находиться в обществе, которое поддерживает подобные устремления. Если альтруизм будет в глазах окружающих высшей ценностью, это естественным образом обяжет каждого из нас сле-довать законам альтруизма и вносить его в себя.
В идеале окружение должно настраивать человека следующим образом: «Тебе нужно хорошо относиться к ближне-му, к единой системе, частью которой ты являешься, чтобы мы пришли в равновесие с природой». Когда позыв к аль-труизму станет заметен в окружающем обществе, мы тоже проникнемся им. Если всюду мы будем сталкиваться с напо-минаниями о важности альтруизма и с уважением к нему, наше отношение к ближнему изменится. Мы начнем всё боль-ше думать об этом, и постепенно возрастет наше желание стать здоровыми частями единого тела.
Мы не способны изменить себя напрямую, однако можем улучшить свое окружение. Это мы, безусловно, в состоя-нии сделать. Когда изменится воздействие окружения на нас, изменимся и мы сами. Ведь среда – это рычаг, поднимаю-щий нас на более высокую ступень. А потому первый шаг, доступный каждому, состоит в том, чтобы поразмыслить и выявить, какая среда наиболее подходит ему для продвижения к цели жизни.
Как уже было сказано, сила мысли – это самая мощная сила в природе. Если мы устремимся к лучшему окружению, наша внутренняя сила приведет нас со временем к нужным людям, организациям, инструкторам и книгам – иными сло-вами, к такому окружению, в котором мы сможем развиваться. По мере того как мы будем сосредоточиваться на идее выбора лучшего окружения и претворять эту идею в жизнь, перед нами будут раскрываться всё новые возможности для ее осуществления.
Когда окружающее нас общество будет состоять из людей, которые тоже стремятся к равновесию с природой, мы сможем выстроить такие отношения, чтобы они подавали нам пример, поддерживая и укрепляя на пути. Они поймут, что мы хотим относиться к ним с любовью, и предоставят нам возможность научиться тому, как это делать. Каждый будет обучать других тому, что значит быть подобным силе природы. Каждый почувствует, как хорошо находиться в объятиях любви. Тот, кто подобен альтруистической силе природы, не чувствует прессинга враждебных сил, и потому в подобном окружении мы найдем защиту, уверенность, счастье и свободу от волнений. Именно к такой жизни природа устремляет всё человечество.

Подражание природе

Заботы о пользе ближнего, старания объединиться с ним подобно частям одного тела, а также действия, направлен-ные на то, чтобы общество всё лучше осознавало, насколько это важно, заложат для нас фундамент уподобления при-родному свойству любви и отдачи. Разумеется, речь идет пока не о внутреннем изменении нашего эго, а о первом этапе того процесса, по ходу которого мы имитируем природу, подобно ребенку, имитирующему своего отца. Ребенок тоже не очень-то понимает, чем занимается отец, и все-таки подражает ему, желая стать таким же. Видя, как отец стучит молот-ком, сын воспроизводит его действия своим пластиковым молоточком. В результате этого мальчик развивается, не толь-ко повторяя движения отца, но и обретая постепенно его разум. Вот и мы попытаемся сымитировать природное свойство любви и отдачи. Имитация эта послужит нам более высокой ступенью, которой нужно будет достичь не только внешни-ми действиями, но и своей внутренней сутью.
Забота о пользе ближнего может проистекать из двух основных мотивов:

· Желание заслужить почет и уважение общества.
· Подлинное внутреннее осознание превосходства свойства любви и отдачи ближнему над свойством самонасла-ждения.

Подражать природе подобно ребенку, который подражает отцу, не понимая, что именно он делает, – это значит за-ботиться о пользе ближнего, исходя из первого мотива. Подобная имитация лежит в основе механизма развития и роста, продвигаться без нее невозможно.
Вначале мы будем заботиться о ближнем, чтобы насладиться уважением общества, однако постепенно начнем заме-чать, что альтруистическое отношение к ближнему само по себе является особенным возвышенным свойством, даже без связи с полагающимся за него общественным признанием. Мы обнаружим, что альтруистическое отношение к ближнему – это источник совершенного, неограниченного наслаждения; причем обнаружим мы это благодаря тому, что на деле начнем ощущать силу самой природы, совершенную и неограниченную.
Иными словами, в результате наших усилий по подражанию силе природы мы почувствуем, что в свойстве природы как таковом кроется совершенство. Чувство это вызовет перемены внутри нас: мало-помалу пред нашим взором про-явится высота и благородство свойства любви и отдачи по сравнению с нашим исконным свойством самонаслаждения. Тогда мы действительно захотим уподобиться природе и достигнем ступени более высокой, чем та, на которой были созданы. Взойдя на ступень альтруистической силы природы, мы вольемся в ее гармонию и совершенство – именно к этому природный закон развития направляет и ведет человеческий род.

Новая тенденция

Как только человек начинает уравновешивать себя с силой природы, он снижает то давление, которое побуждало его измениться. Как следствие, отрицательные явления в его жизни сокращаются. Практически со стороны силы природы не происходит никаких изменений. Меняется сам человек, но результаты этих перемен создают в нем такое ощущение, словно природа воздействует на него иначе. Собственное устройство заставляет человека чувствовать, что меняется внешний мир, а не он сам. Так воспринимается реальность в его органах чувств, в его мозгу, и этой теме мы посвятим отдельную главу под названием «Реальность совершенства и вечности». На самом деле, сила природы константна и не-изменна. Если человек стопроцентно подобен ей, он ощущает совершенство; если же он полностью противоположен ей, то чувствует стопроцентное противостояние этой силы. Ну а между двумя крайними состояниями человек проходит промежуточные этапы.
На сегодняшний день мы еще не стопроцентно противоположны альтруистической силе природы, поскольку наше эго пока не достигло максимальной степени развития. Это означает, что негативные явления в нашей жизни еще не вы-шли на предельный уровень. Кстати, именно поэтому некоторые люди еще не ощущают глобального кризиса, которым охвачены индивидуумы и общество. Такие люди не считают скверным текущее положение дел. Так или иначе, день ото дня в нас будет раскрываться всё большее эго, обостряя противоположность человечества и природы. Чтобы нам не пришлось испытать связанные с этим страдания, нужно заблаговременно ступить на путь, ведущий к обретению свойст-ва альтруизма. Лишь это изменит направление нашего развития.
Сделав это, мы сразу почувствуем положительную реакцию во всех сферах существования. Для иллюстрации давай-те представим ребенка, который очень плохо себя ведет. Отец проводит с ним беседы, разными средствами убеждая и уговаривая его перемениться. Наконец они договариваются о том, что с этого времени открывается новая страница и ре-бенок будет вести себя хорошо. Если на следующий день ему удалось улучшить свое поведение, пускай даже ненамного, он сразу же чувствует благосклонное отношение отца. Таким образом, всё оценивается, измеряется и судится только по тенденции.
Когда всё больше людей станут заботиться об исправленных взаимоотношениях меж нами, считая это решающим фактором, от которого зависит наша жизнь, их общая забота превратится в общественное мнение, а общественное мне-ние будет влиять на всё остальное человечество. Благодаря всеобщей внутренней взаимосвязи каждый человек в мире, даже в самых отдаленных местах, сразу же почувствует, что он переплетен с другими людьми и зависит от них. Каждый начнет задумываться о жизненной взаимозависимости между ним и всеми: он зависит от них, а они – от него.
Изменения, происходящие в одном объекте, передаются другим объектам – это доказывают различные науки, и главным образом квантовая физика. Эксперименты показали, что частицы микромира «знают» о происходящем с други-ми частицами и о мгновенной передаче информации об их изменениях на любые расстояния. Сегодня физике известно, что между квантовыми частицами существует постоянная взаимосвязь, хотя они разделены пространством и временем. Каждый квант связан с другим квантом. Явление это охватывает как микроскопические, так и самые большие структуры мира.
Таким образом, сегодня наука обнаруживает, что всё заложено в генах и в воздействии окружения на человека. Это помогает нам очнуться от прошлых иллюзорных представлений, будто мы сами определяем свои действия, сами контро-лируем ситуацию, сами производим проверку и сами принимаем решения. Как следствие, именно сегодня проявляется возможность подлинной свободы. В наших силах освободиться от рабства под пятой эгоизма и обрести альтруистиче-ское свойство, построив такое окружение, которое поможет нам имитировать действия природы, подобно ребенку, обу-чающемуся на примере взрослого.
Ведущие исследователи всегда понимали, что, набираясь ума, человек обнаруживает, какая чудесная мудрость кро-ется в природе. Все наши открытия сводятся к осознанию того, что мы представляем собой лишь следствие великой мудрости, пронизывающей всю реальность и раскрывающейся нашему взору, когда мы «созреваем» и обретаем способ-ность воспринять ее. А потому Эйнштейн сравнил себя с ребенком, играющим с камешками на берегу моря.
«Моя религия, – сказал он, – заключается в смиренном восхищении безграничным высшим духом, проявляющим се-бя в мельчайших деталях, которые мы в состоянии заметить своим хрупким и слабым разумом. Именно эта глубокая эмоциональная уверенность в присутствии высшей разумной силы, раскрывающейся в непостижимой Вселенной, и формирует мое представление о Боге».



1 Февраля 2007



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Рыбинские школьники снимают кино

Рыбинские школьники снимают кино   В Рыбинске воспитанники студии театральных и киноминиатюр «Колибри», которая работает в Центре... 16.10.2017 



В Рыбинске обсудят вопросы защиты экосистем прибрежных территорий в контексте развития регионов

В Рыбинске обсудят вопросы защиты экосистем прибрежных территорий в контексте развития регионов   25 и 26 октября в Рыбинске ... 16.10.2017 



26 октября в Рыбинске пройдет День призывника

26 октября в Рыбинске пройдет День призывника   26 октября в Рыбинске пройдет традиционный День призывника. На мероприятие... 16.10.2017 



В Рыбинске почтили память адмирала Ушакова

В Рыбинске почтили память адмирала Ушакова   15 октября в Рыбинске почтили память адмирала Российского флота Ф.Ф.Ушакова, причисленного... 15.10.2017 



Юрисконсульты администрации проведут прием граждан

Юрисконсульты администрации проведут прием граждан    20 октября 2017 года с 13 до 16 часов специалисты юридического отдела администрации... 13.10.2017 



В Рыбинске открылась художественная выставка, посвященная Ф.Ф.Ушакову

В Рыбинске открылась художественная выставка, посвященная Ф.Ф.Ушакову    12 октября в Общественно-культурном центре состоялось... 13.10.2017 



В Общественной приемной губернатора пройдет День бесплатной юридической помощи

В Общественной приемной губернатора пройдет День бесплатной юридической помощи   27 октября в Общественной приемной губернатора... 12.10.2017 



В Рыбинске благоустраивают Аллею моторостроителей

В Рыбинске благоустраивают Аллею моторостроителей    В Рыбинске подходят к завершению работы по благоустройству центрального ... 12.10.2017 



Как не стать жертвой мошенников

Как не стать жертвой мошенников   Преступления против социально незащищённых граждан представляют большую общественную опасность... 12.10.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru