ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

ГОЛОС ИЗ ТЕМНОТЫ

Вам нравится петь и играть на музыкальных инструментах? А слушать музыку в исполнении талантливых музыкантов? Уверены, что да. Музыка – международный язык, который понимает даже ребенок, находящийся в утробе матери.
Для того, чтобы лучше понять музыку, усилить глубину и полноту ощущений от музыкального произведения, как зрители, так и музыканты, порой, на мгновение закрывают глаза, и погружаются… в мир волшебной темноты, в мир, где безраздельно властвуют звуки…
Но для некоторых людей такое мгновение длится всю жизнь. Им не надо закрывать глаза, когда появляется непреодолимое желание полностью раствориться в многоголосном звучании прекрасных мелодий. Они чувствуют тонкую вибрацию струн на музыкальных инструментах, голосовых связок исполнителей, дыхания музыки всем своим телом, каждой частицей, клеточкой, атомом. Они вынуждены жить с обостренным восприятием окружающего мира, потому что лишены того главного, о чем многие здоровые люди забывают заботиться и беречь: зрения.
«Приехала я однажды в Москву по организационным вопросам, меня спросили:
- О, вы из Рыбинска? Это там, где Гена Петров?»

(из рассказа председателя рыбинской организации ВОС Кудряшовой Ирины Васильевны)
Геннадий Петров родился в 1956 году в Абхазии, в городе Гудаута. Вскоре выяснилось, что у мальчика – не очень хорошее зрение. Тем не менее, все школьные годы он ходил без очков, мирясь с необходимостью прищуриваться и сквозь туман различать неясные очертания слов и формул на классной доске. Но то, что произошло потом, нельзя назвать трагедией, это больше, чем самое большое несчастье: в результате падения у Геннадия началось отслоение сетчатки. Врачам стало ясно: зрение не спасти. Сначала полностью перестал видеть один глаз, а вскоре 19-летний юноша погрузился в мир темноты…
Пристрастие к музыке Геннадию досталось от отца, который был дирижером духового оркестра.  Мальчик несколько лет ходил в музыкальную школу, где научился неплохо играть на аккордеоне. Также – с друзьями осваивал эстрадную музыку, исполняя популярные песни в составе вокально-инструментального ансамбля. Потеряв зрение, Геннадий несколько лет привыкал к жизни в новом, неизвестном мире. Пройдя все ступени психологической реабилитации, он задумался: что дальше? Понимая, что несмотря ни на что, надо продолжать жить и устраивать свою судьбу, он начал поиски учебного заведения для тех, кто оказался в таком же положении, как и он. В 1979 году он узнал, что в городе Курске есть музыкальное училище для слепых и слабовидящих. Он поступил туда по классу народных инструментов, и в 1983 году успешно закончил. В училище Геннадий научился играть на баяне: сделать это было не трудно, так как аккордеоном он владел хорошо. Талантливого выпускника пригласили работать художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля. Но вскоре с ансамблем пришлось расстаться, так как на устаревшей аппаратуре невозможно было играть красивую музыку: халтурить и делать некачественный музыкальный продукт Геннадий не мог. Он взял в руки баян, и опять все вокруг закрутилось и завертелось: руководить народным хором у Геннадия получилось не хуже. Но в 1997 году, посоветовавшись с единомышленниками, было решено заняться бардовской песней и романсами. Купили гитары и стали разучивать песни. Геннадий придумывал аранжировки, профессионально раскладывал песни на несколько голосов. Коллективу, который создал Геннадий, и которым продолжает руководить в настоящее время, в этом году исполнилось десять лет. С руководителем ансамбля УПП ВОС города Рыбинска Геннадием Петровым – наше сегодняшнее знакомство.
Ко всему сказанному хотелось бы добавить: Геннадий Петров - это человек, который полностью утратил зрение, кроме того, все участники музыкального коллектива также лишены возможности видеть окружающий мир: инвалиды по зрению, некоторые с рождения, а кто-то, как, например, Геннадий, ставшие таковыми в процессе жизни, - они не теряют оптимизма, и смотрят (не сочтите за каламбур) в будущее с надеждой и огромной верой в то, что все будет хорошо.

АНСАМБЛЬ БЕЗ НАЗВАНИЯ
- Скажите, Геннадий, как называется ваш ансамбль?
- Г.П.: К сожалению, за десять лет мы так и не смогли придумать названия, как это ни парадоксально звучит. Были предложения назвать ансамбль: «Песни нашего века», «Эксперимент», «Вариант», «Контакт», «Песни у костра», «Песни нашего времени», но окончательной версии названия нет до сих пор.

ИЗВЕСТНЫЙ - НЕИЗВЕСТНЫЙ КОЛЛЕКТИВ?
- Кто-нибудь в городе знает о том, что вы – есть?
- Г.П.: Разумеется. Городской отдел культуры дважды приглашал нас с выступлением на День города. В Копаево – мы вообще популярны: на дне поселка, который проходит обычно в июне, около 41 школы, – мы обязательно поем несколько номеров. С сольными концертами, два раза в месяц, на протяжении нескольких лет, мы ездили в санаторий им. Воровского: сначала на открытие смены, потом – на ее закрытие. Пять лет назад выступали в Рыбинском доме престарелых. Но лучше всего нас знают в государстве под названием ВОС (всероссийское общество слепых). По линии ВОС проводятся многочисленные фестивали, конкурсы, в которых мы всегда принимаем активное участие.
- Насколько успешно?
- Г.П.: На мой взгляд, довольно успешно: Мы лауреаты многих областных, зональных конкурсов и фестивалей. В С-Петербурге, на фестивале бардовской песни «Северная пальмира», взяли Гран-при. Разумеется, по линии ВОС. Наш ансамбль стал номинантом международной премии «Филантроп».

СОСТАВ АНСАМБЛЯ
- Сколько человек в вашем коллективе?
- Г.П.:  Когда мы начинали, нас было 12, но осталась ровно половина. На сегодняшний день в ансамбле поют: Елена Столбова – зав. клубом, -единственный зрячий участник в нашем незрячем ансамбле, Ольга Челнокова, Светлана Нетужилова, Игорь Вагнер, Михаил Мирзабеков (он любит свое настоящее имя - Гюльмамед Мамедович, но мы обращаемся к нему по-русски: Михаил Иванович), и руководитель ансамбля - Геннадий Петров.

РЕПЕРТУАР
- Что вы поете?
- Г.П.:  Поем мы бардовские песни и романсы, в нашем активном репертуаре – порядка 40-50 песен. Так что сольный концерт для нас – не проблема. Песни мы не сочиняем, но в аранжировках допускаем свободу творчества, кроме того, иногда я сам сочиняю музыку.

НАУЧИТЬ СЛЕПОГО?
- Геннадий, разучить песню  с людьми – инвалидами по зрению – дело, наверное, очень трудное и кропотливое? Как у вас это получается?
Специфика нашей работы состоит в том, что песня нигде не фиксируется, а разучивается непосредственно с рук и с голоса. Я пою, играю, а музыканты повторяют. Но для того, чтобы научить других, мне приходится сначала загрузить новую песню в свою память, творчески переработать ее и запомнить то, что я придумал. После этого начинаются утомительные репетиции.

КОНКУРСНЫЙ ОТБОР
- Есть критерии отбора в ваш ансамбль?
- Г.П.:   Обязательно. Отсев присутствует. Сначала я слушаю голос. Потом проверяю наличие музыкального слуха, память. Бывает, у кого-то и голос есть, и слух, но память отсутствует. Иногда один такт долбишь четыре дня, а на пятый – все сначала. Такая работа меня не устраивает, и я отказываю человеку.  

ВОС В РЫБИНСКЕ
- В настоящее время в Рыбинске – 2 местные организации ВОС. Одна - на улице Чкалова-35, другая – на ул. Механизации, м-н Копаево, УПП ВОС. Ваш ансамбль создан на базе Копаевского УПП (учебно – производственного предприятия ВОС). Это чья-то личная инициатива, или – результат целенаправленной политики ВОС?
- Г.П.: Главная цель ВОС - организация социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. Потеря зрения в той или иной форме приводит к определенным закономерностям перестройки всей психической деятельности человека. Установлено, что на начальных этапах этот процесс характеризуется наличием определенных признаков внутреннего дискомфорта и сопровождается резко выраженными психологическими проявлениями негативного характера (снижение психической активности, ухудшение психоэмоционального состояния, наличие депрессивного фона и т.д.). Все это я на себе испытал.
Помимо нарушений в личностной сфере, которые в значительной степени ограничивают возможности межличностного взаимодействия и становления системы отношений слепых и слабовидящих людей, имеют место еще и нарушения высших психических функций (памяти, внимания, мышления, и пр.), которые носят характер вторичных проявлений.
  ЦП ВОС, хозяйственные общества и учреждения ВОС делали все возможное для развития и сохранения своих Домов культуры, клубов и объектов социальной сферы.  На начало 1997 года ВОС насчитывал в своей структуре 20 Домов культуры регионального уровня и 123 клуба при хозяйственных обществах ВОС, в которых функционировало 3232 кружка: хоровые, танцевальные, драматические, музыкальные и т.д. Численность участников художественной самодеятельности составляла 40799 человек.
Поэтому наш коллектив – результат планомерной политики ВОС с той лишь поправкой, что если раньше нам спускали из Москвы директиву, в каком направлении работать, то теперь, из-за финансовой нестабильности, никто нас не ограничивает, лишь бы только мы занимались творчеством, а каким – решаем сами.
- УПП ВОС – является шефом вашего коллектива?
- Г.П.: Не совсем так. УПП – больше, чем просто шефы. Мы и УПП – единое целое. В свое время УПП ВОС были созданы по всему Советскому Союзу. Их главное предназначение - не зарабатывание денег, а реабилитация инвалидов по зрению. Здесь человек обучается трудовым навыкам, что помогает ему чувствовать свою востребованность в обществе. При активной поддержке государства такие предприятия, регулярно получая  госзаказы, производили продукцию и успешно развивались. Например, рыбинское УПП на свои собственные средства построило пять 5-этажных домов в Копаево, куда съезжались инвалиды по зрению со всего Рыбинска и рыбинского района. Сейчас картина в корне изменилась: УПП поставлены в условия, когда приходится конкурировать со «зрячими» предприятиями, производящими аналогичную продукцию, себестоимость которой у нас на порядок выше из-за применения в производстве ручного труда инвалидов. Кроме того идет сокращение штата. Раньше на Рыбинском УПП работало 650 человек, сейчас осталось только 130 работающих, из них 52% - инвалиды по зрению (1-2 группа), люди с очень тяжелой патологией, имеющие небольшой остаток зрения. Дома – из-за отсутствия средств на их содержание – пришлось передать городу. Если раньше любого желающего инвалида по зрению мы могли обеспечить жильем, то теперь это – проблема.
На базе нашего УПП функционирует клуб, который отвечает за досуг работников.
- Раз уж зашел разговор об УПП, то хотелось бы узнать, какую продукцию вы производите?
- Г.П.: Лично я занимаюсь только ансамблем, так как являюсь его художественным руководителем, поэтому мой продукт – песни и хорошее настроение зрителей и исполнителей. Что касается производства, то УПП выпускает электрошнуры. Порядка 120-130 штук шнура в месяц, 8 тыс. штук – в день. Проблема нашего предприятия состоит в том, что по всей России работает много аналогичных нашему УПП (в советское время их было 170!), которые производят все те же шнуры, например, ярославское УПП «Ярославич» ведет с нами конкурентную борьбу. Получается, что  слепой у слепого отбирает заказ. Выпускали мы картонные коробки и щетино-щеточную продукцию, но теперь – только шнуры. Пробовали делать новогодние елки, но не пошло.
Условия на предприятии ужасные. Например, шнур для электронасоса (25; 40 метров) рабочие мотают для отправки заказчику вручную: к столу приколочено что-то вроде табуретки, вокруг ножек которой наматывается шнур. На 21 век не похоже.
Пробовали мы сдавать помещения в аренду, как это делает «Ярославич», но арендаторы к нам не спешат, хоть и расценки низкие. Словом, денег хватает только на выплату зарплат.

ДВУХ ГИТАР ДЛЯ СЧАСТЬЯ НЕ ХВАТАЕТ
- С какими проблемами приходится сталкиваться вам и вашему ансамблю?
- Г.П.: Основной нашей проблемой, сдерживающий наш творческий рост, является тот факт, что мы мало выступаем, нам не хватает концертной практики. Мы в собственном соку варимся.
- А что вам мешает выступать?
- Г.П.:  У нас нет транспорта, был автобус, да весь сгнил. Есть в наличии «Газель», «десятка», но все в очень плохом состоянии, да и те два водителя, которые у нас работают - постоянно заняты. По этому вопросу мы обращались к губернатору А.И. Лисицину, но ни он, ни городская администрация не оказали нам никакой поддержки.
А нам так нужны хорошие инструменты!  Музыкальная база никакая. Качество инструментов: «дрова». Самые наихудшие гитары в стране – у нас. И все упирается в средства. На нашем предприятии не знают, как людям на зарплату наскрести. А зарплата – смешная: 3 154 для инвалидов, 4188 – для обычных работников.
В Ярославле с поддержкой творчества среди инвалидов по зрению дело обстоит намного лучше. Например, для Ярославского д/к ВОС в городе нашлись деньги для покупки недешевой музыкальной аппаратуры, которая обошлась бюджету более, чем в 200 тыс. рублей
Ходили мы и в департамент культуры, но ничего не выходили. А.К. Антропов сказал: «Зарабатывайте сами».
Если говорить о сценических костюмах, то это – очень больной вопрос. Рады любой поддержке, которой практически нет. К нам даже после концертов люди подходят и спрашивают: вы так поете, но почему так плохо одеты?!
- А как с юмором обстоит дело? У многих людей складывается впечатление, что люди – инвалиды – живут в постоянной скорби. 
- Г.П.:  С юмором все отлично. У нас юмора – в избытке. Адаптируемся мы в любом обществе хорошо. Музыканты общаются легко, свободно, просто, доступно. С этим проблем нет. Подводя итоги, можно сказать, о чем бы вы нас не спросили, у нас - проблема, кроме, конечно же, юмора.
- Много ли таких ансамблей в нашем городе, области?
- Г.П.:  В городе есть народный хор, а в ярославской области всего два ансамбля: «Старый дворик» - они поют песни в стиле ретро - и наш, без названия.
- Не пытались вы как-то разнообразить ваши выступления, например, добавить в ансамбль новые инструменты, синтезатор?
- Г.П.:  Песни под гитару нас устраивают больше, чем электронная музыка. Но, не меняя выбранного нами направления, я бы приобрел хроматическую гармошку и новые гитары. К сожалению, даже на это нет средств.

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
- К чему вы сейчас готовитесь, какие вершины собираетесь покорить?
- Г.П.:  Мы готовимся к международному конкурсу «Филантроп»: в июне пройдет отборочный тур по Ярослаской области, после которого - Москва, а потом, самые-самые примут участие в заключительной части конкурса, который может состояться в любой стране мира. Последний раз был в Китае, до того – в Женеве, а еще раньше – в Москве.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
- Вам бы хотелось, чтобы кто-то продолжил Ваше дело?
- Г.П.:  С этим у меня проблем нет. Моему сыну Александру 22 года, он учится в Курском музыкальном колледже, идет на красный диплом. У него вторая группа инвалидности по зрению (плохое зрение досталось по наследству). Собирается поступать  в институт культуры в Москву на муз. режиссера (аранжировки, музыкальное оформление в театрах, проведение вечеров). Эта специальность доходная и востребованная. В основном, наших ребят и стараются ставить в Москве, в музыкальных студиях, на телевидении, на радио – из-за слуха: у слепых слух обостреннее.
- Он видит?
- Г.П.:  Он без очков ходит, в очках только читает. Но в жизни он не пропадет, я в нем уверен, а это и есть - дело всей моей жизни.
После того, как мы рассказали об этом ансамбле, побеседовали с его руководителем, хотелось бы передать читателям просьбу музыкантов: помочь им придумать название музыкального коллектива. Кроме того, возможно, некоторые организации заинтересуются и пригласят музыкантов выступить с сольным концертом или в составе сборного концерта. В качестве исполнения можете не сомневаться, поют они действительно хорошо. И за свое выступление не потребуют денег. По всем вопросам можно обратиться в УПП в Копаево. Давайте поможем людям с ограниченными возможностями почувствовать себя равноправными членами общества!

Павел Павлов



7 Мая 2007
"Анфас-Профиль", № 120 (17)



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Рыбинске продолжается неделя рейдов по дворам

В Рыбинске продолжается неделя рейдов по дворам   Очередной рейд по дворам Рыбинска, проведенный в среду начальником отдела муниципального... 14.12.2017 



В Рыбинске контейнерные площадки переносят устанавливают на территории владельцев

В Рыбинске контейнерные площадки переносят и устанавливают на территории владельцев   До конца года контейнерные площадки многоквартирных... 13.12.2017 



Вся правда о бизнесе уже завтра

Вся правда о бизнесе уже завтра   14 декабря в Рыбинске в Общественно-культурном центре состоится фестиваль правды о бизнесе ... 13.12.2017 



В Рыбинске улицу Крестовую украсили шарами из гирлянд

В Рыбинске улицу Крестовую украсили шарами из гирлянд   В Рыбинске к НаШествию дедов Морозов, которое состоится 16 декабря, и новогодним... 13.12.2017 



В Дёмино комнату для хранения оружия обрадуют сейфами

В Дёмино комнату для хранения оружия оборудуют сейфами   Под Рыбинском в Центре лыжного спорта «Дёмино» завершается первый этап... 13.12.2017 



Отдел муниципального жилищного контроля помогает рыбинцам решать коммунальные проблемы

Отдел муниципального жилищного контроля помогает рыбинцам решать коммунальные проблемы   12 декабря состоялся рейд начальника... 13.12.2017 



Рыбинцы выступили против осквернения памятника «Алёша» в Болгарии

Рыбинцы выступили против осквернения памятника «Алёша» в Болгарии   На XII Международном хоровом фестивале рыбинский коллектив... 12.12.2017 



В Рыбинске пройдут V Епархиальные Рождественские чтения

В Рыбинске пройдут V Епархиальные Рождественские чтения   14 декабря в Рыбинске в Общественно-культурном центре состоятся Пятые... 12.12.2017 



В Рыбинске пройдет новогоднее беби-нашествие

В Рыбинске пройдет новогоднее беби-нашествие   Самые маленькие рыбинцы и их родители примут участие в традиционном «НаШествии... 12.12.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru