ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

О ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНАХ РЫБИНСКА: ИЗ ИСТОРИИ РЫБИНСКОГО ГРАДОСТРОЕНИЯ

Не так давно в местных СМИ развернулась дискуссия о новом генеральном плане Рыбинска, призванном в будущем определить лицо нашего города. В предлагаемой статье я хотел бы поделиться некоторыми соображениями по истории этого вопроса…
Известно, что первый регулярный план застройки Рыбинска был утвержден императрицей Екатериной II в январе 1784 года. От классицизма эпохи России до модерна XX столетия – дистанция огромного размера, но наибольшим масштабом планов городского строительства был отмечен, конечно, советский период.
Крылатые тридцатые…
30-е годы были отмечены своеобразным прожектёрством.
В сентябре 1935 года, после доклада начальника Волгостроя Д.Я. Раппопорта о предстоящем строительстве гидроузла, пленум Рыбинского горсовета решил переработать имевшийся проект городской планировки. Намечалась реконструкция всей городской транспортной системы, включая Рыбинский порт и верфь имени Володарского, строительство новых верфей, двух железнодорожных линий: Углич-Рыбинск-Данилов и Овинище-Рыбинск.
В июне 1936 года президиум Рыбинского горсовета обязал строительные организации строить жилые дома в центре города в виде капитальных каменных зданий не ниже 4-х этажей, с обязательным устройством водопровода и канализации. В марте 1937 года основным местом расположения жилых кварталов было признано западное направление. В это же время была намечена планировка жилищного массива Полиграфмаша и завода катеростроения. Предполагалось и широкое обсуждение проекта планировки города на секциях горсовета, в трудовых коллективах и газете «Рыбинская правда».
29 марта 1937 года президиум горсовета рассмотрел эскиз генерального проекта города за авторством архитектора Потапова. Главной задачей проекта объявлялось массовое строительство в западном районе, обусловленное «стремлением приблизить население к Волге». Планировалось и строительство моста через Волгу. Район набережной рассматривался как «будущее лицо» и центральная часть города с размещением в нём основных административных и общественных зданий. Намечалось создание трех площадей: у Собора, на перекрёстке улиц Луначарского и проспекта Ленина и у моторостроительного завода имени Павлова. Улицу Ленина предполагалось расширить до 35 метров, а улицу Герцена, которая должна была стать главной внутригородской транзитной магистралью – до 50 метров. Проектировалось и строительство кольцевой дороги в 1-1,5 км от границы города. Основным видом транспорта, как «ещё не очень отсталым», должен был стать трамвай, подсобным – автобус. Для отдыха горожан предусматривалось создание семи парков, причём центральный парк должен был находиться на стрелке Волги и Шексны.
В октябре 1938 года новая схема проекта города, по экспертному заключению Госплана, предусматривала рост городского населения до 300 тысяч человек. Однако, несмотря на более чем троекратный прирост городского населения к началу войны по сравнению с 1936 годом, жилой фонд города за период 1934-1941 годов почти не увеличился.
Ленинградский след
После войны вопросы планировки и архитектуры Рыбинска перешли в ведение Управления главного архитектора города. Рост прагматизма и отраслевой специализации внесли свои коррективы в романтический пыл тридцатых. «Широкое обсуждение» сменилось холодным ведомственным планированием. Отличался этот период и большей конкретностью в планах.
Ещё во время войны городская черта была расширена за счёт включения в неё поселков Шекснинского и Перебор. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1944 года был образован новый Шекснинский район города, но он, как известно, не сыграл заметной роли в его административном делении. В августе 1945 года постановлением Совнаркома РСФСР «О проектах планировки городов и посёлков РСФСР» Рыбинск был включен в список городов, генеральные планы которых рассматривались и утверждались Совнаркомом РСФСР.
В мае 1955 года на рассмотрение городской архитектурной комиссии был вынесен эскизный проект Центральной части города, предложенный представителем Ленинградской проектной организации «Ленгипрогор» архитектором Г.А. Израилевичем.
Согласно проекту, основная градостроительная задача заключалась в выходе главного фасада города на Волгу. Снова поднималась тема планировки площади на пересечении проспекта Ленина и улицы Луначарского, которая должна была использоваться для официальных торжеств и соединяться с Волгой террасообразными сходами. Ряд центральных улиц, а также улицу Плеханова, предполагалось закрыть для движения транспорта и превратить в зелёные аллеи. Улица Луначарского соединяла вокзал с центральной площадью на берегу Волги и проектировалась как главная бульварная магистраль. На месте Сенного рынка должны были находиться сквер и кинотеатр. Однако рассматривалось и строительство на этом месте крытого монументального рынка. Последняя идея и возобладала. Вокзальная площадь превращалась в «вестибюль города».
Разработка сходных планировочных решений продолжалась и во второй половине 50-х годов. Центральную площадь теперь предполагалось расположить между улицами Пушкина и Луначарского, на ней должно было находиться здание драмтеатра.
Очевидно, этот план находился в стадии активной разработки ещё при жизни Сталина. Архитектура, как и всё в то время, была частью идеологии. И любое сооружение в первую очередь должно было нести «идеологическую нагрузку». А это требовало не только определенных масштабов, но и соответствующих капиталовложений. (Частичное, причём не самое худшее воплощение этот проект получил в архитектурном решении Юбилейной площади и, видимо, в каких-то фрагментах в районе улиц Лизы Чайкиной и Зои Космодемьянской при выходе их на площадь перед НПО «Сатурн»).
В целом, проект 50-х был архитектурным продолжением проекта 30-х: три площади вдоль проспекта Ленина (кстати, площадь у моторостроительного завода является прямым наследием проекта 30-х), вынос административного и культурного центра в районе набережной, развитие в западном направлении, очевидные претензии на формирование советского центра Рыбинска.
«Десталинизация» и заявленная руководством страны «жилищная проблема», а возможно и недостаток средств, не дали хода этому направлению строительства. В итоге местные архитекторы переключились на разработку планировки городских окраин.
На период 1958-1965 годов, известный как время массового возведения «хрущёвок», был утвержден план застройки района Веретье и Зачеремушного района. Рассматривались и эскизные проекты застройки Волжской Набережной и Северного поселка. Возвращение же к планировке центральной части и увязке её с вопросами жилищного строительства состоялось уже в середине 60-х годов.
Эпоха «застоя»
В августе 1965 года на рассмотрение городского градостроительного Совета был вынесен новый генеральный план Рыбинска, разработанный Ленгипрогором, по которому вся центральная часть города восточнее улицы Пушкина подлежала сносу, а территория – озеленению. Впоследствии возобладал компромиссный вариант. В январе 1966 года градостроительный Совет постановил включить в комплекс застройки восточнее улицы Пушкина и капитально отремонтированные существующие здания. В качестве первоочередного района жилищного строительства был выбран микрорайон между улицами Герцена, Вокзальной, Свободы и Пушкина. Впервые предусматривалось строительство высотных зданий, в частности – 12-этажных высоток вдоль Волги от улицы Пушкина до речного вокзала.
Этот проект стал последним «революционным решением» генеральной планировки города. В последующие годы после значительных изменений он вступил в фазу детализации и лёг в основу всей последующей градостроительной истории Рыбинска.
В октябре 1970 года «Проект детальной планировки центрального района г. Рыбинска», разработанный тем же институтом Ленгипрогор в 1969 году, был рассмотрен на заседании Научно-технического совета Госстроя РСФСР.
Центральный район планировался с расчетной численностью населения 108 тысяч человек. Износ домов на этой территории оценивался в 50-60%, а убыль жилого фонда к объёму нового жилищного строительства намечалась в размере 58,6%. Тем самым в цифрах было заявлено о критическом состоянии исторической части города.
По этажности новое жилищное строительство распределялось следующим образом: 5-этажные дома должны были составить 17%, 9-этажные – 72%, 12-этажные и выше – 11%. При этом предусматривалось максимальное сохранение существующей сети улиц с учётом нового характера застройки.
Набережную намечалось открыть для массового пешеходного движения.
В отличие от «эпохи хрущёвок» этот проект заявил свои права и на формирование центральной части города. Можно сказать, что по сравнению со своими предшественниками, он оказался наиболее близок к реализации.
В 70-80-е годы местное проектирование в значительной мере было продиктовано прагматизмом руководителей крупных заводов, заинтересованных в массовом жилищном строительстве. Фактически в городе сложились три центра как в отношении транспортной, так и культурно-бытовой инфраструктуры: исторический город дореволюционной постройки, Рыбинск 30-50-х годов от улицы Кирова до бассейна и  по линии Солнечная – площадь  Жукова, с прилегающими к ним районами. Своего рода локальные центры образовались у Сенного, на стыке микрорайона Горы и улицы Плеханова, и в меньшей степени в районе улицы М. Горького и автовокзала. Сейчас мало кто вспоминает о том, что около половины, если не более, городского жилищного фонда, причём бесплатного для жителей, да и сам Рыбинск в том виде, в каком мы его воспринимаем сегодня, были построены при Брежневе. Возможно, это было не самое лучшее архитектурное решение, но оно в значительной степени определило облик нашего города и решило социальные проблемы рыбинцев.

И. Кочуев,
историк-краевед

Материал подготовлен по документам филиала госархива Ярославской области в Рыбинске



9 Августа 2007
"Анфас-Профиль", № 134 (31)



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Рыбинские транспортники дарят горожанам новогоднее настроение

Рыбинские транспортники дарят горожанам новогоднее настроение   Накануне новогодних праздников принято украшать дома и улицы ... 15.12.2017 



В Рыбинске проверяют пиротехнику

В Рыбинске проверяют точки, торгующие пиротехникой   В Рыбинске проходят профилактические мероприятия по безопасной реализации... 15.12.2017 



В Рыбинске обсудили будущее человечества

В Рыбинске обсудили будущее человечества   14 декабря в Рыбинске состоялись V Епархиальные Рождественские чтения. В них приняли... 14.12.2017 



Еще один светофор в Рыбинске заработал по требованию пешеходов

Еще один светофор в Рыбинске заработал по требованию пешеходов   В Рыбинске завершены работы по модернизации очередного светофорного... 14.12.2017 



Дмитрий Рудаков принял участие в инвестиционном форуме

Дмитрий Рудаков принял участие в инвестиционном форуме   Сегодня в Ярославле стартовал инвестиционный форум. Традиционное для... 14.12.2017 



В Рыбинске 50 семей получат участки под строительство жилья

В Рыбинске 50 семей получат участки под строительство жилья   14 декабря в администрации города Рыбинска прошло торжественное... 14.12.2017 



В Рыбинске продолжается неделя рейдов по дворам

В Рыбинске продолжается неделя рейдов по дворам   Очередной рейд по дворам Рыбинска, проведенный в среду начальником отдела муниципального... 14.12.2017 



В Рыбинске контейнерные площадки переносят устанавливают на территории владельцев

В Рыбинске контейнерные площадки переносят и устанавливают на территории владельцев   До конца года контейнерные площадки многоквартирных... 13.12.2017 



Вся правда о бизнесе уже завтра

Вся правда о бизнесе уже завтра   14 декабря в Рыбинске в Общественно-культурном центре состоится фестиваль правды о бизнесе ... 13.12.2017 



Возврат к списку


Валерий Мазанов, 24.02.2010 10:26:12 QUOTEИмя
Я хочу узнать всё о моём дедушке Мазанов Иван Андреевич
Перейти к обсуждению на форуме >>

 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru