ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

НАДО ЛИ ДОВЕРЯТЬ ИНТЕРНЕТУ?

Интернет пришел в нашу жизнь как средство, призванное расширить возможности общения и доступа к информации. Безусловно, как и весь процесс компъютеризации, он произвел революцию в этой сфере. Но стоит ли переоценивать ее результаты...

Интернет и школа

Появление возможности сетевого поиска информации, конечно, сыграло положительную роль в школьном образовании. Нередко с этой задачей успешно справляются даже ученики коррекционных классов. Однако к развитию интеллектуальных способностей и повышению общей эрудиции учащихся это, как известно, автоматически не приводит. Особенно при все возрастающих информационных нагрузках на учеников и педагогов, которые превращают процесс освоения знаний в современной школе в своего рода технологию, все остальные аспекты которого с неизбежностью превращаются во вторичные. И речь не только о пресловутом скачивании из Интернета сочинений и рефератов, от которых страдают в первую очередь навыки самостоятельного мышления и владения литературной речью. Дети превращаются в своего рода "технологов информации", неких посредников между Интернетом и учителем. А в условиях информационного хаоса это зачастую приводит к развитию индифферентного отношения к тому, что они изучают. Несколько лучше ситуация обстоит с преподаванием точных наук. Оно меньше зависит от сети. Здесь, как говорится, "ни отнять, ни прибавить".
Общественные же науки в этом смысле пострадали гораздо больше. Как, например, история, ставка на относительность которой в последнее время активно подстегивается игровыми проектами Интернета. С другой стороны, угрозы виртуализации действительности на стадии развития детской психологии были отмечены еще на заре появления в нашей стране персональных ЭВМ. Помню выступление на телевидении в конце 80-х годов одного профессора математики, прозвучавшее в телепередаче, посвященной этому вопросу. В качестве аргумента против бесконтрольного вторжения компьютерных технологий в образовательный процесс он привел один простой пример, который звучал примерно так: "Если ребенок строит из трех кубиков пирамиду на полу, то он знает, что если он поставит два кубика сверху, а один снизу, у него ничего не получится". В ходе проб и ошибок у ребенка вырабатываются практические навыки работы с реальным, физическим материалом. В компьютере же возможно все." И в этом содержится основная угроза виртуализации мышления - от незнания законов материального мира до представлений о том, например, что "колбаса берется из холодильника", а все мировое познание является плодом усилий электронных посредников.  


Интернет и наука

Сам по себе Интернет не плох и не хорош. Но на сегодня ситуация такова, что основной удар в сфере информационных технологий наносится именно по гуманитарным наукам и, главным образом - истории. Всякий, кто сталкивался с этим вопросом, знает, что первое качество, которое отличает состояние исторической информации в Интернете - это хаос. Исторический документ сам по себе для многих пользователей Интернета уже не является истиной в последней инстанции, чем объясняется, в том числе и огромное количество компилятивов, подготовленных с использованием Интернет-ресурсов, время от времени выплескивающихся на страницы глянцевых "кирпичей" на около исторические темы.
Между тем невозможно создать систему внятной исторической аргументации без опоры на сами исторические документы в их "первозданном" виде и желательно в сфере визуального доступа. В последнее время получило распространение выражение "В Интернете есть все" или "теперь все в Интернете". Но это далеко не так. Во-первых, ни один вменяемый исследователь, во всяком случае, до момента публикации, или если речь не идет об обзорных материалах по предшествующим публикациям разных авторов, не будет выставлять свою информацию в Интернете. И в первую очередь это касается такой специфической сферы, как историческое краеведение. Именно поэтому вы не найдете в Интернете необходимой информации по краеведению с тем, чтобы на основе изучения соответствующих Интернет-ресурсов считать ту или иную тему исчерпанной. Тем более невозможно ссылаться на Интернет в качестве источника информации. Это просто несолидно. Электронная информация может быть путеводителем по историческим документам и публикациям, но никак не заменяет их. Необходимы ссылки на реальные архивные документы, желательно, с возможностью визуального ознакомления с ними, или сопутствующую научную литературу, изданную на традиционном бумажном носителе. То есть опять же, не в электронной версии. Интернет может быть только проводником, указывающим на эти документы и издания, и не более того. Любая электронная информация без ссылки на реальные источники, которые можно проверить, равна нулю...


Секретное оружие мистера Толкиена

Отрыв исторического познания от его источниковой базы и обилие бессистемной ретроспективной информации, которой грешит Интернет, вне зависимости от степени ее достоверности, объективно ведет к инфляции исторического знания.
Определенную помощь этому процессу, как ни странно, оказывают авторы такого популярного литературного жанра как "фэнтэзи"... С недавних пор "фэнтэзи", как известно, из аллюзий на тему ирландских саг перекочевало на отечественную почву и породило целое направление, посвященное славянской и псевдо-славянской мифологии, в которой реальная история постепенно утрачивает свое значение или начинает восприниматься как некое дополнение к этому комплексу. Эстафету здесь подхватывают компьютерные игры. Часто говорят, что в Интернете пропагандируется насилие. Но большинство компьютерных игр, выросших из мира "фэнтэзи", а все они выросли из мира "фэнтэзи", пропагандируют насилие. Или, в лучшем случае, плоскую "демонологию" в духе Гарри Поттера. Кроме того, алгоритмы компьютерных игр жестко блокируют развитие фантазии и образного мышления. Все эти тенденции, в свое время, пришли на смену гуманистическим в основе своей посылам научной фантастики, "почившей в бозе" на рубеже 80-90-х годов, причем как у нас, так и на Западе. Перспективы превращения этого "виртуального мира", выросшего на ее обломках, из вспомогательного в основной, на фоне тотального обесценивания истории, не столь уж туманны, как может показаться на первый взгляд. И его влиянию, как показывает практика, на фоне общего дефицита государственной политики в сфере культуры, если не считать таковой мыльные сериалы про "ментов" и "десантников", подвержены не только дети, но и взрослые. Таким образом, "дивный мир", помимо "пира во время чумы" имеет, так сказать, и свою "эзотерическую" составляющую. Что из этого может получиться, мы все очень скоро увидим.

2 Апреля 2010
"Анфас-Профиль", № 267 (12)
Автор Иван Кочуев



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Премьерный показ в Рыбинском театре кукол посетили депутаты Госдумы

Премьерный показ в Рыбинском театре кукол посетили депутаты Госдумы   В Рыбинском театре кукол состоялся премьерный показ спектакля... 18.11.2017 



Внимание, на участке Свободы-Фурманова ограничено движения всех видов транспорта

Внимание, на участке Свободы-Фурманова ограничено движение всех видов транспорта Движение на участке от улицы Свободы в сторону... 17.11.2017 



В Рыбинске начали устанавливать новогодние ели

В Рыбинске начали устанавливать новогодние ели    С 16 ноября подрядная организация приступила к установке искусственных елей... 17.11.2017 



На улице Свободы ограничено движение транспорта

На улице Свободы ограничено движение транспорта    На месте провала канализационного коллектора на пересечении улиц Плеханова,... 17.11.2017 



В Рыбинске на месте провала грунта ограничено движение транспорта

В Рыбинске на месте провала грунта ограничено движение транспорта   В Рыбинске в результате обрушения коллектора произошло оседание... 16.11.2017 



В Рыбинске вводят запрет выхода на лед

В Рыбинске вводят запрет выхода на лед    С 18 ноября в черте Рыбинска начинает действовать запрет выхода на лед акваторий Горьковского... 16.11.2017 



Исторический центр Рыбинска освобождают от незаконной рекламы

Исторический центр Рыбинска освобождают от незаконной рекламы   Сотрудники департамента архитектуры и градостроительства совместно... 16.11.2017 



Летчику-космонавту Алексею Овчинину присвоено звание Героя России

Летчику-космонавту Алексею Овчинину присвоено звание Героя России    Торжественная церемония награждения состоялась 15 ноября... 16.11.2017 



Марафон «Бегом по Золотому кольцу» расширит географию

Марафон «Бегом по Золотому кольцу» расширит географию    В Ярославле подвели итоги бегового марафона «Бегом по Золотому кольцу».... 16.11.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru