ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Рувим Островский: “В Германии публика приходит на фортепианный концерт, как на воскресный обед у двоюродной тёти”

В России же, особенно в малых городах, такие выступления – всегда событие. На них  люди приходят отдыхать душой.”
Именно поэтому многие всемирно признанные артисты так любят  выступать в российской глубинке, где воздух чище, а эмоции глубже. Мнение одного из выдающихся пианистов современности Рувима Островского, сольный концерт которого недавно состоялся в рыбинском общественно-культурном центре, оправданно. Такое тепло, такую искренность,   расположенность к искусству музыкант прежде встечал нечасто. Хотя объездил огромное количество стран.
Его имя, действительно, широко известно. Рувим Островский –  обладатель премий международных конкурсов в России, Канаде, Японии, Австрии. Он имеет звание заслуженного деятеля искусств республики Карелия, преподаёт в Московской консерватории им. П.И.Чайковского и Зальцбургской академии “Моцартеум” (Австрия). Он кандидат искусствоведения, автор более 30 статей, посвященных проблемам фортепианного искусства. Его обширная концертная деятельность в качестве солиста, а также в сопровождении известных симфонических и камерных оркестров как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья, неизменно вызывает живой отклик со стороны слушателей и критиков.
Концерт Рувима Островского в нашем городе состоялся в рамках проекта “Классика без границ”. По словам его руководителя Владимира Хробыстова, “Островский – это философ, поэт, исследователь мира. Смысл его искусства – познание и «устроение» мира, созидательное воздействие на мир, на человека. Островский уникален в своем пианистическом мастерстве, но он часть великой русской культуры. Именно она  подарила человечеству такие бесценные явления, как Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский, Рахманинов. Но это совсем не та «культура», которая входит в госсоветы, получает престижные пряники и тусуется на катке и под куполом. Жива и действенна и та культура, которая нужна для того, чтобы питать самое ценное, что есть у человека, – его душу...”
Рувим Островский приехал в Рыбинск сразу после турне по Германии. Накануне он играл сольную программу в Москве. Через день после концерта в Рыбинске выступал в Кирове, потом - в Архангельске. Далее в его программе - Зальцбург и Копенгаген. В этой гастрольной цепи посещение Рыбинска стало для музыканта особым открытием. Дело в том, что Островский вообще очень любит старые русские города, такие как наш, невысокие в своей исторической части, купеческие. Хотя музыкант живет в Москве, во многих городах России его считают «своим». Будучи великим пианистом, он не надевает на себя ореол превосходства. Он прост и интересен в общении, обладает великолепным чувством юмора. Во время концерта публика в зале это чувствовала. Рувим Аронович играл очень красивые, проникновенные вещи Моцарта, Грига и Рахманинова. Творения мастеров разных эпох сплелись в удивительную эмоциональную ткань концерта, оказались гармоничны при кажущейся внешней разноречивости. Но, самое главное, без каких-либо модных сегодня “шутейных коммуникаций” с публикой между пьесами Островский сумел создать ощущение “сценического действа”, захватывающего внимание присутствующих в зале и не отпускающего до самого финала. После концерта сразу несколько человек из публики произнесли примерно одно и то же: «Такого мне еще не приходилось слышать никогда. Что-то похожее было очень давно, когда в Рыбинск приезжали Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс». 
Сам Рувим Аронович тоже остался доволен рыбинскими слушателями. Несмотря на то, что, что инструмент в большом зале ОКЦ мог бы быть и получше.
- У меня сложилось полное ощущение того, что всё, исполненное мной, до публики долетело, - сказал музыкант после концерта. - Это, по-моему, естественно: программа, которую я привёз, достаточно яркая, эмоциональная. Она не содержит в себе каких-то сложных для восприятия опусов, вроде поздних философских сонат Бетховена или фуг Баха, где требуется особая концентрация  умений и внутренних переживаний. Другая моя программа целиком состоит из произведений Моцарта. Её для первого своего выступления в Рыбинске привозить мне показалось достаточно опасным. А теперь я этого уже не побоюсь: публика здесь замечательная – играть можно всё что угодно.
- Отличается ли, на ваш взгляд, публика малых городов России от федеральных и региональных центров?
-  Да, в лучшую сторону: она не пресыщенна, как, скажем, московская. Причём в разных местах публика себя по-разному проявляет. Где-то вот играешь – и ощущение полного провала: три хлопка и всё. А потом приходят люди в артистическую и говорят, что это главное событие в их жизни. То есть, всё зависит от того, как воспитан слушатель...
- Вы много выступаете на Западе, особенно в Германии. Чем отличается, скажем, немецкая публика от нашей?
- Вообще, Запад очень разный. Если же говорить именно о Германии, то там публика ведёт себя очень интересно: вам практически всегда обеспечен успех. Знаете почему? Потому что, если люди купили билеты, то есть, если ЭТО продаётся, значит, ЭТО качественно. При этом никто ничего не понимает, какое ОНО на самом деле. Но раз деньги заплатили, значит, качественно. Если, конечно, откровенно не воняет, не тухлое, как рыба пятой свежести. Они пришли, послушали - пошли в ресторан - всё, выходные замечательно прошли. И, конечно, там редчайшее исключение – публика духовно собеседующая с исполнителем. Это, как правило, единицы. Буквально несколько человек в зале. Фортепианный концерт в Германии – это вещь гораздо более употребимая, чем у нас, в России. Но при этом употребима она, как воскресный обед у двоюродной тёти. Просто у них есть традиция: что называется, “по воскресеньям мы с друзьями ходим в баню”. С одной стороны, это здорово. Потому что это веками воспитанное внимание к этой сфере культуры, уважение к ней. А с другой стороны, это стирает обострённость эмоционального отклика и, в свою очередь, провоцирует дошедшую и до нас чудовищную на самом деле, бесконечную популярность и в сфере классической музыкальной культуры всяких шоу-примочек. Теперь на Западе играть сольный концерт и заодно не предложить публике пару-тройку хохмочек словесных, пококетничать с кем-нибудь, поразвлекать нельзя. А на бис обязательно надо играть что-нибудь весёленькое.
Например, есть такой великий российский пианист Григорий Соколов. Я считаю, что это величайший пианист современности. В России он играет только в Петербурге – раз в год. Во всё мире он один из самых признанных и желанных артистов. При этом я своими глазами читал рецензию в Канаде, где очень скептически его оценили. Знаете почему? Потому что он не улыбается публике. Он выходит на сцену со слишком суровым видом и публике не улыбается. Поэтому, как там написали, он якобы плохой артист....
- А у россиян всё-таки есть духовный отклик?
- Пока есть. Но вся эта бесконечная развлекуха, которую наши неверотно талантливые люди, вробе Башмета, насаждают в конечном итоге приучает нашу публику на концертах не трудиться, а “ждать конфеток”. А ведь традиция у нас была совсем другая! Та филармоническая публика, которую я ещё застал в юности, в Москве, в тогдашнем Ленинграде – это совсем другие, незабываемые лица, незабываемые разговоры, незхабываемая атмосфера в зале... Этого, увы, уже нет. Но что скулить, как говориться: это неизбежный процесс.
- Неизбежный?
- Да. Мы догоняем. И уже скоро обгоним. Как хотел Хрущёв...
Испытав самые приятные впечатления от концерта в Рыбинске, Рувим Островский очень пожалел, что из-за недостатка времени не увидел исторических памятников, коллекции городского музея, музея Мологи. Поэтому выразил желание выступить у нас ещё раз. Как сказал Владмимир Хробыстов: “Мы договорились, что он приедет снова. Мы сделаем вместе камерную программу. Он будет играть сольные концерты”. 

Проект “Классика без границ” в перспективе.
По словам Владмимра Хробыстова, концерт пианиста Рувима Островского стал началом нового этапа существования программы “Классика без границ”. Теперь это концертное агентство с небольшим постоянным составом участников. Планка высокая – артисты, представляемые агентством – лучшие музыканты.
- 23 марта в Большом зале ОКЦ мы планируем сыграть программу музыки нашего родного 20-го века под таким «скрябинским» названием, в полноте выражающем дух эпохи, – «Поэма огня». Мы готовим музыку Франсиса Пуленка, Эжена Бозза, Николая Ракова, Астора Пьяццоллы. Впервые в России на рыбинской сцене будет исполнен цикл очень изящных и остроумных метаморфоз на темы Франца Шуберта «Песни мельницы», написанный недавно американским композитором Дэном Уэлчером. В концерте вместе с нами принимает участие фаготист Андрей Симонов, солист Санкт-Петербургского Государственного Академического симфонического оркестра. Андрей Симонов – один из лучших фаготистов Европы, ученик великого петербургского мастера, профессора Олега Талыпина.
Далее, в конце апреля, в наших концертах примет участие флейтистка, заслуженная артистка России Мария Федотова. Уже в 8 лет состоялись ее первые публичные выступления с камерным оркестром Мариинского театра. В 1991 году, еще обучаясь в Санкт-Петербургской консерватории, Мария Федотова стала солисткой Большого Симфонического Оркестра им. П.И.Чайковского. Сегодня она ведет активную деятельность как солистка: выступает с оркестром Санкт-Петербургской Филармонии (худ. рук. Юрий Темирканов), Литовским государственным камерным оркестром (худ. рук. Саулюс Сондецкис), оркестром Musika Viva (худ. рук. Александр Рудин), оркестром Kremerata Baltika (худ. рук. Гидон Кремер), оркестром «Солисты Москвы» (худ. рук. Юрий Башмет). Мария - участница многих международных фестивалей. Среди них «Snow and Simphony» (St.Moritz, Швейцария), «Elmau Schlos» (Германия), «Декабрьские вечера» (Москва), «Дворцы Санкт-Петербурга», «Bach at la transcription» (Франция). В 2003 году она работала во «Всемирном оркестре мира» под управлением Валерия Гергиева. С 2002 года Мария – приглашенная солистка Klassik Philarmonie Hamburg. В репертуаре Марии Федотовой - произведения разных стилей от барокко до поставангарда. Как требовательный и критичный музыкант Мария одинаково внимательно относится и к популярному флейтовому репертуару, и к впервые исполняемым сочинениям.”

Подготовила Лиана Гаврилова



20 Марта 2008
"Анфас-Профиль", № 165 (11)



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи   29 сентября Общественная приемная губернатора... 19.09.2017 



Экстренное предупрежление

Ночью и днем сильный ветер и гроза  По данным Ярославского ЦГМС в ближайшие 1-3 часа на территории Ярославской области местами... 18.09.2017 



«Visit Russia»

Открыта онлайн-регистрация участников VII Международного туристического форума «Visit Russia»   28-29 сентября 2017 года в городе... 18.09.2017 



Вниманию арендаторов муниципального имущества!

Вниманию арендаторов муниципального имущества!    С 18 сентября по 30 сентября подать заявление на списание пеней по долгам за... 18.09.2017 



В Рыбинске состоялся городской турнир по домино

В Рыбинске состоялся городской турнир по домино   В рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» в Рыбинске... 18.09.2017 



Синоптики предупреждают!

Синоптики предупреждают!   По данным ЦГМС - филиала ФГБУ "Центральное УГМС" со второй половины 15 сентября до утра 16 сентября ... 15.09.2017 



Дворец культуры «Вымпел» приглашает на день открытых дверей

Дворец культуры «Вымпел» приглашает на день открытых дверей   В субботу, 16 сентября, Дворец культуры «Вымпел» приглашает всех... 15.09.2017 



В Рыбинске начала работу выставка-ярмарка «Мир и Клир»

В Рыбинске начала работу выставка-ярмарка «Мир и Клир»    В Рыбинске начала работать Межрегиональная православная выставка-ярмарка... 14.09.2017 



В Рыбинске пройдет смотр спецтехники коммунальных предприятий

В Рыбинске пройдет смотр спецтехники коммунальных предприятий   23 сентября у СК «Полет» состоится смотр специализированной техники... 14.09.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru