ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить

Изречение известного американского поэта-романтика и философа 19 века Ралфа Эмерсона не просто изящный словесный арабеск. Это мудрость, глубина которой постигается по сей день. Так, в августе этого года в одном из журналов Оксфордского университета появилась статья с результатами свежих исследований когнитивных психологов: они изучали влияние музыкального воспитания в раннем детстве на формирование свойств мозга. Пришли к выводу:  музыкальное образование должно стать не дополнительным, а обязательным. Практики же, музыкальные педагоги,  давно поняли связь между обучением музыке и развитием интеллекта. Если же ещё учесть развитие психики, формирование духовных качеств, то все голоса будут в пользу музыки. Тем более, что освоение её азов под силу каждому. Пример тому - опыт преподавателя детской музыкальной школы №3 Ольги Хамзиной, в октябре вошедшей в рыбинскую пятёрку ярчайших педагогов по результатам первого областного конкурса “Лучшие образовательное учреждение культуры Ярославской области” для детских, художественных школ, школ искусств и училищ.
Она всю свою жизнь посвятила искусству и детям. Будучи сама выпускницей музыкальной школы №3, она вернулась туда в качестве педагога и уже более 20 лет открывает для детей волшебный мир музыки. В нём человек преображается, становится “духовно объёмным”. Словно обретает спектр дополнительных рецепторов, позволяющих воспринимать действительность в таком богатстве, какое многим недоступно.
Ольга Вячеславовна – человек удивительный. Обаятельная, умная, открытая, она будто не ощущает тяжести своего труда. Будто достижения ей даются “играючи”. А  они, действительно, заслуживают внимания.
Класс флейты, который ведёт Ольга Хамзина, самый большой в области. Сейчас в нём 11 человек. Старшему ученику 16 лет, самым маленьким – двум девочкам - по 4 года.  В среднем же возраст начинающих флейтистов – 9-12 лет. Дети  учатся играть не только как солисты, но и в ансамблях. Воспитанники Ольги Хамзиной неоднократно участвовали во всероссийских конкурсах и фестивалях, в числе которых – престижные Дельфийские игры. Без дипломов никогда не возвращались.
Этот год тоже получился урожайным. Ученицы Ольги Хамзиной Елизавета Селезнёва и Елизавета Шефлер стали дипломантками городского конкурса инструментальных ансамблей в номинации “Инструментальные ансамбли”. Владислав Ковальков занял третье место в городском конкурсе инструментальных ансамблей в номинации “Смешанные ансамбли” и стал лауреатом I степени 9-го Межмуниципального фестиваля-конкурса юных исполнителей на русских народных инструментах “Музыкальная провинция”. Дипломами II степени  5-го юбилейного Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества “Москва-Рыбинск транзит” (“Роза ветров”) в номинации “Инструментальные ансамбли” награждены Елизавета Селезнёва и Кирилл Корольков, дипломом I степени в номинации “Исполнители на народных инструментах” награждён Владислав Ковальков. Кроме того, Кирилл Корольков и Алексей Мироношенко стали лауреатами II степени 4-го Межрегионального фестиваля-конкурса “Юные таланты малых городов”, проходившего в Буе.
Ученики Ольги Хамзиной впечатляют профессионалов очень высокого уровня. Например, Преподаватель Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) им. Гнесиных Надежда Селезнёва, проводившая 2 года назад в ДМШ №3 мастер-класс, отметила, что уже в 12-летнем возрасте наши ребята в состоянии прилично играть программу музыкального училища.
Недавно ученики Ольги Хамзиной серьёзно проявили себя на  международном уровне. С 4 по 9 ноября в Рыбинске впервые проходил Международный конкурс - фестиваль детского и молодежного творчества «БАЛтийское соЗВЕЗДие». Кирилл Корольков и Алексей Мироношенко завоевали на нём звания лауреатов, а  Владислав Ковальков стал дипломантом.
Сама Ольга Хамзина тоже имеет множество наград, среди которых: благодарственное письмо губернатора Сергея Вахрукова за подготовку губернаторских стипендиатов - Алексея Мироношенко (2008 г.) и  Владислава Ковалькова (2009 г.), почётные грамоты департамента культуры Ярославской области, благодарственное письмо и.о. главы Рыбинска Владимира Хмелёва (2008 г.), а также благодарственное письмо комитета по делам культуры и молодёжи администрации города Буй.
Окидывая взглядом этот достойный послужной список, представляешь, какой огромный труд за ним стоит. Какие терпение, выдержка и какая любовь. И к делу своему, и к детям. Сама Ольга Вячеславовна объясняет это так:
Я думаю, успех – понятие широкое. Это не только хорошая оценка результатов деятельности. Успех – это чувство уверенности в собственных силах,  вера в то, что можно достичь весомых результатов. На это нужно настраивать детей. Прежде всего, каждому ученику нужно дать шанс проявиться себя. Я как преподаватель по классу флейты предоставляю детям свободу выбора при подборе репертуара. Ведь произведение, которое ребёнок хочет исполнять, будет выучено им гораздо быстрее и освоено, прочувствовано лучше. Такой подход развивает у детей работоспособность, усидчивость, а, как известно, гениальность – это 90 процентов труда при 10 процентах Божьего дара. Учитель же, работая с каждым отдельным учеником,  повышает уровень своего мастерства. Это даёт ему больше возможностей для разнообразия и продуктивности дальнейшей работы.
Родители знают, что убедить ребёнка заниматься музыкой непросто. Это ведь настоящий, тяжёлый труд, а сегодняшняя масскультура приучает людей не создавать, а потреблять. Какие мотивы, помимо интереса, здесь особенно действенны?
Прежде всего важно понять: в обучении есть три звена: учитель, родитель, ребёнок. Если хотя бы одно из них выпадет, ничего хорошего не получится. То есть, родители играют огромную роль в убеждении. При этом очень значима свобода выбора: когда на ребёнка не давят, дают ему возможность заниматься, скажем, и музыкой, и спортом. Кроме того, малыши очень любят сцену, внимание. Любят, когда  их хвалят. У более старших есть желание подтягиваться к уровню тех, кто играет лучше. Этому очень способствует участие в конкурсах и фестивалях, а они проходят примерно трижды в год. В процессе таких форумов дети приобретают новый круг общения – это тоже важный стимул для занятий.  И наконец, если стараться,  можно получить премию или стипендию. Сегодня это для детей более чем привлекательно. Что же касается чисто педагогической стороны дела, скажу так: важно правильно с ребёнком общаться. Не унижать его, не  пережимать – так можно всё загубить. Но в то же время нельзя и на тормоза всё спускать. Ребёнку нужно дать понять – и делать это терпеливо и постоянно, - что он может лучше, что у него обязательно получится, но нужно приложить старание. И подводить к тому, чтобы ребёнок мог сам оценивать результаты своего труда. Тогда эффект будет.
Учёные доказали, что игра на духовых инструментах инструментах укрепляет здоровье детей. Каково ваше мнение?
Это правда. Духовые, действительно, через организацию правильного дыхания способствуют укреплению психо-эмоционального здоровья детей. Я уже 3 года работаю с малышами – по своей, авторской методике. Информация о состоянии их здоровья постоянно анализируется. И, надо сказать, динамика положительная. Например, одна девочка простужалась очень часто, по несколько раз в месяц. Теперь такой проблемы у неё, можно сказать, не существует.

Особенность ярких результатов работы Ольги Хамзиной, по её словам, прежде всего в том, что она не стремиться сделать из каждого ребёнка профессионального музыканта. У каждого – своя точка отсчёта, свои возможности и свои жизненные приоритеты. Главное для неё – посредством обучения музыке дать ребёнку уверенность в жизни, своего рода ключ к жизненному успеху. Это, по мнению педагога, доступно абсолютно каждому – и  с блестящими музыкальными данными, и с обыкновенными. Ведь главное истина давно известна: имеющий посредственный способности, но много трудящийся достигает большего, чем талантливый, но пассивный. Возможно, благодаря именно такому подходу ученики Ольги Хамзиной, уходя после школы в разные вузы, а высшее образование получают все, не расстаются с флейтой. Идут с ней по жизни. А это согревает душу педагога более всего.


P.S.
В разговорах с родителями на предмет отправлять или не отправлять ребёнка учиться музыке   специалисты обычно приводят 10 “золотых аргументов”. Это:

1.Играть значит следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицирование – это лоск, блеск, шик, апофеоз светских манер.
2.Музыка – это воспитание характера без риска травмы.
3.Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
4.Музыка и язык – близнецы-братья. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
5.Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера. Не случайно Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6.Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки.
7.Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы.
8.Занятия музыкой приучают “включаться по команде”. Музыканты меньше боятся страшного слова deadline (срок сдачи работы).
9.Музыкальны занятия воспитывают маленьких “цезарей”, умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел: помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
10.И наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп. 1-9. Не мудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости. Например, Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано.

Если кому-то хочется продолжить список, значит, его дети уже получают ключи к многогранному освоению мира. В нынешних  реалиях это более чем необходимо, а потому внушает надежду.

20 Ноября 2009
"Анфас-Профиль", № 250 (45)
Автор Лиана Гаврилова



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В «Демино» монтируют мишени для биатлона

В «Демино» монтируют мишени для биатлона   Сегодня техническая делегация приняла участие в работе по установке тридцати комплексов... 22.11.2017 



Рыбинцев приглашают обсудить программу «Формирование городской среды»

Рыбинцев приглашают обсудить программу«Формирование городской среды»    Общественное обсуждение проекта муниципальной программы... 22.11.2017 



Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»

Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»    Глава Рыбинска Денис Добряков и заместитель председателя правительства Ярославской... 22.11.2017 



Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска

Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска    Прививочная кампания в Рыбинске практически завершена. На 15 ноября... 21.11.2017 



Волшебный автопарк набирает водителей

Волшебный автопарк набирает водителей     «НаШествие Дедов Морозов» в Рыбинске вновь будет сопровождать новогодняя автоколонна.... 21.11.2017 



Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум

Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум    В Санкт-Петербурге прошел VI Международный культурный форум.... 21.11.2017 



Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет

Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет    Администрация Рыбинска представила на рассмотрение депутатов Муниципального... 20.11.2017 



День бесплатной юридической помощи

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи   24 ноября 2017 года Общественная приемная губернатора... 20.11.2017 



В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта

В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта   С 1 декабря изменяется маршрут автобусов № 12 «ПАТП-1 – Завод «Призма».... 20.11.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru