ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Крутить педали, покоряя дали…

Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с уникальным опытом одного из самых активных в Рыбинске велотуристов. Александр Пахоменков приехал жить и работать в Рыбинск в 2004 году из Украины. Вместе со своими друзьями он за эти три года объездил весь Рыбинский район, организовал велопоход вокруг Рыбинского моря, съездил на велосипеде по маршруту, проходящему через замки Западной Украины и Молдовы.

- Александр, надо полагать, что после нашей предыдущей беседы у кого-нибудь  из читателей появилось желание съездить на велосипедах в поход. Пусть не так далеко, но, как ты говорил: «Не километры, главное». Что из себя представляет велопоход, с чем его «едят», какие трудности, проблемы могут возникнуть у велотуристов, от чего ты можешь предостеречь, что посоветуешь новичкам?
Выбор маршрута
- Любой поход начинается с выбора маршрута. Ехать, куда глаза глядят – для велопоходов неприемлемо по очень простой причине: главная движущая сила велотуриста – конечная (или промежуточная цель похода), нет цели - нет и стремления двигаться, преодолевать трудности. Поэтому без цели поход долго продолжаться не может. Бесцельно можно только кататься на небольшие расстояния. Начинать нужно с одно-, двухдневных походов, не отъезжая от дома более 100-200 километров. Неплохой маршрут: Рыбинск – Мышкин – Углич - Рыбинск; Рыбинск – Ярославль – Тутаев (левый берег) - Рыбинск; Рыбинск – Тутаев (левый берег) – Арефино - Рыбинск; Рыбинск – Глебово – Охотино – Большое Село – Рыбинск. Вариантов – множество. Главное - объективно оценить свои возможности. Говорить о «цивильном походе» мне бы не хотелось - не мой стиль. Ночевать в гостиницах, кушать в ресторанах, ехать налегке – это, на мой взгляд, не слишком романтично. Поэтому все, о чем я буду говорить, относится, в большей мере, к походам автономным, без расчета на то, что тебя, усталого, кто-то приютит, обогреет, накормит. Это очень просто: приехать на все готовенькое, переодеться в парадную одежду, покушать в ресторане и отправиться осматривать достопримечательности, но это и дорого, и быстро надоедает.
Маршрут обязательно должен быть привязан к какой-нибудь дороге. По лесам и долам на велосипеде не наездишься. Наилучший вариант - тихие асфальтовые дорожки. Километраж зависит от вашей подготовленности и желания преодолевать расстояния. Опыт подсказывает, что оптимальным является расстояние, не превышающее 100 километров в день. После того, как вы определились с маршрутом, подумайте о численном составе группы.
С кем ехать?
- Идеальным вариант -  вы находите равных себе не только по силе, но и по духу. Но равная физическая и моральная подготовленность участников – это не главное условие того, что все в походе пройдет гладко, без сучка и задоринки. Нужно помнить, что во время похода должно неукоснительно соблюдаться одно условие: в группе обязательно должен быть человек, который берет на себя обязанности лидера. Иначе получится так, что на стоянке один будет в носу ковырять, а кто-то все дела делать. Или во время движения какой-нибудь хорошо подготовленный турист скажет: «Ладно, ребята, вы тут ковыляйте потихонечку, а я поехал, встретимся вечером».
Лидер в походе нужен для того, чтобы ему все подчинялись. Он распределяет обязанности, ставит точку в каких-то спорах, принимает окончательное решение, иными словами, держит туристов в ежовых рукавицах, не позволяя коллективу развалиться на мелкие подгруппы, не допуская ситуации, как в басне «Лебедь, рак и щука». Лидер решает, с каким темпом всей группе надо передвигаться, кому ехать первым, когда и где остановиться на стоянку. Поверьте, без лидера такие, элементарные, на первый взгляд, вещи становятся в походе невозможными. Поездка превращается в бессмысленную борьбу интересов отдельных людей: кто-то устал, не хочет больше ехать, кто-то, наоборот, полон сил и энергии и мечтает преодолевать огромные расстояния.
Что касается количества участников похода, то здесь есть определенные нюансы. Если поход подразумевает ночлег в гостинице, то для большого количества людей может не оказаться свободных мест. На поезд также не всегда легко купить билеты. Поэтому для велопохода справедливо, чтобы группа была не более 10 человек. Оптимальный состав: 3-6, но не меньше двух. Одиночный поход имеет свою специфику. Я, например, не понимаю, какая радость в том, чтобы несколько дней подряд крутить педали одному?
В группе намного легче ехать. Можно значительно экономить силы, придерживаясь групповой тактики езды против ветра: надо ехать колесо в колесо, регулярно меняясь с первым в колонне. Кроме того, в группе, на мой взгляд, интереснее во всех отношениях.
На своем опыте я убедился, что во время велопохода обязательно нужно делать отдых, чтобы починиться, постираться, отдохнуть. Без отдыха – тяжело. Накапливается усталость, безразличие, апатия, на дороге начинаешь вести себя некорректно. Притупляются инстинкты. А дорога – опасна; она  не прощает ошибок. Поэтому, через несколько дней путешествия, нужно обязательно остановиться и сказать: «Все, завтра никуда не едем, отдыхаем!»
- Девчонка – это обуза в походе?
- Я не ездил. Хотя нам встречались такие группы. Но ехали они в так называемый цивильный поход: от города до города, без больших сумок, останавливались в  гостиницах, переодевались и гуляли. Я уже говорил о своем отношении к цивильным походам.
Что касается девушки в велопоходе, то, что ни говори, девушка – изначально слабее. Рюкзачок у нее поменьше, значит у кого-то – побольше. Придется помогать. Я не представляю, чтобы девушка, какая бы она ни была подготовленная, после 100 км маршрута въехала еще в какую-нибудь гору. На мой взгляд, в мужской компании чувствуешь себя раскованней.
Что с собой брать?
Проза жизни такова, что с опытом, при упаковке вещей для велосипедного похода, постепенно начинаешь из сумок выкладывать все лишнее.
Еда
- На велосипеде вообще есть охота всегда. Такого аппетита я нигде за собой не замечал, как во время велосипедных походов. Если маршрут проходит вблизи населенных пунктов, то еду можно покупать, но в этом случае есть вероятность сильно просчитаться и остаться голодным. ...Приехали мы однажды вечером в деревню: усталые, есть хотим. Пришли в магазин, а он закрыт. Ближайший – в 30 километрах. Поголодали ночку. Зато теперь небольшой запас всегда с собой берем, где бы наш маршрут не проходил.
Надо учитывать еще, куда собираешься ехать: в Крыму, например, мы питались подножным кормом. А когда ехали вокруг Рыбинского моря, все брали с собой.
Не знаю, как другие, но мы в походе питаемся регулярно. Обязательно разводим костер и готовим, как завтрак, так обед и ужин. Для экономии времени обед иногда заменяем перекусом. Заранее покупаем сок (2л. на человека), колбасу, с собой у нас всегда что-нибудь энергетическое: халва, сухофрукты, орехи. Халва – незаменимая вещь в походе, ее ничем  не заменишь. Невозможно съесть 1 килограмм шоколада, а 1 килограмм халвы – запросто. Из орехов – идеальный вариант: арахис, дешевый и питательный.
Рецепт от Александра Пахоменкова
В походах всегда проблема лук почистить, намыть морковку, порезать, на чем-то пожарить. Поэтому мы используем такой рецепт.
Берем килограмм сала, мелко режем, жарим, добавляем 1,5 кг. лука и 0,5 кг. морковки, соль, перец, лавровый лист. Получается хорошая заправка для супа. Потом все это заливаем в пластиковые бутылки. Сало за 10 дней точно не испортится. Например, сварил гречку, добавил заправку, тушенку – и готовая каша. Картошку почистил, нарезал, тушенку положил, выдавил заправки, сколько надо – суп готов! Быстро, питательно и вкусно.
Медицинская аптечка
- Без медицинской аптечки в любом походе делать нечего. При комплектовании аптечки необходимо учитывать возможность появления специфических проблем, связанных с передвижением на велосипеде.
Потертости: Ни одно длительное путешествие на велосипеде не обходится без появления потертостей. Чтобы потертости не превратились в настоящее бедствие и не омрачили радость от похода, необходимо очень тщательно соблюдать личную гигиену, регулярно мыться, менять белье. Для профилактики и лечения потертостей в аптечке обязательно должен присутствовать какой-нибудь крем. Мы покупаем самый дешевый, например «Антошка», а также используем в этих целях обыкновенную детскую присыпку. Помогает великолепно.
Ожоги:  Солнечные ожоги на велосипеде – явление очень частое и доставляет путешественникам массу проблем. Когда мы ездили по Крыму, у меня перчатки были с вырезом. Пятно от ожога на руке до сих пор осталось и не проходит. Ожог был сильный. Это при том, что я сам по себе смуглый.
Новички в первый день об этой проблеме мало задумываются. Солнце на велосипеде не так сильно ощущается: ветерок обдувает. Кроме того, на велосипеде длительное время находишься в одном положении. Другое дело – пеший поход. Там ты постоянно в динамике: то так повернешься, то эдак.
Но к вечеру вдруг оказывается, что у тебя руки сгорели, до шеи не дотронешься. И это возможно даже ранней весной. Поэтому мы обязательно аптечку комплектуем кремом от солнечных ожогов.
У нас был случай: у одного парня руки так опухли, что он часы не мог снять. На велосипеде получается такая же история, как у отдыхающих на южных курортах: в первый день сгораешь, потом несколько дней мучаешься.
Это обстоятельство надо обязательно принимать во внимание и не пренебрегать применением контрмер. В противном случае ночью даже температура запросто может подняться. А кому хочется в походе болеть?
«Асфальтовая болезнь»:  Одна из самых распространенных болезней велосипедистов. Понимая это, ни один опытный велотурист не поедет, не укомплектовав походную аптечку изрядным количеством антисептических, обеззараживающих средств: кроме зеленки, йода, бинтов, ваты, мы обязательно берем стрептоцид - присыпать длительно заживающие раны, а также сильнодействующие обезболивающие препараты.
- Приходилось их применять?
- К счастью, в походах не приходилось. Но однажды в Харькове студент свалился с 4 этажа в нашем общежитии: аптечка у нас была под рукой, мы ему сделали обезболивающие уколы.
Проблемы с животом: У кого их не бывает? Для живота – стандартный набор препаратов.
Хронические, индивидуальные болезни: Каждый знает свои хронические недуги. О себе – хроническом – нужно заботиться самому  и комплектовать аптечку соответствующими лекарствами.
Простудные заболевания: Есть наблюдение, что во время походов простудные заболевания возникают очень редко. Наоборот, если кто-то пошел в поход простуженным, недуг быстро отступает. Это связано с тем, что поход воспринимается организмом, как стресс и мобилизует внутренние резервы. Однажды я собирался в пеший поход в Крым, вечером у меня поднялась высокая температура. Приехали. Все идут веселые. А я – закупоренный, еле ноги передвигаю, пот течет. Температура. Лег спать, утром проснулся: все прошло. И в последующие дни я не знал, что такое простуда.
Другие проблемы: Желательно перед походом сходить к стоматологу. Это и понятно. Но анальгин в аптечку все равно положить надо.
У меня однажды опухло колено, ни с того ни с сего.  Педали крутил одной ногой. Хорошо, что дом был рядом. Мазь от отеков – не помешает.
Как-то у меня начали неметь пальцы на руках. Ничего не помогало, как бы я ни держал руль. Два дня немели, потом прошло. Это я к тому, что всего не предусмотришь. Поэтому размер нашей аптечки небольшой, тем более, если что-то понадобится, можно ведь и в аптеку зайти: маршрут по населенным пунктам проходит.
Ремнабор:
- Запчасти мы берем из расчета, что с нами не произойдет удар в стену на скорости 40 км./час.: камера, заплатки, спицы, шарики, каретка, вилка, втулка, запасные оси, тормозные колодки,  тросики, переключатели тормозов, одна перекидка скоростей, смазка. Главное правило, от которого никогда не отступаем: перед каждым большим велопоходом мы велосипеды разбираем полностью, до тросов. Промываем, собираем, обкатываем. И только тогда отправляемся в путешествие.
С велосипедом на поезде?
- Перевозить велосипед на поезде – это проблема?
- Еще какая! Погрузка, выгрузка, транспортировка – не самая приятная часть похода. Всегда вызывает  определенный дискомфорт. Если ваш маршрут предусматривает посадку с велосипедом в поезд, и это предстоит вам сделать в первый раз, мои советы вам могут пригодиться. Велосипед – это багаж. Багаж стоит 80% от обычного билета. Если у вас есть лишние деньги, то и проблемы в таком случае нет. Для экономных подскажу. В правилах перевозки багажа есть пункт: спортивное снаряжение в разобранном виде и в чехле провозится бесплатно. Велосипед – спортивное снаряжение. Остается только его разобрать и уложить в чехол. Но и в этом случае проводники могут не пустить вас в поезд. С нами такое происходило не раз. В этом случае спорить бесполезно, нужно сразу же отправляться к начальнику поезда, потому что правда – на стороне пассажира, который перевозит спортивное снаряжение в разобранном виде в чехле. Полностью велосипед разбирать не нужно: достаточно снять колеса, педали и повернуть руль. Но и в этом случае велосипед занимает всю третью полку. Если с проводниками удалось утрясти все недоразумения, то с пассажирами, которые не желают, чтобы в один «прекрасный» момент на них с верхней полки свалился велосипед, придется повоевать. У нас возникла проблема, когда мы в Украину ехали. Нашими были боковые верхняя и  нижняя полки, рядом с купе проводников. Никак туда велосипед не положишь. Пришлось ходить по вагону и упрашивать. Но один велосипед все же свалился на мужчину. У нас был единственный выход: мы с невозмутимым видом водрузили велосипед обратно, покрепче привязали и сели на свое место, как ни в чем не бывало.
Безопасность
- Проблема безопасности во время ночлегов, на твой взгляд, актуальна?
- Да. Особенно, когда маршруты идут по малозаселенным местам. Там население склонно к пьянству, озлоблено, люди смотрят на путешествующих враждебно. Набрать воды днем – еще можно, а вот вечером ехать в деревню не хочется. За час–два до темноты нужно готовить место к ночлегу, чтоб с дороги не просматривалось, и рядом не было населенных пунктов. Лучше, когда вдоль трассы едешь, незаметно в лес съехать:  не очень-то хочется спать в обнимку с топором или велосипед привязывать к дереву. Сил и так нет к концу дня. Береженого Бог бережет. На нас в походах никто не нападал. 
Зимние велопоходы
- Зимний велосипедный туризм тебя привлекает?
- Пробовали в институте по ранней весне кататься. Ехали в снегопад,  я был в обычных кроссовках на шерстяной носок. Домой вернулся: шнурки не мог развязать, ноги по колено  ледяные. Пришлось ноги сначала в воде теплой подержать, чтобы разуться.  Зимний велотуризм - это на любителя. Например, в журнале «Экспедиция» я прочитал, что банкиры из Москвы получили приз за самый сложный поход года на полюс холода, расположенный в Ямало-Ненецком автономном округе. Со специальным снаряжением они проехали на велосипедах более 1000 километров при температуре от -25оС до -50оС! Но они – люди богатые, могут себе позволить специальное дорогое снаряжение от хороших фирм: резину шипованную (56 шипов), чтоб по льду можно было ехать, специальные каленые спицы, незамерзающая смазка, термобелье, двойные ботинки. Зимний туризм требует больших материальных затрат, в противном случае, могут начаться проблемы со здоровьем.
На велосипеде по Европе
- В загранку планируете?
- Хотелось бы по Европе покататься. Неравнодушен я к поездке по Чехии. Можно поехать в буржуйский  поход: порядка 580€ без стоимости дороги. Если ехать дикарем – процентов на 30 выйдет дешевле.
Выбор велосипеда
- Где лучше всего покупать велосипед?
- Разумеется, в Харькове. Там есть огромный велосипедный рынок, занимающий по площади половину рыбинского Сенного рынка! Там есть все: от ширпотреба до супер профессиональных машин. Например, можно купить безумные, устаревшие педали с клиньями, рамы 70-х годов, или подыскать велосипед, в котором одна рама стоит 2000 долларов. В сравнении с Рыбинском этот рынок – рай для велолюбителей: и цены намного ниже, и выбор огромный!
«Вот такая, вот, зараза»
- На твой взгляд, за то время, которое ты проживаешь в Рыбинске,  велотуристов прибавилось?
- Во-первых, с харьковского института приехало уже человек 16. Из них человек 7 с велосипедами. Во-вторых, ребята с Самары тоже здесь работают по контракту, как и мы. Хоть они еще в походы не ходили, но, глядя на нас, многие уже купили себе велосипеды. В этом году получилось так, что я еще велосипед не собрал, а один самарец уже 600 километров накатал! Пока получается, что число известных мне велолюбителей в Рыбинске увеличивается за счет приезжих. С увлеченными велосипедной ездой местными рыбинцами я пока не познакомился. Если в вашем городе есть такие люди, то очень бы хотелось, чтобы они нас нашли. Сделать это легко: через Рыбинский центр туризма.
 Вполне возможно, что в скором времени эта «зараза» - любовь к велосипедной езде – распространится среди горожан. И тогда придется рыбинцам подумать о создании в Рыбинске велоклуба, в который мы, приезжие, действующие велотуристы, с удовольствием вступим.

Павел Павлов



19 Июля 2007
"Анфас-Профиль", № 131 (28)



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Главный архитектор области признал опыт Рыбинска образцовым

Главный архитектор области признал опыт Рыбинска образцовым   В Рыбинске будет продолжено благоустройство исторического центра,... 24.11.2017 



Рыбинские организации получили гранты президента России

Рыбинские организации получили гранты президента России    Три рыбинские общественные организации стали обладателями президентских... 24.11.2017 



В Рыбинске продолжает работу горячая линия по вопросам неформальной занятости

В Рыбинске продолжает работу горячая линия по вопросам неформальной занятости    В администрации Рыбинска работает горячая линия... 24.11.2017 



Опрос: «Каким дорогам Рыбинска необходим ремонт в первую очередь?»

Опрос: «Каким дорогам Рыбинска необходим ремонт в первую очередь?»   Специалисты администрации Рыбинска проводят дефектовку городских... 24.11.2017 



Любовь Тихонова: «Верю, что жители оставят каток на Боткина»

Любовь Тихонова: «Верю, что жители оставят каток на Боткина»    Администрация Рыбинска приглашает жителей улицы Боткина на встречу... 23.11.2017 



В Рыбинске прошел рейд по злостным неплательщикам

В Рыбинске прошел рейд по злостным неплательщикам   Специалисты МКУ «Жилкомцентр» совместно с представителями Федеральной службы... 23.11.2017 



В «Демино» монтируют мишени для биатлона

В «Демино» монтируют мишени для биатлона   Сегодня техническая делегация приняла участие в работе по установке тридцати комплексов... 22.11.2017 



Рыбинцев приглашают обсудить программу «Формирование городской среды»

Рыбинцев приглашают обсудить программу«Формирование городской среды»    Общественное обсуждение проекта муниципальной программы... 22.11.2017 



Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»

Рыбинск присоединился к порталу «Решаем вместе»    Глава Рыбинска Денис Добряков и заместитель председателя правительства Ярославской... 22.11.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru