ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

В постельку, Хэриет!

Да и вы все, дамы и господа! Присоединяйтесь! Ведь приглашает народный артист России и главный режиссёр рыбинского муниципального драмтеатра Михаил Салес. Премьера его нового спектакля "Ключ для двоих", поставленного по пьесе англичан Джона Чепмена и Дэйва Фримена, состоялась 8 декабря.

Бизнес-продукт этот предложен рыбинской публике для развлечения. Других задач при внимательном просмотре действа не читается. Фабула его - банальнее некуда. Главная героиня - проститутка (пардон, содержанка), которую очень убедительно играет признанная лучшей актрисой нашего театра уходящего года Наталья Салес. Проститутка недорогая: у неё целых два "благодетеля", но деньги у них Хэриет приходится постоянно клянчить. Один, рекламщик Гордон (Леонид Пантин), в качестве особой благодарности снабжает её яйцами (в смысле, куриными), за что и получает прозвище "Яйца"; другой, Алек (Александр Загораев), - рыбой и соответствующе именуется в деловом ежедневнике дамы. Ей приходится быть многостаночной: оба любовника, как минимум, лет на десять моложе, оба семейные и оба - увы, "сладкая жизнь" не обходится без ноток горечи - до ужаса жадные. Так что подачек хватает по-настоящему только на наряды, которые у героини Натальи Салес, действительно, красивые. В остальном живёт она без шика, хоть и пытается убедить в обратном неожиданно заявляющуюся подругу Энн (Алла Смоленкова). Эту сэксапильную блондинку (почти из анекдота), оказалось, кинул муж, который "был всё время  пьян". И вот она, разнесчастная, пришла к "преуспевающей" подруге. Вместе они бросаются на амбразуру общественной морали: ведь в "притон любви" поначалу заявляются оба скаредных сластолюбца, потом их жёны (Екатерина Таланова  и Наталия Грацианова) и бывший муж Энн Ричард (Борис Диамант). Девки, притворяясь медсёстрами, отбиваются от наездов, всех разводят и в итоге остаются с Ричардом - трое в одной койке. Кстати, этот предмет интерьера - всё время на переднем плане сцены, именно здесь Идёт Жизнь. Именно в таком виде она имеет привлекательность для обеих дам. Ведь Хэриет, бедняжка, тоже натерпелась, будучи в узах брака. Её злодей муж оказался "настоящим проходимцем": он выкинул с 4-го этажа любовника собственной жены. Вспоминая о таком нецивилизованном жесте, Хэриет больше ни за что не хочет  выходить замуж. "Что же я, похоже на сумашедшую?", - говорит она Энн. Хэриет легче иметь "э-э-э" с женатыми господами и кормиться от их милостей. Пусть даже "молотя" в две смены и иногда даже напрягая мозги. Энн её очень понимает…
Такой вот очаровательный сюжетец. Если ещё отметить, что на протяжении всего спектакля герои постоянно говорят о выпивке, яйцах  ("Где оно, моё яичечко? - игриво восклицает прихворнувший Гордон) и постели, при этом пьют до "помутнения в мозгу", едят и валяются в этой самой постели, то описание представления "в двух  словах" будет  полным. Добавить можно, пожалуй, ещё одну аллюзию: премьера состоялась 8 декабря - в день, когда в 1980 году очередной герострат Марк Чепмен застрелил в Нью-Йорке, у "Дакоты",  великого музыканта-пересмешника Джона Леннона. В спектакле, кстати, звучит "Yesteday" - выводить её пытаются порядком поднажравшиеся герои-любовники. Да, случайность… Хотя бывают ли они вообще?
Поскольку "Ключ для двоих" - это комедия положений, зрительский смех здесь вызывается и усиливается посредством ускорения действия: чем быстрее меняется ситуация на сцене, чем она нелепее, чем большими дураками выглядят при этом персонажи, тем веселее сидящим в зале. Этот старый приём некогда очень удачно использовали создатели немых голливудских гэгов. Работает он безотказно, сколь бы тривиальным ни был сюжет действа - киношного или театрального. Однако этот "смех без причины" тоже имеет свою окраску - и в этом-то вся суть и вся разница между гэгом "белым" и гэгом "чёрным": для примера можно хотя бы вспомнить ленты, которые крутили крепкомордым и простодушным ковбоям герои фильма Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" - Фёст и Сэконд. В этом смысле "белый" гэг всегда, по определению, добр. О комедии "Ключ для двоих" этого не скажешь.
Над чем здесь предлагается посмеяться? Над тем, как две публичные девки обхитрили две, пусть по сути уже не существующие, но семьи. Хотя их, обхитрённых, безусловно, не жалко: и мужики - похожие друг на друга, как две капли воды, идиоты, и жёны их - тупицы в квадрате. Этот комедийный путь уже фигурировал в мировой литературе - например, в испанском плутовском романе XVII века. Там "на коне" тоже в итоге оказывался жуликоватый слуга. Но ведь то была эпоха барокко, отличающаяся ощущением глобального отчаяния от созерцания "безумия бытия".  У нас такое же состояние духа замечательно показал в начале XIX века Александр Сергеевич - в "Пире во время чумы". У англичан своей безысходности - и в литературе, и на сцене - тоже было "навалом". Даже до XX века. А уж с "приходом" модернизма кошмар, абсурдность зримого мира стала в произведениях искусства очевидной. Европейская литература в голос заговорила о "тучах над миром": тут и Кафка, и Лоуренс со своим "Любовником леди Четтерлей", и Джойс, и, конечно, Сартр с Камю, и Арно, и гениальный Беккет. И все они рисовали картину "человеческого бездушия" через неприятие оной. Ведь искусство только тогда имеет право называться таковым, если помогает человеку обрести путь во тьме, осознать собственную беспомощность-греховность и прийти к покаянию. Помогает разными жанровыми способами: цель - в любом случае помощь человеческой душе, а не вталкивание её в грязь. Для этого - для порока - места хватает и за пределами сцены. Его больше, чем достаточно. Особенно сегодня, когда сюжеты, подобные  описанному, встречаются в девяти из десяти взятых на выбор жизненных "семейно-любовных" примеров. К чему эти рассуждения, скажете? К тому, что, если пьеса "Ключ для двоих" и нужна сегодняшнему российскому порядком разуверившемуся в человеческой порядочности зрителю, то лишь в плане показа всей уродливости персонажей. (Тем более - на муниципальной, а не на коммерческой сцене.) Подобно тому, как Николай Васильевич некогда нарисовал героев "Ревизора", всячески угождающих бесу (именно такое чтение образа Хлестакова имеется в гоголевских записках). Иначе происходит лишь смакование "грешков": кому не хочется осудить другого, тем более за точно такой же, как у себя, любимого, порок? Посмеяться над ним: дескать, вот он, грешник, пошлый и гадкий! А я не такой! Я - хороший! И с тем пойти домой, замазав "пятна черноты" в душе этакой хитрой лестью. Пойти в "постельку с Хэриет".
Возможно, кто-то скажет: "Зачем так серьёзно? Это ведь всего лишь комедия! У вас нет чувства юмора!" Возможно. Но в таком случае не было его и у автора "Мастера и Маргариты". Помните, как Воланд мило развлёк посетителей варьете? Они (все, надо заметить, безбожники: пришли на сеанс чёрной магии в страстную неделю Великого поста) сначала "отрывались по полной" - дамочки, скинув всё до исподнего, наряжались в предлагаемые воландовой шайкой наряды, - а потом, по всей Москве ошалевшие милиционеры ловили блестевших задами гражданок. Было очень весело… Или Булгаков-таки зануда?
И ещё один аргумент. Любой продукт имеет право на существование, если востребован потребителем. Да, имеет. Но мы в последние годы до такой степени обнажились, что перестали это замечать. Перестали уважать в себе людей, начали открыто и гордо говорить: "Человек - это животное! А значит, прежде всего, жаждет хлеба и зрелищ". Но ведь Великий Рим когда-то от этого пал. И Россия сегодня на грани вымирания. И президент страны - с ним, наверное, никто не рискнёт поспорить - говорит об острой  необходимости  нравственного воспитания российского общества. И искусство, как ничто другое, способно - более того, призвано - это делать. Что, кстати, не обрекает его на статус "некоммерческого". Подтверждением могут быть слова, сказанные в одном из недавних интервью (данным газете "Культура"), условно говоря, некоммерческим, но  замечательным русским актёром Константином Лавроненко (первым российским артистом, получившим на кинофестивале в Каннах, а этому форуму нынче стукнуло 60 лет!, "ветвь" за лучшее исполнение мужской роли - в фильме Андрея Звягинцева "Изгнание"): "Вокруг  так много тупости и пустоты, и это оправдывают тем, что простому человеку нужно только низкопробное… Знаете, это такой обман, такой обман. Люди могут и должны смотреть хорошее кино. Не надо оправдывать бездарность, делить кино на фестивальное и как бы доступное. Когда людей приучают смотреть плохое, им кажется, что это и есть настоящее кино. В нашу жизнь входят безнадёжно пустые понятия, и мириться с ними я не готов. Вот, например, "крутизна"… Всё это скоро растворится. Потому что взялось ниоткуда. Мне кажется, что в кино нужно говорить о том вечном, которое и есть главное в жизни и которое составляет суть человека."  К театру сказанное в равной мере относится. Поэтому, если уж шутить, то так, чтобы не было потом мягко говоря не по себе - и создателям зрелища, и исполнителям, и зрителям… Тем более, что в рыбинском театре драмы острить - умно, со вкусом - умели всегда. Получится и теперь, если иметь к тому желание: талант и мастерство для этого,  по крайней мере, уже есть...

Анастасия Семёнова



20 Декабря 2007
"Анфас-Профиль", № 153 (50)



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Свое дело в 16 лет: рыбинцы поделились успешными бизнес-проектами

Свое дело в 16 лет: рыбинцы поделились успешными бизнес-проектами   В администрации Рыбинска состоялась встреча школьников... 11.12.2017 



В Рыбинске проводят неделю рейдов по дворам

В Рыбинске проводят неделю рейдов по дворам   В Рыбинске стартовала неделя контроля за состоянием дворовых территорий. В... 11.12.2017 



На время НаШествия закроют движение транспорта в центре Рыбинска

На время НаШествия закроют движение транспорта в центре Рыбинска   16 декабря в Рыбинске состоится девятое «НаШествие Дедов... 11.12.2017 



Новогодний Рыбинск украсили картины местного художника

Новогодний Рыбинск украсили картины местного художника   Подготовка к новогодним праздникам в Рыбинске идет полным ходом. Устанавливают... 11.12.2017 



Рыбинск отмечает День Героев Отечества

Рыбинск отмечает День Героев Отечества    Мероприятия, посвященные Дню Героев Отечества, проходят в школах, домах культуры, библиотеках... 08.12.2017 



В Рыбинске открыли XII международный хоровой фестиваль

В Рыбинске открыли XII международный хоровой фестиваль   8 декабря Рыбинск в двенадцатый раз стал центром большого музыкального... 08.12.2017 



Программа «НаШествия Дедов Морозов-2017»

Программа «НаШествия Дедов Морозов-2017»   Утверждена окончательная программа празднования девятого ежегодного «НаШествия Дедов... 08.12.2017 



В Рыбинске проведут День бесплатной юридической помощи

В Рыбинске проведут День бесплатной юридической помощи   15 декабря с 13 до 16 часов специалисты юридического отдела администрации... 08.12.2017 



В Рыбинске запустили экологический проект «Живой обмен»

В Рыбинске запустили экологический проект «Живой обмен»   Отдел по охране окружающей среды городской администрации совместно ... 07.12.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru