ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ

Сколько интересных картин, икон, мебели и прочих экспонатов мы наблюдаем, когда прогуливаемся по залам рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Но часто ли каждый из нас задумывается, в каком состоянии эти произведения попали в музей? А ведь почти все экспонаты, которые находятся на экспозициях прошли через руки реставраторов. Принципами и правилами работы с нами поделились Расторгуева Екатерина Алексеевна, реставратор живописи и Скворцова Елена Евгеньевна, реставратор художественной графики.

ГРАФИКА И ЖИВОПИСЬ
Вначале хочется отметить, что технологии изготовления памятников живописи и графики (памятники на бумажной основе считают графическими произведениями искусства) выполнены в разных техниках. Поэтому технологии и реактивы, которые используются при реставрации, различны. Но общий принцип все же один – не навреди. Необходимо не просто вывести памятник из руинного состояния, но и сделать так, чтобы сохранялось ощущение времени.
К графическим произведениям искусства относятся акварели, гуаши, гравюры, рисунки – это художественные памятники. Существуют так же и памятники исторического характера – это документы, наградные листы и т.д. К живописи относятся произведения искусства, выполненные на холсте. Это разнообразные портреты, натюрморты и пейзажи. Помимо этого, реставратор Екатерина Алексеевна занимается восстановлением икон.

РЕСТАВРАЦИЯ
Начинается реставрация с составления плана реставрации, который утверждается на реставрационном совете, куда входят ведущие специалисты музея, и не только реставраторы, но и научные сотрудники. На совете определяется, что будут делать с памятником и какими способами. Это делается для того, чтобы не было излишней самодеятельности, чтобы взвесить все «за» и «против», выяснить, стоит ли делать ту или иную операцию.
Реставрация начинается с элементарной уборки пыли и механических загрязнений. Если памятник сдублирован (как правило, это означает, что данный документ для устойчивости был склеен с листом бумаги или картона), нужно обязательно удалить дублировку, потому что сам памятник сделан на бумаге относительно хорошего качества. Но в свое время, т.к. находился уже в достаточно ветхом состоянии, он был склеен, допустим с газетной бумагой, значительно худшего качества, чем сам документ, что может отрицательно влиять на сохранность памятника, и даже может быть причиной появления желтых пятен.
Далее идут различия между реставрацией живописи и графики. Большинство графических произведений можно мыть. Под влиянием воды многие поверхностные загрязнения уходят сами собой. Более устойчивые пятна удаляются химическим путем. В реставрационных мастерских присутствует широкий набор химических средств. Каждое пятно удаляется на свой реактив. Существуют утвержденные способы удаления жировых, чернильных и других пятен. Если это не помогает, как говорит Елена Евгеньевна, вступает в силу творчество. Приходится самому подбирать не только рецептуру, но и технологию нанесения реактива. Можно просто нанести его ватным тампоном, а можно наложить компресс на определенное время и под нужной температурой. Однако утвержденные способы не всегда помогают в реставрации. По инструкции, при укреплении,  положено пропитывать клеем два раза, но иногда приходится повторять процедуру до восьми раз!
После того, как памятник уже очищен, и  если он осыпается на фрагменты, идет укрепление его основы. Его подклеивают, снимают старые заплаты (для живописи),  дублируют, если это необходимо.
Последним этапом являются тонировки. Тонировки накладываются с условием, что они должны быть на тон или полтона слабее, чем основная живопись. Необходимо чтобы было видно, где заканчивается авторская живопись и где начинаются тонировки, но в тоже время это не должно сильно бросаться в глаза. В графике тоже существуют тонировки, но они различны по тону и технике нанесения.
Один из принципов реставрации – обратимость. К примеру, используются клеи, которые с помощью воды или водных паров можно удалить. Гордость отечественной реставрации – это рыбий клей. Больше нигде в мире им не укрепляют произведения искусства.  Преимущество рыбьего клея в том, что его можно сварить прямо в лаборатории. Рыбий клей варится из плавательного пузыря осетровых рыб. За границей рыбий клей не используется потому, что там просто не водятся осетровые. А пузыри других рыб не выдерживают варки и растворяются в щелочи.  

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТРУД
Объем работы реставраторов  напрямую зависит от фонда музея, т.к. почти все памятники, что находятся на экспозиции прошли через их руки. У графики есть такая особенность – произведения этого стиля мало экспонируются. Потому что бумага не терпит экспонирования при свете. Даже в исторической экспозиции все меньше подлинных экспонатов, т.к. постепенно они заменяются на копии.  Есть даже срок экспонирования графических памятников – два месяца. Поэтому, зачастую работы Елены Евгеньевны, направляются в стол.
Самыми главными инструментами реставратора являются лупа и скальпель, не обойтись при реставрации так же и без микроскопа. Они позволяют более глубоко разглядеть суть памятника, надписи, разного рода пятна.
Главное качество реставратора –  интуиция, которая шлифуется со временем и с опытом. Это и умение вовремя остановиться, т.к. этот процесс иногда бывает очень увлекательным. Не обойтись и без терпения. Работа часто бывает монотонной и нудной, необходимо чувство ответственности. Нужно осознавать, что идет реставрация уникального памятника, и такого больше не существует. Если графические произведения иногда выпускались каким-то тиражом, то живописные работы существуют в одном экземпляре, причем за живописью еще стоит и имя автора. Стоит отметить, что реставрировать памятники, которые уже подвергались реставрации намного сложнее.
Быстрой профессиональной реставрации не бывает вообще. Есть ряд процессов, памятник должен выстояться, вылежаться. Самые длительные по времени работы: с лаками, надписями и тонировки. За один день можно сделать дм², вот если всю стандартную картину 70*80 разделить, то можно представить, сколько времени человек работает с лаками, потом с записями. А в записях все указывается не дм², а в см². Здесь уже необходим опыт работы реставратора, знание всех «подводных камней».  

ЧУДО ОТКРЫТИЯ
Иногда работу реставратора может украсить рождение чуда. Реставрируя предметы можно совершить интересные открытия. В практике Екатерины Алексеевны был интересный момент. При подготовке картины к реставрации, она обнаружила, что задняя часть целиком закрашена краской. Для дублирования или восполнения утрат, этот слой пришлось удалить, но когда краска была удалена, с оборотной стороны оказалась еще одна картина. И тут появился вопрос: что делать дальше? Важнее оставить пейзаж с утками, который и является картиной или неизвестную зарисовку. Но с живописью такие случаи бывают крайне редко.
Однако с иконами все совсем иначе. Как правило, раз в столетие икону обновляли. Возможно, из-за потемневшей олифы или желания что-то сделать поярче. Бывает даже так, что сюжет иконы за несколько столетий переписывался. И когда реставратор определяет, что верхний слой более молодой и снимает его, то открывается произведение совершенно другого столетия.

ТВОРЧЕСТВО
Безусловно, реставратор – творческая профессия. Правда творчество здесь чаще всего проявляется в исследовательской работе. Хотя бывают и исключения. Екатерина Алексеевна рассказала случай с реставрации портрета Трапезникова. У него были жуткие заплаты, а когда они были удалены, оказалось что отсутствуют рот и губы, закрытые бородой. Но, по словам реставратора живописи, когда начинаешь работать, первая паника постепенно уходит. Удалось найти еще один портрет Трапезникова, на котором он на 15 лет моложе. И Екатерине Алексеевне пришлось, собственноручно, пользуясь более ранним изображением, восстанавливать по аналогии нижнюю челюсть и губы.
Припоминает Екатерина Алексеевна так же и портрет дамы в шикарном розовом платье. У портрета были большие осыпи верхних слоев. Надо было их восстанавливать, для этого пришлось искать портрет XVIII века, где использовали подобные красочные пигменты. Ну, а дальше потихоньку нужно начинать тонировку. При чем у этой дамы были большие утраты на лице. Но тут уже немного другой принцип. Есть один глаз, значит, второй восстанавливается по аналогии. Тут нужно представить себя на месте художника, представить, что он думал в этот момент, представить его мастерскую.
Как говорит Елена Евгеньевна, многие ошибочно предполагают, что у реставраторов нет творчества. Ведь при реставрации, например при тонировке ни в коем случае нельзя выходить за рамки повреждения и захватывать авторский красочный слой. Но ведь каждый памятник индивидуален, и для каждого нужно найти свой способ, искать другие пути, ведь стандартные реактивы могут просто не работать на этом памятнике. И разве это не творчество?    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие молодые реставраторы не задерживаются в музеях более года. Большинство молодых специалистов уходят в коммерческую реставрацию, главной целью которой является придание памятнику товарного вида. Главным образом причиной этого является низкая зарплата и высокая загруженность. В нашем рыбинском музее штат реставраторов укомплектован почти полностью. Некоторые предметы старины отсылают на ремонт в Москву, некоторые в частные мастерские, что естественно затратно. Сожалеют только в одном. Нет реставратора по мебели. Мебель в Москву отправить невозможно. Во-первых, это и большая очередь, во-вторых, нужны деньги на транспортировку. А в-третьих, мебель может просто не выдержать дороги.
В итоге хочется сказать: чтобы ознакомиться с результатами труда реставраторов, достаточно просто посетить музей. 

Подготовил Андрей Соколов



13 Апреля 2007
"Анфас-Профиль", № 117 (14)



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Рыбинске построят яхту для кругосветного путешествия Фёдора Конюхова

В Рыбинске построят яхту для кругосветного путешествия Фёдора Конюхова   20 октября Рыбинск в очередной раз посетил путешественник,... 20.10.2017 



Рыбинской спортивной школе №2 – 50 лет

Рыбинской спортивной школе №2 – 50 лет   18 октября в большом зале Общественно-культурного центра прошел торжественный вечер,... 20.10.2017 



Всероссийский турнир по самбо памяти Маршала СССР В.К. Блюхера.

Турнир по самбо памяти Блюхера   В 12 часов 21 октября в зале спортивного комплекса "Метеор" состоится торжественное открытие... 20.10.2017 



В МФЦ юристы проведут бесплатный прием граждан

В МФЦ юристы проведут бесплатный прием граждан    21 октября на базе многофункционального центра города Рыбинска и ... 19.10.2017 



С рыбинских дорог убирают опавшую листву

С рыбинских дорог убирают опавшую листву   На оперативном совещании глава Рыбинска Денис Добряков поручил коммунальным службам... 19.10.2017 



В Рыбинске открылся региональный музейно-профориентационный центр

В Рыбинске открылся региональный музейно-профориентационный центр   18 октября в рыбинской средней общеобразовательной школе ... 18.10.2017 



В Рыбинске открыли Аллею моторостроителей

В Рыбинске открыли Аллею моторостроителей   18 октября в Рыбинске состоялось торжественное открытие Аллеи моторостроителей. Совместный... 18.10.2017 



В Рыбинске открыли детский технопарк «Кванториум»

В Рыбинске открыли детский технопарк «Кванториум»   17 октября в Рыбинске в торжественной обстановке открыли первый в Ярославской... 17.10.2017 



В Рыбинске завершили период пуско-наладочных работ

В Рыбинске завершили период пуско-наладочных работ   В Рыбинске подвели итоги запуска городской системы отопления и подключения... 17.10.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru