ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

О КРАЕВЕДЕНИИ И НЕ ТОЛЬКО...

То, что культура и образование финансируются у нас по "остаточному принципу", давно стало "притчей во языцех".  Но проблемы в этой сфере связаны не только с оплатой труда, но и, как правильно замечают, с самим качеством образовательных услуг. Это касается и местного краеведения, которое призвано не только заниматься популяризацией истории  родного края, но и воспитывать подрастающее поколение в духе любви к своей истории, прошлому своего города, земли и, наконец, народа. Без чего, как утверждает руководство страны, невозможно формирование полноценного гражданина. Что же происходит у нас с краеведением?


"Краеведы, наденьте ордена..."

Краеведческая работа в Рыбинске связана в основном с именами энтузиастов-общественников, часто пенсионного и предпенсионного возраста, а также лиц, совмещающих ее со своей служебной деятельностью. Многих из них уже нет с нами. Не буду называть имена этих уважаемых людей. Специалистам они и так известны. А не специалистам все равно ни о чем не говорят.
Кроме этих, так сказать, "неформальных лидеров" краеведения есть еще ряд "краеведов по должности", к которым относятся:  
1. Работники музеев, архивов, библиотек. Они занимаются в основном популяризацией краеведческих знаний и информационным обеспечением публикационной и исследовательской деятельности в этой области;
2. Педагоги дополнительного образования. Это наиболее многочисленная категория краеведов, руководящая исследовательскими работами школьников в области местной истории;
3. И, наконец, сами учителя школ, совмещающие подготовку своих подопечных к научным конференциям с преподаванием соответствующего курса школьной истории. Эта категория непосредственно "связана с массами" и как бы отвечает за доведение результатов краеведческих открытий и разработок до детской и подростковой среды.
Казалось бы, система существует. Но есть нюансы. Сегодня при почти полной недельной занятости и численности одной учебной группы от 15 до 8 человек "потолок" оплаты для педагогов ДОПов, например, составляет от 4300 до 6600  рублей в месяц. И это не школа, где есть "обязаловка". "Контингент" учащихся здесь еще нужно собрать и буквально "привести за руку". Плюс к этому заполнять журналы, разрабатывать планы, вести отчеты, ездить на методическую учебу и еще "обеспечивать массовку" для разных мероприятий своего центра. Такая ситуация типична для всех учреждений этого профиля. Причем организационная нагрузка на педагогов в некоторых случаях за последние годы выросла многократно. О документации я уже не говорю. С середины 2000-х годов вслед за ДОПами вал отчетной документации и контрольных проверок захлестнул и школы, очевидно, чтобы помочь учителям работать и заодно проследить, как они отрабатывают свои копейки...  


Школы

До 50% рабочего времени современного учителя, чья зарплата тоже оставляет желать лучшего, приходится на управление коллективом учащихся, напичканным воспитанием или "не довоспитанием" родителей, СМИ, улицей, то есть на трату бесплодных усилий в этой поистине неравной борьбе. Какое тут, с позволения сказать, краеведение. Есть и организационные вопросы. Сегодня краведением в школах занимаются библиотекарь, зам. директора по учебно-воспитательной работе, учителя истории, ведущие соответствующий курс, зав. школьным музеем и, отчасти, классные руководители. Ясно, у семи нянек дитя без глаз.
Путеводители здесь - педагоги ДОПов, которые, в свою очередь, о более высоких уровнях управления этим процессом имеют представление только по наличию контролеров, в основном - из бухгалтерии. Краеведение часто преподается по учебнику истории Ярославского края 2000 года издания. Рыбинская история там отражена довольно слабо. Есть проблемы и с идеологией преподавания гуманитарных дисциплин, и краеведения в частности...  
В советские времена марксистская методология худо-бедно обеспечивала единство образовательного процесса, в том числе в гуманитарной сфере. Сегодня этого нет. "Цивилизационный подход" - полная ахинея. Попытка заменить этот вакуум основами религиоведения или православной культуры в отрыве от остального комплекса знаний приведет к еще большей фрагментации и архаизации сознания подростков. Нужна взвешенная светская политика государства в области культуры и пропаганды исторических знаний, которая бы возвысила и современное понимание религиозных ценностей. И краеведение могло бы стать пробным шаром, полигоном для отработки организационных форм этой деятельности. Для этого на местном уровне необходимы как минимум четыре шага:
1. Создание единого научно-методического центра по координации культурно-просветительской и исследовательской работы в области местной истории. Ядро этого центра составили бы представители всех вышеперечисленных категорий краеведов. Далее - работники доп. образования как промежуточное звено. И, наконец - школы, непосредственно связанные с аудиторией, на которую эта информация направлена;
2. Изменение роли администрации центров доп. образования. Отход от контрольных функций в сторону организации взаимодействия с администрацией школ по оказанию административного содействия педагогам ДОПов в привлечении и отборе учащихся в группы, а также материального обеспечения их деятельности;
3. Назначение в каждой школе лица, ответственного за содействие работе ДОПов в целом, как отдельным педагогам, так и в части организации краеведческой просветительской работы в рамках школы с предоставлением учащимся официальных "бонусных" преимуществ за участие в группах доп. образования и соответствующих конкурсах и конференциях в форме льгот при сдаче ЕГЭ;
4. Создание тематических банков данных при школьных библиотеках по вопросам краеведения в форме тематических подборок статей и научно-справочного аппарата по монографиям и электронным базам данных с включением их в курс преподавания краеведения в школе.
Вообще, государству пора пересмотреть свои отношения с педагогическим сообществом в "рыночном", так сказать, ключе. Чтобы учителя из бесправных исполнителей превратились в полноправных субъектов образовательного рынка, с которыми государство будет иметь паритетные договорные отношения. Здесь хотелось бы вступиться за гуманитарную сферу в целом... С некоторых пор, особенно с развалом СССР, стало считаться, что все кто учит, лечит, культура там какая-то, наука - это люди второго сорта. "Лексус" им все равно не купить. В общем, дураки какие-то. Но заказ остается. Без которого у страны не будет нормальных граждан, солдат, телевидения и учебников. Да и страны-то самой не будет. Есть заказ на "патриотическое воспитание" или "пропаганду гуманистических ценностей"? Значит, надо платить и за то, и за это.
Сейчас часто говорят о, так называемых, госкорпорациях. Тогда у учителей должна быть своя корпорация, только общественная (не путать с современными профсоюзами). И пусть государство заключает с этой корпорацией и ее представителями договор (не путать с трудовым договором) на предоставление образовательных услуг, и не только "образовательного стандарта", но и в плане воспитания "гармонически развитой" личности, не говоря уже о таком специфическом продукте, как авторские учебные, культурные или исследовательские проекты.  


Что "РЭП" грядущий нам готовит?

Все больше учеников школ и колледжей не хотят быть не только рабочими, учителями и инженерами, но и юристами, экономистами, программистами и т.д. Зато им интересно, как в наушниках, на мониторах и экранах разные веселые ребята пляшут тут и там, решая какие-то специфические проблемы своего квартала, или - смотреть "Дом-4". За всеми этими нехитрыми предпочтениями стоят, как сказали бы раньше, и не без оснований, весьма влиятельные силы как внутри страны, так и за рубежом, обладающие немалыми финансовыми возможностями. Вряд ли выпускники воскресных школ и деревенские пареньки, принятые в десантники и заодно - в православие, составят им конкуренцию. А уж краеведение с патриотическим воспитанием тут вообще ни при чем. Надеемся, что "генералы от образования" и иных "направлений", получающих зарплату, и немалую, в частности, за то, чтобы как-то прояснить эту ситуацию, разделяют эти опасения, и что-то такое делают. Но все время там у них чего-то не срабатывает. Наверное, не получается. Или мы чего-то не понимаем. А может, так надо. Но верить в это не хотелось бы...

11 Сентября 2009
"Анфас-Профиль", № 239 (34)
Автор Иван Кочуев, член Совета Рыбинского отделения ВООПиК



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В «Демино» монтируют мишени для биатлона

В «Демино» монтируют мишени для биатлона   Сегодня техническая делегация приняла участие в работе по установке тридцати комплексов... 22.11.2017 



Рыбинцев приглашают обсудить программу «Формирование городской среды»

Рыбинцев приглашают обсудить программу«Формирование городской среды»    Общественное обсуждение проекта муниципальной программы... 22.11.2017 



Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»

Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»    Глава Рыбинска Денис Добряков и заместитель председателя правительства Ярославской... 22.11.2017 



Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска

Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска    Прививочная кампания в Рыбинске практически завершена. На 15 ноября... 21.11.2017 



Волшебный автопарк набирает водителей

Волшебный автопарк набирает водителей     «НаШествие Дедов Морозов» в Рыбинске вновь будет сопровождать новогодняя автоколонна.... 21.11.2017 



Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум

Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум    В Санкт-Петербурге прошел VI Международный культурный форум.... 21.11.2017 



Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет

Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет    Администрация Рыбинска представила на рассмотрение депутатов Муниципального... 20.11.2017 



День бесплатной юридической помощи

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи   24 ноября 2017 года Общественная приемная губернатора... 20.11.2017 



В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта

В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта   С 1 декабря изменяется маршрут автобусов № 12 «ПАТП-1 – Завод «Призма».... 20.11.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru