ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Не забуду училище родное…

У человека, который оказался за решеткой, появляется много времени, чтобы поразмыслить и решить для себя: при выходе на свободу остаться прежним или встать на путь исправления.
По наличию стремления к исправлению  осужденных можно разделить на несколько категорий:
- Те, кто исправительную колонию воспринимают, как дом родной. Они не теряют связи с уголовным миром, продолжают управлять преступными группами из-за решетки или обдумывать возможные варианты предстоящих преступлений при выходе на волю.
- Те, кто в принципе понял, что быть преступником плохо, но на воле для них нет вариантов, чтобы более менее сносно устроить свою жизнь (нет семьи, жилья), поэтому, они морально не готовят себя к жизни за пределами тюрьмы (или колонии), а просто живут, пользуются всеми благами, которые возможно получить в Учреждении (смотрят телевизор, DVD, читают, играют, занимаются спортом, спят, бесплатно едят три раза в день, получают необходимую медицинскую помощь; одним словом, обуты, одеты и сыты). А после освобождения совершают какое-нибудь не слишком серьезное преступление и идут на новый срок. По наблюдениям работников колоний, если открыть двери и предложить таким заключенным самим решать: сидеть дальше или уйти, - то, по меньшей мере, половина – останется, просто потому, что им некуда идти.
- Те, кто твердо решил никогда более не возвращаться в места лишения свободы, и использует любую возможность, чтобы при выходе на свободу быть конкурентоспособным не только в выбранной профессии, но и в жизни в целом (создание семьи, воспитание детей, творческая и социальная активность). Эта категория осужденных прикладывает максимальные усилия для самосовершенствования, воспитывает в себе трудолюбие, развивает стремление к получению новых знаний и овладению полезными трудовыми навыками.
На то, в какую категорию попадет осужденный, влияет множество факторов. Но надеяться, что до всего человек дойдет своим умом, - по меньшей мере – ошибка. Тем, кто в жизни оступился, - прийти к верному решению нужно помочь. И не только советом, но и созданием благоприятных условий для социальной адаптации к последующей жизни на воле.
В этой связи хотелось бы познакомить читателей с опытом работы по социальной адаптации осужденных в ИК №12 (Начальник исправительной колонии №12 полковник внутренней службы Константинов В.В.). На территории Колонии уже почти 25 лет успешно функционирует ГОУ НПО ПУ №86 (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 86). В Ярославской области таких училищ – четыре. По старой нумерации, когда училища были в ведении Управления Образования, их номера были: №№ 1, 3 -  в Рыбинске; №№ 2,4 – в Ярославле.
С 2005 года профессиональные училища для осужденных перевели в ведение ФСИН России (ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ при Министерстве Юстиции России) и присвоили им другую нумерацию: в ИК №12 – училище № 86, в ИК №2 – училище №87.
Всего же по России подобных училищ 338.
Уникальность училища №86 состоит в том, что с 1984 (когда оно было открыто) и по сегодняшний день его директором является замечательный человек, талантливый педагог и руководитель Горчаков Борис Михайлович, который в 2008 году будет отмечать 45 лет работы в системе профтехобразования. В 2009 году ему исполнится 70 лет, а училищу – 25!
Кроме того, училище накопило огромный положительный опыт по воспитанию (и перевоспитанию) осужденных благодаря активной деятельности не только директора, но и всего педагогического коллектива.
Встреча с учениками - осужденными
- Горчаков Б.М.: Прежде, чем я расскажу о нашем училище, отвечу на ваши вопросы, я хотел бы познакомить вас с некоторыми нашими учениками, вернее с теми, кто согласится что-нибудь рассказать о себе и о том, зачем он здесь.
Сварщики Волков Александр Павлович и
Волков Николай  Иванович – старейшие ученики (56 лет)
Несмотря на то, что выйдут они на волю уже в пенсионном возрасте, на жизнь смотрят оптимистично и считают, что дополнительная профессия им пригодится.
Александр Павлович – человек семейный, его ждут дома жена и двое детей: дочь и сын. Освободится через шесть лет. В колонии пребывает один год.
- А.П.: Я раньше работал в бригаде по ремонту и наладке оборудования на заводе по переработке чермета. А теперь, несмотря на возраст, решил освоить профессию сварщика. Это очень хорошая специальность и я буду стараться.
- В училище нравится?
- А.П.: Да, преподаватели грамотные, оборудование позволяет освоить профессию: все есть.
- Сколько времени Вы учитесь?
- А.П.:  С сентября.
- Подвижки есть в обучении?
- А.П.:  Конечно!
- Что удалось освоить? Практические навыки?
- А.П.:  Швы прошли, соединения все сварочные.
- Самый тонкий металл, который Вы можете сварить?
- А.П.:  Пробовал «двойку».
- А как насчет «зайчиков»?
- А.П.: Насчет «зайчиков» я уже привычный. Когда на производстве работал рядом со сварщиком, научился вовремя уворачиваться. А теперь у меня еще и маска защитная есть.
- Вы получаете стипендию?
- А.П.: Нет, но обучение бесплатное.
- Вы, когда выйдете, будете уже на пенсии, это Вас не останавливает?
- А.П.: Мы не будем стареть. Можно частную фирму открыть.
- Николай Иванович, а Вы кем раньше работали?
- Н.И.: Водителем в Ярославле.
- Когда освобождаетесь?
- Н.И.:  Через семь лет.
- Учиться Вам нравится?
- Н.И.:  Конечно, я уверен, мне эти навыки обязательно пригодятся.
- За этот год вы освоите профессию сварщика, что будете делать оставшиеся 6 лет?
- В следующем году мы придем учиться на электромонтеров, а потом на токарей. Без дела сидеть не будем…
Токарь Дмитрий
В отличие от Волковых, которые приступили к обучению практически сразу после того, как оказались в колонии,  Дмитрий выбрал для себя другой сценарий. Сам он из Углича, по профессии – электромонтер. В колонии – с 2002 года. За два года до освобождения он начал активно учиться.
- Дмитрий, почему ты «зрел» целых пять лет, прежде чем поступил в училище. Как ты это можешь объяснить?
 - Дмитрий: Ничего странного здесь нет. Я все сделал по уму: если бы я сразу, в 2002 году, начал учиться, то впоследствии утратил бы навыки. А сейчас я выйду на волю со свежими знаниями. Профессия электромонтера – у меня в кармане. К ней добавятся профессии токаря и сварщика. И меня везде возьмут с руками и ногами, как ценного специалиста. Но признаюсь, что к такому решению я пришел после общения с преподавателями нашего училища. Что и говорить, помогли, подсказали, доказали, убедили.
Электромонтер Сергей
- Сергей, почему Вы пришли в училище? Никто не заставлял?
- Я не знаю ни одного человека в нашей колонии, кого можно было бы насильно заставить учиться. Кто не хочет, того на аркане сюда не затащишь. Я сам захотел. Но у меня другая проблема: маленький срок. Я в июле освобождаюсь. Кроме того, есть шансы на условно-досрочное освобождение. Поначалу я волновался: «А успею ли я закончить училище?» Но мои опасения оказались беспочвенными. В училище, оказывается, есть возможность выстроить индивидуальную схему обучения. В моем случае – это экстернат.
Батыр из Туркменистана
Осужденных обычно помещают в тех колониях, которые расположены близко к месту совершения преступления. Поэтому в колонии №12 очень много осужденных из других регионов России. Батыр приехал в Тутаев к родственникам на заработки из Туркменистана. Но, не имея специальности (в Туркменистане сложно получить профессию), оступился и оказался в колонии.
- Батыр: Я освобождаюсь через пять лет. За эти годы освою три профессии. Или останусь в Тутаеве, буду работать и получать нормальные деньги. Или вернусь на родину, но уже человеком (с профессией)!
Юрий из Одессы
Юрий в колонии №12 с 2006 года. В прошлом году выучился на сварщика, теперь осваивает профессию электромонтера.
- В Рыбинске как оказались?
- Юрий: Узнал, что в Рыбинской колонии есть замечательное училище, вот приехал, решил поучиться (шутка). А если серьезно, то у меня жена из этих краев.
- Вы учитесь на электромонтера, зачем? Чтобы время побыстрей проходило или с конкретной целью?
- Юрий: Я за свою жизнь много, где побывал. В Одессе закончил техникум по специальности: «контролер» на рыболовецких траулерах. С рыбой в наших краях частники так распоряжаются: селедку сдают, крабов раздают, бычков себе забирают, а кильку – на свинарники.
Я работал на золотых приисках. Деньги там – большие удавалось заработать. Пол года – и можно машину покупать. На маяке в Тихом океане целый год вдвоем с напарником жил. Представьте: остров, меньше километра в диаметре, никакой растительности. Берега не видно. Волны. Ветер. Раз в неделю вертолет провиант доставляет. Одно развлечение – телевизор. Но в те годы за 2 тыс. в месяц (против средней по стране – в 200-300 рублей) – можно было потерпеть. 24 тыс. за год – хороший стимул.
И с высоты прожитых лет, полученного опыта (положительного и отрицательного) смело могу утверждать: учиться надо обязательно. Нельзя заранее предусмотреть: что тебе пригодится, а что нет. По моему мнению, любые знания и умения обязательно когда-нибудь найдут применение. Главное, не надо лениться. И если не получилось стать президентом, то, по крайней мере, хорошим электриком быть каждому по силам.
После разговора с учащимися училища, мы продолжили беседу с директором.
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ ГОРЧАКОВ
(Отличник системы профтехобразования, ветеран труда, награжден указом президента Б.Н. Ельцина – Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени», грамотами и благодарственными письмами Министерства Образования) - бессменный директор профессионального училища № 86
- Б.М.: Как вы уже поняли после беседы с нашими учащимися, к нам они приходят вполне осознанно, по доброй воле. Особенность наших учеников состоит в том, что многие (особенно молодежь) никогда не работали и не учились. Они не приучены трудиться. Необходимо дать им востребованную профессию, приобщить к полезному труду, повысить квалификацию. Другая особенность – мы обучаем разновозрастный контингент (от самых молодых до людей предпенсионного возраста), поэтому к каждому нужен индивидуальный подход: кто постарше – по имени, отчеству обращаемся (нюансов множество). Тем не менее, главное наше достижение состоит в том, что наши выпускники – конкурентоспособны! Нас это радует. Свою основную задачу: социальная адаптация осужденных, - мы выполняем.
Подтверждением тому – многочисленные грамоты за участие и победы в областных и городских выставках и ярмарках. В копилке училища есть, например, диплом «За активное содействие в подготовке экспозиции и проведении Всесоюзной выставки-ярмарки изделий, изготовляемых учащимися профессионально – технических училищ на ВДНХ СССР», а также благодарности Департамента образования Администрации Ярославской обл. «За участие в Ярмарке, проводимой среди учреждений начального профессионального образования в рамках праздника «День семьи».
История училища
Согласно приказа Департамента Образования №120 от 10 мая 1984 года  на территории ИК №12 было открыто ПТУ №1. Я был этим приказом назначен директором в единственном лице, где еще не было сотрудников. Начальник Ярославского областного Комитета Профтехобразования Парнов Юрий Владимирович мне сказал:
- К сентябрю училище должно начать работать.
Но сделать это было не так просто. В новом построенном здании не было ни мебели, ни полов, ни батарей: голые стены, не говоря уже о методическом обеспечении учебного процесса.
Хорошо, мне помог начальник Учреждения ИК №12 Сафонов Вячеслав Алексеевич (С тех пор Учреждение постоянно помогает нашему училищу). Он выделил мне в помощь четырех толковых осужденных, которые все умели делать. Павел Федорович Дерунов, бывший директор Моторного завода, помог с материалами, инструментом измерительным, режущим, рабочим для организации полноценного учебного процесса. Он безвозмездно передал училищу алюминиевую плитку для устройства полов в мастерских.
- Вы сами участвовали в работах?
- Б.М.: Я сам и участвовал. А как же? И колотил, и бетон мешал. Все делал. Мне это не зазорно. Если бы я не делал, они сами бы ничего не сделали.
Когда мастерские подготовили, стали искать оборудование.
Большую помощь оказало Учреждение (ИК №12), закупив для нас  10 станков токарных, 2 станка настольно-сверлильных, один станок – вертикально-сверлильный (большой), верстаки в слесарную мастерскую (28 шт.), а также 200 листов деревоплиты. Приобрели необходимую техническую литературу, закупили полный комплект наглядных пособий для всех кабинетов.
Существенную безвозмездную помощь оказали мои коллеги из системы профтехобразования: 38 ПТУ подарило 2 токарных станка, 1 фрезерный, 2 заточных станка, пылеотсасывающую установку; 1 ПТУ - 3 токарных станка; 23 ПТУ - многопостовой сварочный аппарат, который в настоящее время ремонтируют осужденные Волковы, и 6 балластных реостатов к нему.
Все лето я в одной упряжке со своими помощниками – осужденными работал по благоустройству здания, а вечерами бегал по знакомым и друзьям в поисках педагогов для нового училища.
1 сентября 1984 года училище начало работать. Рассчитанное на 180 человек, никогда не сталкивалось с проблемой недобора.
Отличительная особенность нашего училища – исключительная дисциплина и порядок. Взгляните на парты: ни одной черкотинки, хотя закупили мы их в 1984 году! Все стенды и наглядные пособия у нас в рабочем состоянии, изготавливаются и ремонтируются силами мастеров и учащихся. Несмотря на то, что наши ученики – осужденные, они никогда не нарушают дисциплины, на занятиях – тишина и рабочая обстановка. Все распоряжения преподавателей выполняются неукоснительно. Но не из страха, что последует какое-то наказание (Единственное наказание, которое мы можем к ним применить, - это отчисление, но подобные инциденты случаются крайне редко), а из уважения к знаниям и умениям наших педагогов, а также благодаря единству педагогических требований и мастерству педагогического коллектива. У нас работает 11 педагогов, двое из них - с высшей категорией, трое – с первой, два преподавателя – отличники системы профобразования. Есть педагоги, как с большим стажем работы (20 лет и более), так и молодые (идет подпитка молодыми кадрами, что немаловажно).
Мы всячески поддерживаем мотивацию к обучению в наших учениках: регулярно проводим конкурс: «Лучший по профессии». Победители получают (по нашему ходатайству) ощутимые поощрения от администрации ИК. Например, дополнительное (к 4-м положенным в год) длительное  (3 суток) свидание с родными или даже досрочное освобождение!
- Борис Михайлович, расскажите о себе?
- Б.М.: Я – родился в Мологе в 1939 году. После затопления переехали на Слип. Учился сначала в 35-ой школе, а с 4 класса – в 16-ой. Закончил 10 классов. После армии руководил (больше 10 лет) танцевальным кружком в клубе на Слипе (танцевал я с 4-го класса, а также и в армии) и одновременно работал мастером в ПТУ №23. Потом меня пригласили мастером в ПТУ №3 (ИК №2 на Мехзаводе). А оттуда я перешел на должность директора училища №1 (ИК №12), где работаю по настоящее время.
К большому сожалению, у нас нет возможности предоставить читателю беседу с Горчаковым Борисом Михайловичем в полном объеме. А рассказал он очень много: как на целине ему вручал медаль «За освоение целинных земель» сам Брежнев, как ездил в качестве матроса на стареньком буксире в Москву участвовать в строительстве стадиона «Лужники», как всю свою жизнь после армии посвятил педагогике, хотя начинал работать простым слесарем на заводе «Почтовый ящик №20».
Но дела его говорят сами за себя: училище успешно работает, в училище – идеальный порядок, учащиеся регулярно представляют свои работы на областные и городские выставки, участвуют в укреплении и совершенствовании учебно-методической базы, сами ремонтируют станки и оборудование в мастерских и кабинетах. Не будет преувеличением сказать, что здесь созданы великолепные условия для социальной адаптации осужденных.
На одном единственном примере детища Бориса Михайловича: профессионального училища №86, - мы убедились, как с помощью образования можно эффективно бороться с криминализацией общества.
P.S.: Среди осужденных, которые, отбывая срок, учатся и повышают свою квалификацию, как правило, меньший процент последующего рецидива. Они находят свое место в жизни, устраиваются на работу, создают семью и встают, наконец, на путь исправления.

Павел Павлов



27 Марта 2008
"Анфас-Профиль", № 166 (12)



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В «Демино» монтируют мишени для биатлона

В «Демино» монтируют мишени для биатлона   Сегодня техническая делегация приняла участие в работе по установке тридцати комплексов... 22.11.2017 



Рыбинцев приглашают обсудить программу «Формирование городской среды»

Рыбинцев приглашают обсудить программу«Формирование городской среды»    Общественное обсуждение проекта муниципальной программы... 22.11.2017 



Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»

Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»    Глава Рыбинска Денис Добряков и заместитель председателя правительства Ярославской... 22.11.2017 



Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска

Прививки от гриппа сделали 40% процентов жителей Рыбинска    Прививочная кампания в Рыбинске практически завершена. На 15 ноября... 21.11.2017 



Волшебный автопарк набирает водителей

Волшебный автопарк набирает водителей     «НаШествие Дедов Морозов» в Рыбинске вновь будет сопровождать новогодняя автоколонна.... 21.11.2017 



Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум

Делегация из Рыбинска посетила Международный культурный форум    В Санкт-Петербурге прошел VI Международный культурный форум.... 21.11.2017 



Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет

Администрация Рыбинска представила бездефицитный бюджет    Администрация Рыбинска представила на рассмотрение депутатов Муниципального... 20.11.2017 



День бесплатной юридической помощи

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи   24 ноября 2017 года Общественная приемная губернатора... 20.11.2017 



В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта

В Рыбинске изменятся два маршрута общественного транспорта   С 1 декабря изменяется маршрут автобусов № 12 «ПАТП-1 – Завод «Призма».... 20.11.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru