ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Юрий Арабов: "Я верил всегда"

21 февраля в большом зале общественно-культурного центра завсегдатаи и гости киноклуба "Современник" посмотрели новый фильм корифея отечественного кино Александра Прошкина "Чудо". Представил его автор сценария, тоже классик, Юрий Арабов.

Для любящих и знающих кино людей это имя стоит в одном ряду с Александром Сокуровым, Марленом Хуциевым, Андреем Тарковским, Алексеем Германом и прочими художниками, для которых интеллектуально-духовная составляющая в этом, пожалуй, самом дорогом из искусств была и остаётся в приоритете над развлекательной. (Хотя наш артхаус и сегодня пользуется значительно большим успехом в мировых горизонтах, чем коммерческое кино - казалось бы, парадокс.)
Советский и российский прозаик, поэт, сценарист, заслуженный деятель искусств России, автор нескольких сборников стихов и циклов эссе, двадцати четырёх сценариев и трёх романов. Он  сделал уже 10 картин с Александром Сокуровым. По его сценариям снимали фильмы - и сериалы - такие известные мастера, как Павел Лунгин и Кирилл Серебренников. Он обладатель ведущих кинематографических наград: "Ники", "Золотого Орла", каннской "Пальмовой ветви". В 2005 году стал лауреатом Пастернаковской премии. С 1992 года  Арабов заведует кафедрой кинодраматургии во ВГИКе. Под его чутким руководством  написано немало успешных работ - ну, хотя бы сценарий к "Острову" Лунгина.
В общем, профессор и поэт Юрий Арабов -  личность известная, но, что сегодня редкость, не заражённая снобизмом. Во всяком случае, люди, пришедшие 21 февраля на заседание "Современника", увидели в нём абсолютно "своего" человека - в этаком европейски-домашнем пиджачке и унтах, охотно, честно и просто отвечавшего на любые вопросы.  Возможно, это оттого, что Юрий Николаевич вновь почувствовал себя "на даче": ещё в годы Перестройки он купил неподалёку от Рыбинска домик, куда в течение ряда лет регулярно приезжал. А возможно, и сам повод для встречи поспособствовал откровенности:  картина "Чудо", которую Арабов создал в 2009 году вместе с режиссёром Александром Прошкиным, затрагивает самые потаённые струны души. Анекдотам здесь места нет. Тем более, что, по собственным словам Юрия Николаевича, он с историей, положенной в основу сначала одноимённого романа, а потом и сценария фильма "Чудо", прожил практически всю жизнь…

Гречанский переполох

События, показанные в картине с разящим названием "Чудо", - из советского прошлого. 1956 год. Заводской пригород Куйбышева - Гречанск. Унылое захолустье. Тоска, которую местные в праздники глушат пьянками и разгулом. Свет в Гречанск не проникает: в городе трубят о XX съезде КПСС… и закрывают последний храм.
Героиня - брутальная краснощёкая мотальщица Татьяна Скрыпникова - ждёт под Новый год случайного ухажора Колю, проживающего в областном центре. Планируется вечеринка с участием пролетарской молодёжи. Мать месит тесто, а Татьяна в лифчике, панталонах и бигудях есть прямо из кастрюли суп. За разговором её взгляд падает в красный угол. "Зачем в доме иконы? - возмущается комсомолка. - Надо убрать немедленно: Николай засмеёт!" Татьяна снимает все. Мать не сильно сопротивляется: молиться её не научили. Но Николая Чудотворца снять не даёт: всё-таки семейная реликвия.
И вот "народ для разврата собрался". И даже порно-баян принёс. Все - парами, а Танькин любовник поступил как сволочь, не явился. В сердцах и пьяном угаре она решилась взять себе в пару… образ святого. Сняла икону со стены, прижала к груди и пустилась в пляс…
И тут ночную тьму ослепительно прорезала молния, и словно гром ударил. За ним раздался дикий крик внезапно очухавшейся молодёжи. В ужасе все побежали из дома прочь - кто в чём был, в платье или исподнем. Причина нешуточная, просто дикая: Татьяна застыла с иконой посреди комнаты - стала, как каменная. И ни с места. Сколько испуганные гэбисты ни пытались сдвинуть. Даже с куском пола выпилить хотели, да не поддавался пол: инструмент ломался. Не имея интеллекта разрешить эту проблему, люди в форме накрыли окаменевшую девицу занавеской и выставили у дома двойной кордон. Иначе никак было: слух о чуде на Чкалова быстро прокатился по округе. В город потекли начальство и  любопытные. Реакция была разная.
Из областной газеты, антирелигиозного - в соответствии со временем - рупора, по спецзаданию в Гречанск выезжает журналист (Константин Хабенский). Естественно, пьяница и бабник,  ненавидящий дурдом работы и глубоко оскорблённый давней изменой жены (Полина Кутепова). В общем, романтический тип эпохи. В Гречанске его встречает работник из отдела антирелигиозной пропаганды (Сергей Маковецкий). У него трусливые жесты партократа, вкрадчивый голос, сладенькая улыбка, ощупывающий взгляд, шапка пирожком и пошлый юмор - джентльменский набор райкомовского инструктора. Чуду пытаются придать организованный вид. Но, надравшись с начальником охраны, журналист очень профессионально проводит расследование: проникает-таки в таинственный дом, узнаёт свою случайную пассию…и жизнь его одномоментно переворачивается. Почти аристотелевский катарсис.
Потрясает стояние девицы и местного священника. Всеми силами пытавшийся оттянуть закрытие храма, он долго не хотел верить базарным россказням (христианство относится к чудесам более чем осторожно). Пока не увидел своими глазами.
А вот главного коммуниста и яростного гонителя православия - Никиту Хрущёва (Александр Потапов) - чудо лишь "боком касается". После того, как у него на глазах сын священника вынимает из рук застывшей Татьяны икону (как выясняется, это единственный непорочный юноша в Гречанске; только молодой инок мог это сделать, но такого, несмотря на вопли генсека, сыскать не удалось), Хрущёв с облегчением улетает. Наобещав голодному народу вскорости построить светлое будущее. Лишь живописный вид из окна иллюминатора на какой-то момент выводит его на лирическую волну: "Словно ангелы поют!" Это много, но увы.
А что же Татьяна? "Вернувшись",  она замолчала навсегда. Не сумевшие справиться с чудом органы упекают её в итоге в сумашедший дом: метафизика - за пределами диалектического материализма.
Таков сюжет картины. Его главная особенность в том, что если бы за реализацию взялись люди  менее одарённые и матёрые, чем Арабов и Прошкин (за спиной у этого режиссёра -  очень яркие работы, к примеру "Холодное лето 1953-го", "Русский бунт" и сериал "Доктор Живаго", снятый по сценарию того же Юрия Арабова), на свет родился бы пошлый триллер, каких сегодня море. Но мастера подошли к этому загадочному событию с  позиции классической русской драмы, лучших образцов нашей литературы и нашего кинематографа, главной задачей которых было расшевелить душу. Напомнить ей о том, что за безысходностью висящего над самой головой свинцового неба светит солнце и, действительно, поют ангелы...

Стояние Зои

В основе фильма "Чудо" лежит, действительно, таинственная история, произошедшая в январе 1956 года с самарчанкой Зоей Карнауховой. Фабула её в фильме Арабова-Прошкина была изменена незначительно.
"Девушка бурно отмечала с друзьями новогодние праздники вопреки запрету верующей матери веселиться во время Рождественского поста. На одном из вечеров Зоя, не найдя себе пары, начала танцевать с иконой святителя Николая, заявив при этом: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет!".
На третьем круге танца, по свидетельству очевидцев, в комнате неожиданно поднялся ветер, все присутствующие выбежали, а Зоя осталась неподвижно стоять на месте, прижимая к груди икону. Ее не могли сдвинуть с места, ноги девушки как будто срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива - ее сердце билось, но при этом девушка не могла ни пить, ни есть. Друзья вызвали "скорую помощь", но врачи даже не смогли сделать укол, так как иголка ломалась о тело.
Весть об "окаменевшей Зое" разнеслась по всему городу. Возле дома, где произошло чудо, был выставлен патруль, милиция запрещала входить внутрь. Однако из дома доносились громкие стоны девушки.
Зоя простояла в неподвижной позе в течение 128 дней и ожила после того, как на Пасху к ней пришел сам Николай Чудотворец и освободил от недуга. На третий день после праздника девушка скончалась." (http://www.pravoslavie.ru/news/26597.htm)


"Этот фильм - в отечественной традиции"

По словам Юрия Арабова, историю Зои он впервые услышал лет в восемь. Рассказчицей была  его нянечка, баба Лиза, крестьянка из Тверской губернии .
    Я всю жизнь думал, что это фольклор,-  говорит Арабов. - Баба Лиза много страшных историй рассказывала. Это одна из них. Мне показалось, что она почерпнула эту историю из какого-то дореволюционного календаря. И вдруг некоторое время назад обнаружились куски документов, оставшихся после пожара в архиве города Куйбышева. Этот пожар произошёл в начале 1990-х годов. Остались куски стенограммы обсуждения этой фантасмагории на куйбышевском обкоме КПСС. Когда я это прочёл, подумал: "Боже мой, какой кошмар!" Я всю жизнь относился к этой истории, как к народному творчеству, а оказывается - Бог ты мой! - что-то было. А что было? Повторяю: документов осталось очень мало.  На сегодняшний день эти кусочки уже изданы у нас - в таких тонких брошюрках. А обсуждение на обкоме было следующего содержания. Якобы произошла вылазка церковников в доме таком-то, что девица Карнаухова впала в состояние комы от того, что танцевала с иконой, и что куйбышевский обком - честные коммунисты города - должны дать отпор.... Тут я подумал: а что, собственно говоря, давать отпор каким-то детским слухам? Потом я узнал, что картина "Тучи над Борском", которую довольно часто показывают по телевидению (это такая антирелигиозная картина, снятая как раз на волне хрущёвских разоблачений - в 1960-м году) сделана ответом на то, что было нечто в городе Куйбышеве. А это уже не шутки. Ведь если кинематограф с его миллионными  бюджетами привлечён для того, чтобы нечто разоблачить, значит, под этим есть некие основания. Понимаете, кинематограф - очень дорогая игрушка. И если вдруг государство подобные ресурсы включило, то значит, что-то было. Но что было?
Я не историк. Я понял, что если буду писать историческую вещь по тем кусочкам воспоминаний, которые остались, то я абсолютно угожу между вот этими двумя стульями. И лучший вариант, что я просто на пол опущусь. А скорее - просто куда-то свалюсь. Потому что все меня будут дёргать за фалды и говорить: "А было не так! А было не так! И я написал выдуманный город. Историю не про чудо, а про наше отношение к чуду. Вот это для меня было очень важно. Потому что, что такое чудо, мы на самом деле не знаем. И в силу природной рассудочности - а человек - существо разумное - к сожалению или к счастью, не знаю - склонны постоянно сомневаться. В этом смысле мне очень близок апостол Фома...
И вот я стал писать историю разных людей, которые сталкиваются с необъяснимым, и в жизни которых что-то меняется. Журналист вдруг уходит из опостылевшей ему газеты. Батюшка, чтобы спасти приход, отрекается от чуда, которое на его языке просто является явлением живого Бога. Это реальная почти ситуация. В Хрущёве - атеисте, человеке, который только закрывал храмы, вдруг просыпается какое-то чувство прекрасное. После того, как он увидел чудо, он увидел пейзаж за окном и сказал: "Будто ангелы поют". Что-то сдвинулось в нём...
Что касается главной героини...  Я слышал несколько вариантов окончания её судьбы после того, как она вышла из комы. Один вариант: её сдали в сумашедший дом под присмотр соответствующих органов. Другой вариант- она ушла в монастырь. Третий: она стала святой... С героиней моего романа происходит то, что я сам неоднократно видел в жизни: как люди попадали в психушки и уже оттуда не выходили. Мне кажется, что это наиболее реальное окончание этой истории.
И вот я написал эту прозу. Начались съёмки фильма. Я дал несколько интервью. И вдруг получаю письмо. Женщина, которая прочитала мою книгу, написала: "Юрий Наколаевич, была я в этом оцеплении. Что было в доме, не скажу: нас не пускали. Но трамвайные пути, которые подходили к дому, были перенесены на 100 метров подальше от дома. В оцеплении было много военных. И я, молодая девочка, познакомилась с одним из них. Он тут же мне сделал предложение и увёз меня на север. И тридцать лет мы прожили с моим Ванечкой в счастливейшем браке. И вот он недавно умер." И Я подумал: вот это как раз история, собственно говоря, из моей прозы и из фильма Прошкина. Потому что меня интересует как раз вот это. Как застыла? На сколько застыла? Это всё вещи недоказуемые. А вот это - то, что я сейчас рассказал - это всё наше. Как люди стояли, как люди мёрзли, как познакомились, как влюбились друг в друга и прожили счастливо. Вот это то, о чём я, собственно говоря, писал. Ведь чудо, даже если в него не верить, каким-то образом на нас влияет...

Юрий Арабов, подчеркнул, что фильм "Чудо" - абсолютно в отечественной традиции искусства и культуры, которая работает с духовными сюжетами. В неё входят и Алёша Карамазов, и Свидригайлов. Русское искусство работает с горячей верой и с горячим безверием - у нас духовная традиция. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Блок, Леонид Андреев, Брюсов, которого Арабов не любит, Василий Шукшин... Все их темы и сюжеты - в этой традиции
О своём лично духовном пути Арабов сказал так: "У меня никогда не было сомнений в присутствии Бога. У меня были сомнения в отношении с ним. Почему-то так сложилось. Я даже сам не знаю. У меня мама и тётя скрывали вообще-то, что они верующие. Не хотели меня подставлять: они были испуганы. У меня же никогда не было никаких сомнений. Хотя  у меня есть друзья атеисты. Я их люблю... Но я не хочу напяливать на себя - как это  называют - бренд духовности. Это сейчас очень выгодное дело. Потому что идеологии нет, и пытаются как-то церковь пристегнуть к новой идеологии. И сейчас вот некоторые мои друзья бренд духовности носят. Я от этого очень далёк и не хочу ничего общего с этим иметь. Знаете, я сценарий этой картины писал для Кирилла Серебренникова,  с которым мы до этого сделали "Юрьев день". Но он не стал её ставить, не захотел, чтобы на него напялили бренд религиозного художника, а он человек очень экспансивный, переменчивый, но очень талантливый... Так что я, конечно же, не претендую ни на какую духовность, не хочу быть светочем религиозного сознания. Я человек светский. Но я верил всегда."

26 Февраля 2010
"Анфас-Профиль", № 262 (07)
Автор Лиана Гаврилова



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В «Демино» монтируют мишени для биатлона

В «Демино» монтируют мишени для биатлона   Сегодня техническая делегация приняла участие в работе по установке тридцати комплексов... 22.11.2017 



Рыбинцев приглашают обсудить программу «Формирование городской среды»

Рыбинцев приглашают обсудить программу«Формирование городской среды»    Общественное обсуждение проекта муниципальной программы... 22.11.2017 



Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»

Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»    Глава Рыбинска Денис Добряков и заместитель председателя правительства Ярославской... 22.11.2017 



Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска

Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска    Прививочная кампания в Рыбинске практически завершена. На 15 ноября... 21.11.2017 



Волшебный автопарк набирает водителей

Волшебный автопарк набирает водителей     «НаШествие Дедов Морозов» в Рыбинске вновь будет сопровождать новогодняя автоколонна.... 21.11.2017 



Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум

Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум    В Санкт-Петербурге прошел VI Международный культурный форум.... 21.11.2017 



Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет

Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет    Администрация Рыбинска представила на рассмотрение депутатов Муниципального... 20.11.2017 



День бесплатной юридической помощи

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи   24 ноября 2017 года Общественная приемная губернатора... 20.11.2017 



В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта

В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта   С 1 декабря изменяется маршрут автобусов № 12 «ПАТП-1 – Завод «Призма».... 20.11.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru