ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Анзор Бухарский: «Начав заниматься фотографией, я обрёл то, что искал в живописи»

Тайны фотомастерства известного в разных странах  узбекского фотографа Анзора Бухарского теперь могут немного приоткрыться: его персональная выставка открылась в НПО «Криста» Вниманию аудитории представлено около двух десятков «золотых» снимков автора.

Над древним городом восходит солнце. Оно заглядывает в каждый закоулок, в каждый узбекский дворик. В одном из них в сооружённой из тюлевой сетки палатке ещё досматривает сон мальчик. Накануне он долго ворочался: назойливые москиты, жужжали над его головой, пытаясь проникнуть внутрь палатки. И вот теперь весёлый солнечный луч крадётся по узорчатой перине, по разноцветным подушкам, изучает причудливый рисунок на сетке, замирает на загорелом лице мальчика, легонько гладит его, словно мягкой кошачьей лапой. И вот, соня расплывается в улыбке. Какое же это чудо – открыть глаза и увидеть свежий, умытый, благоухающих упоительными запахами из кухни, расцвеченный множеством подвижных красок и разнообразных звуков день! Ещё один счастливый день…

Мир на фотографиях Анзора Бухарского очень тёплый. И дело не только в том, что в  Бухаре, неизменно остающейся его любимым городом, всегда по-летнему уютно. Фотопространство, создаваемое Анзором, само по себе похоже на радушный очаг,  собирающий много народа. Отчасти он похож на причудливую восточную сказку с её дивными превращениями и метаморфозами: например, на фотографиях автора тени – людей, животных, вещей – на стенах домов, отражения их в стёклах и зеркалах не менее полноправные персонажи событий, чем те, кто их отбрасывает. Порой они даже оказываются главными героями сюжетов, привлекающими основное внимание зрителя. И тогда у него возникает ощущение непривычного, но гармоничного совмещения объёмного и плоскостного изображений, фотографии и рисунка.  Причём фотограф столь искусно выбирает ракурсы, что узнаваемость и причудливость, даже некоторая эфемерность сюжетов выглядят как неотъемлемые составляющие единой реальности, в которой ни у кого нет сомнений.

Анзор любит людей, ему нравится подолгу разговаривать с ними, шутить, прислушиваться к ним, всматриваться в их быт. Поэтому люди, даже если они случайно оказались в поле зрения фотографа, всегда на его снимках выглядят интересно: они «дарят фотографиям свои истории», магнитящие чужой взгляд своей незаконченностью и принципиальной неразгадываемостью. Возможно, как человек восточной культуры, как художник по призванию Анзор Бухарский понимает, что мир – бесконечный океан, загадки которого кроются в самых глубинах, до которых невозможно добраться. Однако отголоски этих тайн скользят по поверхности, окружают нас повсюду, а значит, нужно лишь уметь их улавливать.

Анзор Бухарский родился в 1968 году в Ташкенте. С 1975 года он постоянно живёт в Бухаре, хотя, будучи очень лёгким на подъём, охотно путешествует по разным странам. В детстве Анзор влюбился в живопись.  И сегодня он с удовольствием вспоминает, как ещё в пору учёбы в школе он все деньги, которыми мог располагать, тратил на альбомы по искусству. Магазин неподалёку от его дома, где альбомы изредка можно было приобрести, манил его отчаянно. Купив очередное издание с репродукциями картин одного из гениев мировой живописи, Анзор постоянно его рассматривал, просиживал за этим делом целыми днями. Врождённое чувство прекрасного привело юношу сначала в училище искусств в Бухаре, где он специализировался как художник-график, затем в Ташкентский театрально-художественный институт, на факультет театральной декорации. Окончив вуз, Анзор некоторое время работал по специальности в театре оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте. Тогда же он начал участвовал в выставках молодых художников республики. Параллельно изучал искусство фотографии. В 2006 году это увлечение стало основной профессией Анзора. Сначала он, как и многие фотолюбители, фотографировал свадьбы, воспитанников детских садов и учащихся школ. Потом заинтересовался фотоколлажами и даже участвовал с такими работами в международных выставках. Постепенно перешёл к документальной и жанровой фотографии, чем занимается по сей день. Пробуя себя в разных жанрах, в том числе и в НЮ, Анзор получил международную известность как стрит-фотограф. По его словам, он себя к стрит-фотографам никогда не относил, но так сложилось, что в фотосообществе его имя стали соотносить преимущественно с этим модным сегодня жанром. Надо сказать, что во многом это справедливо: Анзор снимает стрит-фото не просто виртуозно, но и уникально с художественной точки зрения. Его опыт освоения стрит-фотографии – по-настоящему высокая планка для всех, вставших на этот путь.

Анзор Бухарский – участник многих национальных и международных выставок, проходивших в Узбекистане, России, Латвии, Италии, Турции; обладатель  наград ряда престижных фотоконкурсов. В частности, он стал победителем престижного ежегодного международного конкурса стрит-фотографии «ФУФ» («Фестиваль уличной фоторафии») в 2014 году, состоявшегося в московском Центре документальной фотографии «FOTODOC». Подаренную ему фотокамеру Анзор вручил своей дочери, пятнадцатилетней Лейле, мечтающей стать фотожурналистом. Анзор Бухарский сотрудничает с агентством ИТАР-ТАСС, в галерее которого в 2012 году состоялась его персональная фотовыставка. Также масштабные экспозиции работ фотографа были показаны в Москве, Новосибирске, Барнауле, Кирове, Южно-Сахалинске, Хабаровске, Бухаре, Самарканде и других городах России и Узбекистана.  По версии китайского сайта The Other Hundred, Анзор Бухарский вошел в список ста лучших мировых фотографов 2013 года. Он не только фотографирует сам, но и преподаёт, сотрудничая с рядом известных столичных фотошкол, проводит мастер-классы по стрит-фотографии в разных странах: России, Прибалтике, Марокко, на которые приезжают люди буквально отовсюду. Ближайший мастер-класс состоится в США. В Бухаре Анзор тоже проводит мастер-классы  – желающих освоить азы мастерства в Бухарской школе немало. Собственно, эта работа и обеспечивает мастеру достаточную степень творческой свободы.

–Анзор, давно ли вы занимаетесь фотографией?

–С искусством фотографии я познакомился ещё в детстве. Меня увлёк этим делом одноклассник Серёжа Ткачук, папа и старшие братья которого были фотолюбителями: в советское время все фотографировали. Потом это увлечение надолго забылось. Я учился на художника театра и кино, долгое время занимался графикой, причём тонкой, имитирующей офорт, акватинту: рисовал тончайшим пером на подготовленной – грунтованной и тонированной – бумаге. Это были изображения небольшого –  или «камерного»  –формата, их можно было рассматривать на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, я преподавал изобразительное искусство – рисунок и композицию – сначала в школе искусств, потом в училище искусств. И вот, в 2000-м году, уже будучи художником, я купил свой первый маленький цифровой фотоаппарат. Он был для меня просто вспомогательным механизмом для того, чтобы я имел исходные кадры, которые потом можно использовать при создании графических изображений. Потом я нашёл в интернете первые фотографические сайты, был разочарован увиденными на них снимками и решил выставить свои работы. В основном это были изображения городских улочек. Так, осторожно, даже с опаской я стал формироваться как фотограф.

– Опыт художника-графика, театрального декоратора как-то повлиял на ваше занятие фотографией?

– У художников есть мнение, что они сами создают мир на двухмерном пространстве картины или графического изображения. При этом среди них бытует несколько  пренебрежительное, высокомерное отношение к фотографам: дескать, подошёл, нажал на кнопку – и пожалуйста, изображение готово. И конечно, каждый художник думает о том, что вот попадёт ему в руки камера, и он сразу сделает шедевр. Так же и я думал, но оказалось, что мой опыт как художника в фотографии не то чтобы непригоден, но полном объёме я не смогу его использовать, оказалось, что в фотографии совсем иные законы работают. Пришлось осваивать эту новую для меня эстетику почти с нуля.

– В чём была её новизна?

– Я учился изобразительному искусству в русле классической школы. У меня были замечательные педагоги, которые окончили ведущие российские художественные вузы: институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; институт им. В.И. Сурикова. С их помощью я, обучаясь в училище и институте, впитал всё лучшее из академической традиции. Однако ценности академической живописи и графики в фотографии работают по-иному. В частности, фотография может быть ценна каким-то минимализмом, цветовыми пятнами. Она тяготеет скорее не к академической, а к авангардной, футуристической живописи.

– В одном из интервью вы говорили, что занявшись фотографией, ушли от графики  – почему? 

– Я долгое время пытался, не оставляя изобразительное искусство, заниматься фотографией и искренне хотел, чтобы она была просто моим увлечением. Я не думал, что оно перерастёт в мою основную профессию. Однако это совмещение оказалось для меня очень тяжёлым. Возможно, отчасти потому, что я себе поставил достаточно высокую планку: мне захотелось достичь в фотографии определённых высот. Думаю, я это сделал. Сейчас у меня нет потребности рисовать, но, возможно, пройдёт несколько лет, и ко мне как к художнику вернётся вдохновение.

– Когда вы перешли от графики к фотографии, ваши стилевые и жанровые приоритеты сохранились или изменились?

– Интересно сравнить то, что я когда-то рисовал и то, что очень ценю в фотографии. Моим самым любимым художником, кумиром всегда был Рембрандт – мастер, который обнаружил и показал ценность света. И я тоже ищу в фотографии свет. Мне интересно, когда на снимке лучом света выхвачен фрагмент фигуры человека или предмета. Наверное, начав заниматься фотографией, я наконец-то обрёл то, что искал в живописи. Когда я рисовал, я не был настолько творчески раскрепощён, как теперь. Может быть, поэтому меня сейчас не тянет рисовать. Ведь я был коммерческим художником. Рисовал бытовые сценки из жизни Бухары. Делал это очень хорошо. Мои работы выглядели, как открытки – иностранцы их охотно покупали. Однако я занимался одним и тем же делом изо дня в день. Это была рутина. А теперь, выходя с фотокамерой на улицу, я абсолютно не знаю, что у меня получится к концу дня. Возможно, я не сделаю ни одного хорошего кадра. Но я и не ставлю такой цели. Это подлинное ощущение творческой  раскрепощённости мне очень нравится.

–В чём, на ваш взгляд, специфика стрит-фотографии?

– Об этом жанре много говорят и спорят, и надо сказать, что многие авторы стрит-фотографию определяют неправильно: считают, что к этому жанру относится всё, что снято на улице.  Однако на самом  деле стрит-фотографией можно считать лишь то, что снято в современной городской среде, в общественном месте. Кроме того, стрит-фотография – это всегда экспромт, игра подчас на грани фола. Сюжет стрит-фотографии нельзя ни предугадать, ни спрогнозировать, ни срежиссировать, потому что это фрагмент подлинной жизни улицы, текущей по своим собственным законам. А задача фотографа – просто украсть у жизни, вырвать, выхватить этот ценный своей подлинностью, уникальный момент. Если повезёт. В данном случае очень важен профессионализм фотографа: нужно вовремя нажать на кнопку и в видоискателе скомпоновать будущее изображение. Также важно профессиональное чутьё. И очень многое зависит от провидения: чтобы что-то горело или плавало, кто-то в нужный момент прошёл, что-то упало, или, например, парашютист приземлился, то есть чтобы сложилась какая-то непредвиденная ситуация.

– Как научиться снимать стрит-фотографию?

– Мы с моей дочерью Лейлой, которая осваивает фотографию, порой подолгу гуляем по улицам, фотографируем, и я постоянно учу её одному: конечный результат не должен быть самоцелью, ни в коем случае. Только тогда может получиться подлинный снимок текущей жизни. Выдающийся фотограф Георгий Пинхасов – кумир миллионов фотографов, на которого все ориентируются, единственный российский фотограф, который стал членом легендарного агентства «Магнум» – однажды сказал, что стал делать хорошие фотографии, когда перестал бояться делать плохие. Когда я начал учитывать смысл этой фразы в своей практике, то понял, насколько она логичная и замечательная. Действительно, как только ты перестаёшь бояться чего-то, ты себя освобождаешь.

– По вашим фотографиям можно изучать традиционную жизнь Бухары. Вы принципиально её снимаете?

– Нет, я вовсе не ставлю своей целью снимать что-то аутентичное. У меня много картинок из жизни современного мегаполиса, снятых и в общественном транспорте, и в ташкентском метро. Я фотографирую всё, что привлекает моё внимание, что кажется эстетически привлекательным. Если, допустим, я иду в сельскую местность, где живут цыгане, то не ставлю задачи сделать фотографии на социальную или этническую тему.  Я вообще не снимаю людей какой-то определённой национальности, даже не стремлюсь к тому, чтобы человек на снимке был узнаваем, мне порой достаточно его силуэта. Можно сказать, что я иду в эту местность за цветом и светом.

– Вы впервые в Рыбинске?

– Да, и успел увидеть, наверное, лучшую часть Рыбинска – живущих здесь людей, рыбинцев. Мы ходили по улицам, иногда останавливались с прохожими, общались. Я ещё раз убедился в том, что мы всё-таки одна некогда большая страна, у нас общий язык, одна история, одни ценности.

– Какими показались вам рыбинцы?

– Согласно первому впечатлению, они не злобные, скорее даже доброжелательные, открытые – это встречается не во всех городах, а потому очень приятно.
Гуляя по Рыбинску, Анзор много фотографировал. Возможно, среди этих туристических фотозарисовок окажутся совершенно потрясающие кадры – мы увидим наш город с  непривычной точки зрения и познакомимся с ним заново.

Лиана Гаврилова

P.S. После 7 апреля выставка лучших и наиболее известных фотографий Анзора Бухарского будет экспонироваться в галерее Рыбинского фотографического общества по адресу ул. Крестовая. 21. Посещение бесплатно.

29 Марта 2017



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Рыбинск открывает сезон фонтанов

Рыбинск открывает сезон фонтанов   30 апреля в Рыбинске после зимнего перерыва будут запущены городские фонтаны на площади имени... 28.04.2017 



В Рыбинске обработают от клещей зеленые зоны

В Рыбинске обработают от клещей зеленые зоны   В первых числах мая в Рыбинске начнут акарицидную обработку парков, скверов и ... 28.04.2017 



Программа празднования Дня Победы в Рыбинске

Программа празднования Дня Победы в Рыбинске   9 мая в Рыбинске состоится традиционное праздничное шествие «Рыбинск помнит», ... 27.04.2017 



Спортсмены помогут юной жительнице Рыбинска

Спортсмены помогут юной жительнице Рыбинска   30 апреля в СК «Метеор» рыбинские борцы проведут турнир по грэпплингу в поддержку... 27.04.2017 



В Рыбинске проведут турнир по игре в домино

В Рыбинске проведут турнир по игре в домино   6 мая в ДК «Вымпел» состоится турнир по игре в домино «Забей рыбу!». Организаторы... 27.04.2017 



Рыбинцы обсудят нормативные затраты на обеспечение функций администрации города

Рыбинцы обсудят нормативные затраты на обеспечение функций администрации города   Жителей Рыбинска приглашают принять участие... 27.04.2017 



В Рыбинске продолжают работы по берегоукреплению

В Рыбинске продолжают работы по берегоукреплению   В Рыбинске приступили к очередному этапу укрепления берега Волги в городской... 26.04.2017 



В Рыбинске прошел митинг памяти жертв радиационных катастроф

В Рыбинске прошел митинг памяти жертв радиационных катастроф   26 апреля в Рыбинске состоялся митинг, посвященный 31 годовщине... 26.04.2017 



Внимание! Сильный ветер

Внимание! Сильный ветер   Ночью с 26 на 27 апреля местами по Ярославской области ожидается усиление юго-западного ветра порывами... 26.04.2017 



Возврат к списку


 

 

Газета «АНФАС профиль», Тел/факс: (4855) 280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика