ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Загадочные гости Валерия Цаплина

На днях один из ярчайших графиков-живописцев России и самый загадочный художник Рыбинска отмечает юбилейный день рождения.


Творческий затворник

мистик, сказочник-хулиган, поэт-лирик, философ... Сколько ещё эпитетов спонтанно приходит на ум в ответ на неожиданно звучащее “Цаплин! Это же Цаплин!!!”. Да-с, господа, сегодня это имя – брэнд. И не только на российских просторах. В то же время в родном Рыбинске художник живёт как-то параллельно: на культурные и прочие массовые мероприятия не ходит, с местной богемой не общается, интервью журналистам не даёт. И хотя на ежегодных городских выставках местного отделения Союза художников его работы, как правило, присутствуют, сам Цаплин в это время предпочитает сидеть за мольбертом в тиши своей мастерской: что-то писать или наблюдать за ростом на лоджии огурцов. Заглянуть к нему хотят многие, но удача улыбается редко кому: художник не любит праздного присутствия любопытных носов. Вневременной и внепространственный, босховский, “сюр” его сердцу ближе. Он вообще, как бы точнее выразиться, “человек не отсюда”. Эпоха “унисэкс на скорости” с подавляющим приоритетом материального над духовным Цаплина не греет. Равно как любого большого мастера, от души презирающего ширпотреб.

Его творческую биографию можно изложить коротко, но каждый факт в ней имеет особый вес. Родился Валерий Анатольевич в Рыбинске 6 июня 1959 года - “гениальное “совпадение”: он ровно на 160 лет моложе Пушкина! Подобно “светилу русской поэзии”, Цаплин осваивал искусство с юных лет, ступень за ступенью постигая его тайны. Эту любовь всей жизни Валерий почувствовал ещё в детстве: его отец, художник-оформитель, хорошо знал живопись. Первоначально Валерий увлёкся лепкой, но пластика, неведомая загадка художественного образа интересовала его во всей полноте: будущий мастер много времени проводил в музее, детально изучая живописные полотна. Начав академический путь в Рыбинской детской художественной школе, Цаплин затем учился в Ярославской художественном училище (ЯОХУ), которое окончил в 1978-м. После этого совершенствовался уже как график – в Ленинградском институте живописи, скульптуры и графики им. И.Е. Репина. Редкое дарование в соединении с кропотливым освоением мастерства отличали молодого рисовальщика. Он мог подолгу работать в студии и бесконечно изучать коллекции Эрмитажа, стараясь вычислить код неповторимого почерка старых мастеров, наполнить лёгкие невероятным ароматом высокого искусства. Труды не прошли даром: уже в студенчестве Валерию Цаплину с одинаковым успехом удавались крупные и малые формы; сложные, динамичные композиции. Его работы были представлены на всесоюзных вернисажах: Студенческой молодежной выставке (1986 г.), Молодежной выставке "Страна Советов" (1987 г.), IX Всесоюзной выставке молодых художников, посвященной 70-летию ВЛКСМ. Повсюду были отмечены вниманием как профессионалов, так и любителей. Окрылённый успехом на родине, молодой автор стал экспонироваться за рубежом: во Франции, Германии, Бельгии. Его работы начали оседать в европейских музейных и частных коллекциях. В 1988 году за дипломную работу — серию графических листов к произведению Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле» - Валерий Цаплин был награждён Золотой медалью Академии художеств СССР и творческой поездкой в Италию. Этот графический проект из семи мотивов по одному из манифестов литературы Возрождения создан под воздействием живописи Фландрии – «народной», экспрессивной, ироничной, отличающейся сложностью композиции, динамикой, отсутствием натурализма, удивительной палитрой и неизменным стремлением посредством «низкого» прикоснуться к тайнам бытия. Эти работы и сегодня выглядят на редкость искренними и мастерски лёгкими, словно созданными на одном дыхании. В каком-то смысле “Тиль” определил дальнейший путь художника, по сей день продолжающего искать новые формы в бесконечной череде изменчивых «отражений жизни».

Сегодня Валерий Цаплин – мастер, чей почерк узнаётся сразу. Он член Союза художников России с 1989 года. В ноябре 2007-го Цаплину присвоено звание Заслуженного художника России. За его плечами – огромное число выставок разного уровня. С 1998 года Цаплин сотрудничает с именитой московской «Галереей Аллы Булянской». На протяжении шести лет его работы экспонировались в одном из ведущих выставочных залов Парижа. Сегодня они представлены в галереях Лондона. На родине же выставки Цаплина – большая редкость. Если такое и случается, то сопутствующие разговоры не утихают долго. Пример – персональная выставка, прошедшая в апреле 2007 года в Ярославле. Ну а Рыбинску такого события пока остаётся только ждать.


Вирсавия – взгляд пантеры

Почему, собственно, Вирсавия? Цветущий и хрупкий образ воплощённой женственности, несвободный и при этом исполненный чистоты, словно прячущийся от взглядов толпы. И в противовес ему – царственная грация хищника, уверенно и холодно взирающего на проходящих у ног Вирсавии. Эта молчаливая параллель едва уловимого и почти осязаемого, воздушного и рождённого землёй – особенность творческой манеры Цаплина. Его графика похожа на изысканные метаморфозы, а живопись поражает необычностью образов, богатством колорита и редкой цветовой насыщенностью. Она будто светится изнутри, излучая тепло и запахи лета. Она притягивает взгляд присутствием праздника, который поселяется в душе зрителя и долгим послевкусием украшает жизнь.

Знакомство с работами Цаплина вызывает у любителей живописи чувство, определяемое как «восторг узнавания». Иначе говоря, годы, проведённые в музейном сообществе с Брейгелем и Грюневальдом, Босхом, Рембрантом и Вермером, Моррисом, и Россетти, Сомовым и великими итальянцами, не остались «за кадром». Рука художника по сей день чувствует их присутствие. Словно этакой странной Мойрой продолжает тянуть тонкую кудель из века XV в век нынешний. На полотнах Цаплина совершенно непривычные лица – не с улицы, из каких-то ушедших эпох. Они выглядят загадочными ночными гостями, заглянувшими на чаёк к художнику. Одно мгновение – и от них останется лишь лёгкий шорох. И память кожи, ощутившей прикосновение платьев, ангельских крыльев или рубищ бродяг... Вот одухотворённое лицо Марии в преддверие благой вести, проникающий в самое сердце мудрый взгляд старого Лазаря, смиренная фигура отринувшего всё житейское Апостола. А вот роскошная земная красота похищенной Европы... Каждый из созданных Цаплиным образов словно существует сам по себе – выплывает из ни откуда: автор почти не рисует с натуры. И потому, наверное, черты их при всей условности выразительны и многозначны.

  • Валерий, очевидно, что современность вас не особенно интересует...

  • В общем, да. Я предан полностью старой школе. Всю жизнь. Пятнадцатый, шестнадцатый век – эта эпоха мне по-настоящему близка: тогда настоящее искусство творилось.. Из того же, что создаётся сейчас мне, пожалуй, интересен только дизайн – новые формы. Но всё равно старую школу нельзя забывать...

  • Чем она вас так «забрала»?

  • Надёжностью, какой-то убедительностью, ответственностью. Люди-то ведь были духовно определены, сообщены единым религиозным разумом. Никаких метаний, течений не было. Художники просто работали - делали то, что нужно. Наверное, на этом всё и держалось – и в живописи, и в музыке, и в других искусствах. Поэтому эти шедевры по сей день выглядят свежо.

    Вот, к примеру, работы старых итальянцев. Любая из них способна нести суть не только оформления, но и души. Ведь есть что называется частные случаи изображения, а есть «по большому счёту» – работы старых мастеров относятся именно ко второй категории. К этому применимо понятие «социальность искусства» – в эпоху Возрождения оно имела большое значение.... Вот, возьмём фреску Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов» - шикарнейшая работа. Нет ни крови, ничего – только торжество. И она современно выглядит. Даже если копию исполнить – именно в любом месте, – она будет звучать. Даже если изображаются погибшие, в работе нет страха. Всё красиво и всё - «по большому счёту». Такие тогда были знаменосцы. Сейчас времена другие... Помните старое изречение «Снесёшь культуру, и нация вымрет»? А теперь посмотрите телевизор – вывод станет понятен... Остаётся уходить в своё дело и получать от этого удовольствие. Для меня это значит писать такие картины, от которых веет жизнью, энергией. В этом, по-моему, задача художника...

Пройдя немалый отрезок жизни весьма нескучно, Валерий Цаплин старается не оглядываться назад. Эксперимент с материалом, формой, композицией и цветом, эксперимент во всех вариантах воплощения, но на могучей базе, наработанной европейской традицией живописи и графики, - его способ самовыражения. Или вариант ухода из рутинной банальности и скуки. Романтически недолюбливая заоконную реальность, Цаплин в тиши мастерской конструирует на полотнах альтернативную. Постоянно подпитываясь из книг и поездок по галереям Европы. Работает на редкость дисциплинированно: приходит в мастерскую каждый день в семь утра в любое время года и любую погоду. Действительно: какое значение имеет вся эта уличная шелуха по сравнению с тем, что рождается на холсте. Неожиданно, по наитию. Вот на огромном полотне плескалось море, один день - и оно превращается в залитую летним солнцем летнюю поляну. Райски гармоничную. За день таких метаморфоз происходит немало – Цаплин работает очень быстро. При этом почти все полотна в его похожей на музей мастерской в буквальном смысле слова дышат: художник работает практически одновременно на нескольких холстах. Поэтому чудеса здесь не переводятся. Видимо, за искренность до самоиронии, за добрый, хотя и несколько бескомпромиссный нрав небеса ему благоволят.



5 Июня 2009
"Анфас-Профиль", № 226 (21)
Автор Лиана Гаврилова



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Главный архитектор области признал опыт Рыбинска образцовым

Главный архитектор области признал опыт Рыбинска образцовым   В Рыбинске будет продолжено благоустройство исторического центра,... 24.11.2017 



Рыбинские организации получили гранты президента России

Рыбинские организации получили гранты президента России    Три рыбинские общественные организации стали обладателями президентских... 24.11.2017 



В Рыбинске продолжает работу горячая линия по вопросам неформальной занятости

В Рыбинске продолжает работу горячая линия по вопросам неформальной занятости    В администрации Рыбинска работает горячая линия... 24.11.2017 



Опрос: «Каким дорогам Рыбинска необходим ремонт в первую очередь?»

Опрос: «Каким дорогам Рыбинска необходим ремонт в первую очередь?»   Специалисты администрации Рыбинска проводят дефектовку городских... 24.11.2017 



Любовь Тихонова: «Верю, что жители оставят каток на Боткина»

Любовь Тихонова: «Верю, что жители оставят каток на Боткина»    Администрация Рыбинска приглашает жителей улицы Боткина на встречу... 23.11.2017 



В Рыбинске прошел рейд по злостным неплательщикам

В Рыбинске прошел рейд по злостным неплательщикам   Специалисты МКУ «Жилкомцентр» совместно с представителями Федеральной службы... 23.11.2017 



В «Демино» монтируют мишени для биатлона

В «Демино» монтируют мишени для биатлона   Сегодня техническая делегация приняла участие в работе по установке тридцати комплексов... 22.11.2017 



Рыбинцев приглашают обсудить программу «Формирование городской среды»

Рыбинцев приглашают обсудить программу«Формирование городской среды»    Общественное обсуждение проекта муниципальной программы... 22.11.2017 



Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»

Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»    Глава Рыбинска Денис Добряков и заместитель председателя правительства Ярославской... 22.11.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru