ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Анзор Бухарский: «Начав заниматься фотографией, я обрёл то, что искал в живописи»

Тайны фотомастерства известного в разных странах  узбекского фотографа Анзора Бухарского теперь могут немного приоткрыться: его персональная выставка открылась в НПО «Криста» Вниманию аудитории представлено около двух десятков «золотых» снимков автора.

Над древним городом восходит солнце. Оно заглядывает в каждый закоулок, в каждый узбекский дворик. В одном из них в сооружённой из тюлевой сетки палатке ещё досматривает сон мальчик. Накануне он долго ворочался: назойливые москиты, жужжали над его головой, пытаясь проникнуть внутрь палатки. И вот теперь весёлый солнечный луч крадётся по узорчатой перине, по разноцветным подушкам, изучает причудливый рисунок на сетке, замирает на загорелом лице мальчика, легонько гладит его, словно мягкой кошачьей лапой. И вот, соня расплывается в улыбке. Какое же это чудо – открыть глаза и увидеть свежий, умытый, благоухающих упоительными запахами из кухни, расцвеченный множеством подвижных красок и разнообразных звуков день! Ещё один счастливый день…

Мир на фотографиях Анзора Бухарского очень тёплый. И дело не только в том, что в  Бухаре, неизменно остающейся его любимым городом, всегда по-летнему уютно. Фотопространство, создаваемое Анзором, само по себе похоже на радушный очаг,  собирающий много народа. Отчасти он похож на причудливую восточную сказку с её дивными превращениями и метаморфозами: например, на фотографиях автора тени – людей, животных, вещей – на стенах домов, отражения их в стёклах и зеркалах не менее полноправные персонажи событий, чем те, кто их отбрасывает. Порой они даже оказываются главными героями сюжетов, привлекающими основное внимание зрителя. И тогда у него возникает ощущение непривычного, но гармоничного совмещения объёмного и плоскостного изображений, фотографии и рисунка.  Причём фотограф столь искусно выбирает ракурсы, что узнаваемость и причудливость, даже некоторая эфемерность сюжетов выглядят как неотъемлемые составляющие единой реальности, в которой ни у кого нет сомнений.

Анзор любит людей, ему нравится подолгу разговаривать с ними, шутить, прислушиваться к ним, всматриваться в их быт. Поэтому люди, даже если они случайно оказались в поле зрения фотографа, всегда на его снимках выглядят интересно: они «дарят фотографиям свои истории», магнитящие чужой взгляд своей незаконченностью и принципиальной неразгадываемостью. Возможно, как человек восточной культуры, как художник по призванию Анзор Бухарский понимает, что мир – бесконечный океан, загадки которого кроются в самых глубинах, до которых невозможно добраться. Однако отголоски этих тайн скользят по поверхности, окружают нас повсюду, а значит, нужно лишь уметь их улавливать.

Анзор Бухарский родился в 1968 году в Ташкенте. С 1975 года он постоянно живёт в Бухаре, хотя, будучи очень лёгким на подъём, охотно путешествует по разным странам. В детстве Анзор влюбился в живопись.  И сегодня он с удовольствием вспоминает, как ещё в пору учёбы в школе он все деньги, которыми мог располагать, тратил на альбомы по искусству. Магазин неподалёку от его дома, где альбомы изредка можно было приобрести, манил его отчаянно. Купив очередное издание с репродукциями картин одного из гениев мировой живописи, Анзор постоянно его рассматривал, просиживал за этим делом целыми днями. Врождённое чувство прекрасного привело юношу сначала в училище искусств в Бухаре, где он специализировался как художник-график, затем в Ташкентский театрально-художественный институт, на факультет театральной декорации. Окончив вуз, Анзор некоторое время работал по специальности в театре оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте. Тогда же он начал участвовал в выставках молодых художников республики. Параллельно изучал искусство фотографии. В 2006 году это увлечение стало основной профессией Анзора. Сначала он, как и многие фотолюбители, фотографировал свадьбы, воспитанников детских садов и учащихся школ. Потом заинтересовался фотоколлажами и даже участвовал с такими работами в международных выставках. Постепенно перешёл к документальной и жанровой фотографии, чем занимается по сей день. Пробуя себя в разных жанрах, в том числе и в НЮ, Анзор получил международную известность как стрит-фотограф. По его словам, он себя к стрит-фотографам никогда не относил, но так сложилось, что в фотосообществе его имя стали соотносить преимущественно с этим модным сегодня жанром. Надо сказать, что во многом это справедливо: Анзор снимает стрит-фото не просто виртуозно, но и уникально с художественной точки зрения. Его опыт освоения стрит-фотографии – по-настоящему высокая планка для всех, вставших на этот путь.

Анзор Бухарский – участник многих национальных и международных выставок, проходивших в Узбекистане, России, Латвии, Италии, Турции; обладатель  наград ряда престижных фотоконкурсов. В частности, он стал победителем престижного ежегодного международного конкурса стрит-фотографии «ФУФ» («Фестиваль уличной фоторафии») в 2014 году, состоявшегося в московском Центре документальной фотографии «FOTODOC». Подаренную ему фотокамеру Анзор вручил своей дочери, пятнадцатилетней Лейле, мечтающей стать фотожурналистом. Анзор Бухарский сотрудничает с агентством ИТАР-ТАСС, в галерее которого в 2012 году состоялась его персональная фотовыставка. Также масштабные экспозиции работ фотографа были показаны в Москве, Новосибирске, Барнауле, Кирове, Южно-Сахалинске, Хабаровске, Бухаре, Самарканде и других городах России и Узбекистана.  По версии китайского сайта The Other Hundred, Анзор Бухарский вошел в список ста лучших мировых фотографов 2013 года. Он не только фотографирует сам, но и преподаёт, сотрудничая с рядом известных столичных фотошкол, проводит мастер-классы по стрит-фотографии в разных странах: России, Прибалтике, Марокко, на которые приезжают люди буквально отовсюду. Ближайший мастер-класс состоится в США. В Бухаре Анзор тоже проводит мастер-классы  – желающих освоить азы мастерства в Бухарской школе немало. Собственно, эта работа и обеспечивает мастеру достаточную степень творческой свободы.

–Анзор, давно ли вы занимаетесь фотографией?

–С искусством фотографии я познакомился ещё в детстве. Меня увлёк этим делом одноклассник Серёжа Ткачук, папа и старшие братья которого были фотолюбителями: в советское время все фотографировали. Потом это увлечение надолго забылось. Я учился на художника театра и кино, долгое время занимался графикой, причём тонкой, имитирующей офорт, акватинту: рисовал тончайшим пером на подготовленной – грунтованной и тонированной – бумаге. Это были изображения небольшого –  или «камерного»  –формата, их можно было рассматривать на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, я преподавал изобразительное искусство – рисунок и композицию – сначала в школе искусств, потом в училище искусств. И вот, в 2000-м году, уже будучи художником, я купил свой первый маленький цифровой фотоаппарат. Он был для меня просто вспомогательным механизмом для того, чтобы я имел исходные кадры, которые потом можно использовать при создании графических изображений. Потом я нашёл в интернете первые фотографические сайты, был разочарован увиденными на них снимками и решил выставить свои работы. В основном это были изображения городских улочек. Так, осторожно, даже с опаской я стал формироваться как фотограф.

– Опыт художника-графика, театрального декоратора как-то повлиял на ваше занятие фотографией?

– У художников есть мнение, что они сами создают мир на двухмерном пространстве картины или графического изображения. При этом среди них бытует несколько  пренебрежительное, высокомерное отношение к фотографам: дескать, подошёл, нажал на кнопку – и пожалуйста, изображение готово. И конечно, каждый художник думает о том, что вот попадёт ему в руки камера, и он сразу сделает шедевр. Так же и я думал, но оказалось, что мой опыт как художника в фотографии не то чтобы непригоден, но полном объёме я не смогу его использовать, оказалось, что в фотографии совсем иные законы работают. Пришлось осваивать эту новую для меня эстетику почти с нуля.

– В чём была её новизна?

– Я учился изобразительному искусству в русле классической школы. У меня были замечательные педагоги, которые окончили ведущие российские художественные вузы: институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; институт им. В.И. Сурикова. С их помощью я, обучаясь в училище и институте, впитал всё лучшее из академической традиции. Однако ценности академической живописи и графики в фотографии работают по-иному. В частности, фотография может быть ценна каким-то минимализмом, цветовыми пятнами. Она тяготеет скорее не к академической, а к авангардной, футуристической живописи.

– В одном из интервью вы говорили, что занявшись фотографией, ушли от графики  – почему? 

– Я долгое время пытался, не оставляя изобразительное искусство, заниматься фотографией и искренне хотел, чтобы она была просто моим увлечением. Я не думал, что оно перерастёт в мою основную профессию. Однако это совмещение оказалось для меня очень тяжёлым. Возможно, отчасти потому, что я себе поставил достаточно высокую планку: мне захотелось достичь в фотографии определённых высот. Думаю, я это сделал. Сейчас у меня нет потребности рисовать, но, возможно, пройдёт несколько лет, и ко мне как к художнику вернётся вдохновение.

– Когда вы перешли от графики к фотографии, ваши стилевые и жанровые приоритеты сохранились или изменились?

– Интересно сравнить то, что я когда-то рисовал и то, что очень ценю в фотографии. Моим самым любимым художником, кумиром всегда был Рембрандт – мастер, который обнаружил и показал ценность света. И я тоже ищу в фотографии свет. Мне интересно, когда на снимке лучом света выхвачен фрагмент фигуры человека или предмета. Наверное, начав заниматься фотографией, я наконец-то обрёл то, что искал в живописи. Когда я рисовал, я не был настолько творчески раскрепощён, как теперь. Может быть, поэтому меня сейчас не тянет рисовать. Ведь я был коммерческим художником. Рисовал бытовые сценки из жизни Бухары. Делал это очень хорошо. Мои работы выглядели, как открытки – иностранцы их охотно покупали. Однако я занимался одним и тем же делом изо дня в день. Это была рутина. А теперь, выходя с фотокамерой на улицу, я абсолютно не знаю, что у меня получится к концу дня. Возможно, я не сделаю ни одного хорошего кадра. Но я и не ставлю такой цели. Это подлинное ощущение творческой  раскрепощённости мне очень нравится.

–В чём, на ваш взгляд, специфика стрит-фотографии?

– Об этом жанре много говорят и спорят, и надо сказать, что многие авторы стрит-фотографию определяют неправильно: считают, что к этому жанру относится всё, что снято на улице.  Однако на самом  деле стрит-фотографией можно считать лишь то, что снято в современной городской среде, в общественном месте. Кроме того, стрит-фотография – это всегда экспромт, игра подчас на грани фола. Сюжет стрит-фотографии нельзя ни предугадать, ни спрогнозировать, ни срежиссировать, потому что это фрагмент подлинной жизни улицы, текущей по своим собственным законам. А задача фотографа – просто украсть у жизни, вырвать, выхватить этот ценный своей подлинностью, уникальный момент. Если повезёт. В данном случае очень важен профессионализм фотографа: нужно вовремя нажать на кнопку и в видоискателе скомпоновать будущее изображение. Также важно профессиональное чутьё. И очень многое зависит от провидения: чтобы что-то горело или плавало, кто-то в нужный момент прошёл, что-то упало, или, например, парашютист приземлился, то есть чтобы сложилась какая-то непредвиденная ситуация.

– Как научиться снимать стрит-фотографию?

– Мы с моей дочерью Лейлой, которая осваивает фотографию, порой подолгу гуляем по улицам, фотографируем, и я постоянно учу её одному: конечный результат не должен быть самоцелью, ни в коем случае. Только тогда может получиться подлинный снимок текущей жизни. Выдающийся фотограф Георгий Пинхасов – кумир миллионов фотографов, на которого все ориентируются, единственный российский фотограф, который стал членом легендарного агентства «Магнум» – однажды сказал, что стал делать хорошие фотографии, когда перестал бояться делать плохие. Когда я начал учитывать смысл этой фразы в своей практике, то понял, насколько она логичная и замечательная. Действительно, как только ты перестаёшь бояться чего-то, ты себя освобождаешь.

– По вашим фотографиям можно изучать традиционную жизнь Бухары. Вы принципиально её снимаете?

– Нет, я вовсе не ставлю своей целью снимать что-то аутентичное. У меня много картинок из жизни современного мегаполиса, снятых и в общественном транспорте, и в ташкентском метро. Я фотографирую всё, что привлекает моё внимание, что кажется эстетически привлекательным. Если, допустим, я иду в сельскую местность, где живут цыгане, то не ставлю задачи сделать фотографии на социальную или этническую тему.  Я вообще не снимаю людей какой-то определённой национальности, даже не стремлюсь к тому, чтобы человек на снимке был узнаваем, мне порой достаточно его силуэта. Можно сказать, что я иду в эту местность за цветом и светом.

– Вы впервые в Рыбинске?

– Да, и успел увидеть, наверное, лучшую часть Рыбинска – живущих здесь людей, рыбинцев. Мы ходили по улицам, иногда останавливались с прохожими, общались. Я ещё раз убедился в том, что мы всё-таки одна некогда большая страна, у нас общий язык, одна история, одни ценности.

– Какими показались вам рыбинцы?

– Согласно первому впечатлению, они не злобные, скорее даже доброжелательные, открытые – это встречается не во всех городах, а потому очень приятно.
Гуляя по Рыбинску, Анзор много фотографировал. Возможно, среди этих туристических фотозарисовок окажутся совершенно потрясающие кадры – мы увидим наш город с  непривычной точки зрения и познакомимся с ним заново.

Лиана Гаврилова

P.S. После 7 апреля выставка лучших и наиболее известных фотографий Анзора Бухарского будет экспонироваться в галерее Рыбинского фотографического общества по адресу ул. Крестовая. 21. Посещение бесплатно.

29 Марта 2017



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Список избирательных участков Рыбинска

Список избирательных участков Рыбинска   10 сентября 2017 года на территории региона состоятся выборы губернатора Ярославской... 22.08.2017 



На территории области прогнозируется установление пятого класса пожарной опасности

На территории области прогнозируется установление пятого класса пожарной опасности   По данным Ярославского ЦГМС - филиала... 21.08.2017 



В Рыбинске встретятся ветераны аэроклуба

В Рыбинске встретятся ветераны аэроклуба   26 августа в Рыбинске состоится встреча ветеранов Рыбинского аэроклуба. В этом... 21.08.2017 



В Заволжье отметят День микрорайона

В Заволжье отметят День микрорайона   В ближайшее воскресенье, 27 августа, жители Заволжья-1 отметят День микрорайона. Праздничное... 21.08.2017 



В Рыбинске отметят День Государственного флага России

В Рыбинске отметят День Государственного флага России   22 августа с 16 до 18 часов на площади Дерунова пройдут мероприятия, посвященные... 21.08.2017 



Итоги проведения Дня города

Итоги проведения Дня города   16 августа на телеканале «Рыбинск-40» вышла в эфир программа «Главный вопрос». Итоги проведения Дня... 17.08.2017 



На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка

На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка Каждую субботу с 15 до 17 часов на благоустроенной в стиле конца XIX века Красной... 17.08.2017 



Инициативу Губернатора поддержал рыбинский предприниматель

Инициативу Губернатора поддержал рыбинский предприниматель   В парке на проспекте генерала Батова установлен спортивный комплекс... 16.08.2017 



Прием граждан по юридическим вопросам

Юрисконсульты администрации проведут прием граждан    18 августа 2017 года с 13 до 16 часов специалисты юридического отдела администрации... 16.08.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru