ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

По материалам доклада доктора Михаэля Лайтмана на «Совете Мировой Мудрости» (Глава 4)

Глава 4
Нарушение баланса

«Человек! Не ищи иного виновника зла; этот виновник — ты сам».
Жан-Жак Руссо.
«Человек – самый жестокий из зверей».
Фридрих Ницше.
«Человек – единственное животное, которое краснеет. Или должно краснеть».
Марк Твен.

Все компоненты природы, кроме человеческого эго, действуют в соответствии с законом альтруизма, пребывают в равновесии со своим окружением и создают гармоничные системы. С нарушением баланса организм начинает разру-шаться, а потому способность восстанавливать равновесие является условием его жизнедеятельности. Фактически все защитные силы тела устремлены на поддержание баланса. Говоря о мощи или слабости организма, мы имеем в виду его способность сохранять равновесие.
Необходимость в поддержании баланса обязывает каждого индивида к альтруистической деятельности по отноше-нию к той системе, частью которой он является. Именно соблюдение равновесия лежит в основе всеобщей гармонии и совершенства природы. Если какой-либо индивид не подчиняется этому принципу жизни, принципу альтруизма, тем са-мым он нарушает равновесие. Два данных термина – альтруизм и равновесие – сопряжены друг с другом, как причина и следствие.
Во всех существах, кроме человека, заложена программа соблюдения равновесия, согласно которой они постоянно производят действия, требующиеся для поддержания баланса. Они всегда знают, как поступать, и не сталкиваются с за-путанными ситуациями, в которых им было бы неясно, что делать с самими собой или со своим окружением. Они не об-ладают свободой, чтобы действовать по собственному желанию, и потому, разумеется, никак не могут нарушить при-родное равновесие.
Лишь мы, люди, лишены подобной программы действий. Природа не закладывает в нас с рождения знания и ин-стинкты, которых было бы достаточно для того, чтобы жить в равновесии. Как следствие, мы не знаем определенно, ка-кой путь ведет к правильному существованию, то есть к равновесию с окружающим нас миром. Отсутствие программы равновесия привело к тому, что наше развитие движется в эгоистическом направлении. Тенденция эта усиливается из поколения в поколение и заметна, главным образом, в общественной сфере. По этой причине человек пытается удовле-творить свое желание наслаждений, не считаясь с другими людьми и не восполняя их существования. Мы не стремимся к альтруистическому соединению с ближними, как принято в природе, и не знаем, что именно в этом заложено совер-шенное наслаждение, к которому нас так отчаянно влечет. Ведь состояние равновесия — это совершенное состояние полного счастья, когда всё проникнуто гармонией, когда нет нужды в каком бы то ни было сопротивлении или в строи-тельстве разного рода защитных бастионов.
Пристально изучив себя изнутри, мы убедимся, что каждый из нас помышляет лишь о собственном благополучии, и все наши взаимоотношения с ближними преследуют одну только личную выгоду. В желании хоть немного улучшить свою жизнь мы согласились бы на то, чтобы ненужные нам люди просто исчезли, растворились. За исключением нас, ни одно другое создание природы не способно относиться к окружающим с намерением причинять им вред, грабить и ис-пользовать их. Ни одно создание не может удовлетворяться притеснением окружающих и наслаждаться их страданиями. Только хомо сапиенс умеет извлекать удовольствие из мук другого. Известное изречение гласит, что пройти мимо сыто-го льва намного безопаснее, чем мимо сытого человека…
На протяжении поколений в нас развивался эгоистический позыв удовлетворять себя за счет ближних. Позыв этот противоречит базовой тенденции силы природы, которая стремится наделять каждого индивида оптимальными условия-ми жизни. Таким образом, человеческий эгоизм – это единственная в мире разрушительная сила. Лишь она нарушает равновесие глобальной природной системы.
«Все создания мира равны в следующем: каждый из нас желает использовать их для своей личной выгоды, всеми доступными средствами, совершенно не принимая во внимание того, что он отстраивается на чужих руинах. И совер-шенно не важно, какое оправдание мы себе придумываем, каждый в своем духе». Так говорит Бааль Сулам. А затем до-бавляет: «Человек чувствует, что все создания мира должны находиться под его властью и служить его личной выгоде. Таков непреложный закон. Различие же состоит лишь в специфике выбора. Один выбирает эксплуатацию людей ради низких вожделений, другой – ради власти, а третий – ради почестей. Мало того, если бы это не было сопряжено с боль-шими хлопотами, каждый согласился бы эксплуатировать мир, получая от него сразу все эти наслаждения: и богатство, и власть, и почести. Однако человек вынужден делать выбор в соответствии со своими возможностями и способностя-ми».
Цитаты эти взяты из статьи под названием «Мир в мире». И вот что любопытно: дабы проложить курс к мирной жизни, сперва нужно как следует прояснить нашу эгоистическую природу. В действительности, объясняет Бааль Сулам, тот факт, что наше эго постоянно растет, неслучаен и непредосудителен. Его рост призван показать нам, в чем именно мы отклоняемся от всеобщего закона реальности, закона альтруизма. Отклонение это лежит в основе всех жизненных проблем, и растущий эгоизм ведет нас к исправлению столь пагубной погрешности. Постепенно мы осозна́ем, что наше эго, желающее лишь наслаждаться за счет ближних, противоположно общей силе природы, пронизанной альтруизмом, свойством любви и отдачи. Эту антагонистичность между нами и силой природы мы будем кратко называть в дальней-шем «дисбалансом с природой» или просто «дисбалансом». Ну а обретение человеком свойства альтруизма мы будем называть «равновесием с природой».

Чем мы наслаждаемся?

Как уже было сказано, наши желания подразделяются на два типа: физические и человеческие или насущные и со-циальные. Давайте рассмотрим социально-человеческие желания, чтобы понять, какой фактор в системе наших взаимо-отношений с ближним вызывает дисбаланс.
Социально-человеческие желания разлагаются на три основные категории:
· желание богатства;
· желание почестей и власти;
· желание знаний.
Эти категории отражают все нефизические желания, которые могут в нас пробудиться.
Социально-человеческие желания называются так по двум причинам:
1. Человек перенимает их у общества. Живя в одиночестве, он не стремился бы к подобным наслаждениям.
2. Желания эти могут реализоваться исключительно в рамках общества.
Для большей точности скажем, что насущные потребности называются физическими желаниями, а всё, что сверх этого, относится к социально-человеческим желаниям. Если в нас пробуждается какое-либо желание, превышающее тре-бования насущной необходимости, то мы можем проанализировать способ его применения. На самом деле именно для этого подобные желания в нас и развиваются.
Для каждого из нас характерно свое особенное сочетание социально-человеческих желаний. К тому же на протяже-нии жизни сочетание это меняется. Выражаясь схематически, одному человеку присуще сильное желание денег (богат-ства), другому – желание почестей, третьему – желание знаний.
«Деньги» олицетворяют позыв завладеть чем-либо, сделав из этого личное обретение. В идеале человек хочет об-рести весь мир, чтобы всё принадлежало ему одному.
«Почести» – это уже более высокое желание. Человек больше не хочет заполучить всё в свои руки, подобно малень-кому ребенку. Напротив, он понимает, что окружен огромным миром, и предпочитает работать всю жизнь, чтобы до-биться уважения и почета со стороны окружающих. Он даже готов платить деньги за то, чтобы его уважали. В отличие от примитивной жажды денег, позволяющих «раздувать» себя бесчисленными приобретениями, желание почестей заин-тересовывает эгоизм не упразднением ближнего, а существованием внешней полноценной личностной реалии, которая будет уважать человека, ставя его выше себя. Таким образом, «почести» олицетворяют желание человека обрести весь мир – но уже не в свою собственность. Наоборот, пускай мир остается вовне и почитает нас до благоговения.
«Знания» символизируют власть еще более масштабную. Речь идет о желании обрести мудрость, познать все сторо-ны и детали реальности, изучить механизм мироздания и понять, как обратить природу и людей себе на пользу. Знания означают власть над всем при помощи разума.
Всякое желание, выходящее за рамки насущных потребностей, перенимается нами у общества. Соответственно сте-пень успеха или неудачи в удовлетворении этих желаний измеряется лишь относительно общества. Уже отмеченное на-ми исследование профессора Дэниэла Канемана показало, что в ответ на просьбу подсчитать степень испытываемого ими счастья люди базируют свои оценки, главным образом, на общественных критериях. Выяснилось также, что уровень нашего счастья зависит не столько от достигнутых успехов, сколько от их сопоставления с успехами окружающих. Как следствие, рост материального благосостояния не делает нас счастливее – ведь с каждой новой финансовой надбавкой мы сравниваем себя с еще более богатым окружением.
Фактически определить степень своего счастья или страдания мы можем лишь относительно других людей. Меньше у них – больше у нас, больше у них – меньше у нас. Когда кто-то другой добивается успеха, в нас пробуждается зависть, а иногда автоматически вспыхивает естественная неподконтрольная реакция, и тогда внутри себя мы откровенно желаем ему потерпеть фиаско. Когда кто-либо оступается, мы довольны, потому что в сравнении с этим наше состояние сразу же улучшилось. Если страдают многие, это уже в чем-то утешительно, что является ярким примером «относительности» и социальной ориентированности наших оценок.
Отсюда следует, что человеческие наслаждения, не укладывающиеся в рамки физических насущных нужд, зависят от нашего отношения к ближнему, иными словами, от того, в каком ключе мы воспринимаем свои взаимоотношения с окружающими. Нам греют сердце не новые обретения как таковые, а господство над другими, уважение в глазах обще-ства (а потому и в собственных глазах) и власть, которой мы достигаем.
Такое эгоистичное отношение к ближнему вызывает дисбаланс, несоответствие между нами и общим законом при-роды, законом альтруизма. Эгоистическое стремление вознестись над другими, насладиться за их счет и отгородиться от них противоречит стремлению природы собрать все свои части воедино посредством альтруизма. В этом и кроется ис-точник наших страданий.
Пускай мы незнакомы с теми или иными законами природы, однако они по-прежнему воздействуют на нас, являясь абсолютными. Если кто-то нарушил один из них, его отклонение само становится фактором воздействия и обязывает че-ловека вернуться к соблюдению закона. Нам уже известны многие законы природы, действующие на неживом, расти-тельном и животном уровне, включая наше тело. Однако мы ошибочно полагаем, что на человеческом уровне, в сфере людских взаимоотношений, абсолютных законов нет. Заблуждение это вызвано тем, что, находясь на определенной сту-пени развития, невозможно понять ее закономерность – для этого нужно взойти на более высокую ступень. А потому мы не в силах провести ясные параллели между эгоистическим поведением по отношению к ближнему и отрицательными явлениями своей жизни.

Правильное и разумное использование эго

Эго стало фактором дисбаланса, но это не значит, что оно подлежит упразднению, – нужно лишь внести коррективы в способ его применения. По ходу всей своей истории человечество пыталось теми или иными способами достичь равно-весия, любви и социальной справедливости, аннулируя эго или пытаясь искусственно уменьшить его. Революции и об-щественные перемены следовали друг за другом, однако в итоге все как одна терпели неудачу. Причина в том, что рав-новесия можно достичь лишь путем правильного сочетания всей мощи получения со всей мощью отдачи.
Из предыдущей главы мы знаем, что общий закон, действующий в каждом живом теле, — это объединение эгоисти-ческих частей по альтруистическому принципу. Две эти фундаментальные противоположные силы – эгоизм и альтруизм, получение и отдача – присутствуют в каждом субстрате, в каждом явлении, в каждом процессе и в каждом существе. Во всех сферах, включая материальную, эмоциональную и любую другую, всегда присутствуют две силы, а не одна. Вос-полняя и уравновешивая друг друга, они могут проявляться по-разному: электрон и протон, отрицательный и положи-тельный заряд, отталкивание и притяжение, минус и плюс, ненависть и любовь. Каждый элемент природы взаимодейст-вует с системой, частью которой является, и в этих взаимоотношениях гармонично сочетаются получение и отдача.
Природа стремится привести нас к совершенству и неограниченному наслаждению. Эгоизм заложен в нас именно для того, чтобы мы могли наслаждаться. Отсюда следует, что нет нужды или повода к тому, чтобы аннулировать эго. Нам нужно лишь исправить его, а точнее, исправить способ применения нашего желания с эгоистического на альтруи-стический. Правильное развитие позволяет задействовать всю мощь заложенного в нас желания наслаждений – но уже в его исправленном виде. Более того, поскольку эго является нашей природой, у нас нет никакой возможности противо-действовать ему или ограничивать его на продолжительное время – ведь подобные меры направлены против самой при-роды. Попытавшись осуществить их, мы обнаружим, что это не в нашей власти.
Сложившаяся сегодня ситуация как будто бы не свидетельствует о том, что природа стремится нас насладить. При-чина этому проста: в отличие от всех прочих уровней природы, наше эго еще не завершило своего развития, еще не «со-зрело». Бааль Сулам объясняет это так:
«Из всех природных систем, предстающих перед нашим взором, становится ясно: любое, даже самое малое созда-ние, относящееся к четырем уровням – неживому, растительному, животному и говорящему, как в целом, так и в частно-сти, – подлежит целенаправленному управлению. Речь идет о медленном поэтапном выращивании путем причинно-следственного развития. Так же плод на дереве управляется с благой целью, чтобы в итоге созреть и обрести сладость. Спросите у ботаников, сколько состояний проходит этот плод с момента своего появления и до тех пор, пока он не дос-тигает цели, то есть окончательного созревания. Все его состояния, предшествующие финальному, не только не указы-вают на то, каким сладким он станет, а наоборот, словно желая рассердить, демонстрируют нам формы, противополож-ные этому. Иными словами, чем слаще плод в конце, тем более он горек и непривлекателен в предыдущих состояниях своего развития».
Фактически пока создание не достигнет своей конечной точки и формы, своего окончательного созревания – в нем не распознать совершенства силы природы. Если говорить о нас, о людях, то наше текущее состояние еще не достигло финального совершенства и потому выглядит неблагополучным. Вместе с тем, по аналогии с созревающим плодом, ни одно из наших свойств не предназначено для уничтожения, ведь в противном случае оно изначально не было бы в нас заложено.
Сила эго – это замечательная сила. Благодаря ей мы развивались до сих пор и благодаря ей мы достигнем совершен-ства. Именно эго толкает нас вперед и делает возможным беспредельное развитие. Без него мы не приняли бы форму че-ловеческого общества и не отделились бы качественно от животного мира. Сегодня благодаря своему эго мы больше не готовы удовлетворяться знакомыми временными усладами и требуем того, что выходит за их узкие рамки.
Вся мудрость в том, чтобы найти способ, позволяющий разумно использовать силу эго и применять его на пути к альтруистическому соединению с ближним. Не требуя от человека подавлять естественные эгоистические силы и позы-вы, с которыми он родился, необходимо признать их важность и объяснить, как правильно и эффективно использовать их, чтобы достичь совершенства. От человека по ходу его развития требуется правильно и гармонично скомпоновать все свойственные ему параметры и тенденции, поставив их на службу процессу развития.
Например, принято считать, что зависть, вожделение и тщеславие – качества отрицательные. Но они могут вывести человека на новую ступень системы мироздания. Однако происходит это лишь тогда, когда мы устремляем свои естест-венные позывы в русло позитивных и эффективных преобразований, чтобы они продвигали нас навстречу равновесию с альтруистической силой природы.

Кризис – это возможность восстановить равновесие

«В китайском языке слово кризис состоит из двух символов: один озна-чает опасность, а другой – шанс».
Джон Ф. Кеннеди28

Природа стремится к равновесию и делает всё, чтобы привести к равновесию все свои части. Рассмотрим, например, что происходит при извержении вулкана. Внутреннее давление в недрах земной коры растет до тех пор, пока внешняя оболочка Земли больше не может его уравновешивать. Возникает состояние дисбаланса на неживом уровне, разрешаю-щееся путем вулканического извержения, благодаря чему давление выравнивается. Так действует природа, уравновеши-вая то, что проявляет свою разбалансированность.
Согласно законам физики и химии, единственной причиной любых движений материи или объекта является стрем-ление к равновесию. Стремление это приводит к выравниванию давления, концентрации, температуры и других пара-метров, в результате чего мы наблюдаем скопление воды в низинах, утечку тепла и холода, а также многие другие явле-ния. На научном языке состояние равновесия называется «гомеостазисом» – от греческих слов homoios (ὅμοιος – подоб-ный) и stasis (στάσις – состояние). К этому стремятся все тела, существующие в реальности.
Однако на человеческом уровне достижение равновесия сопряжено с осознанным участием в процессе. Отсюда ста-новится ясно: пока мы не сознаём того факта, что эгоистическое отношение к ближнему наносит ущерб нам самим и всему миру, от нас ничего нельзя требовать. Вместо этого природа помогает нам, сигнализируя о создавшемся дисбалан-се, и тем самым ведет к точке глобального кризиса в процессе эгоистического развития.
Кризис этот имеет целью подвести нас к осознанию того, что мы стоим на неверном пути и что пришло время взять правильный курс. Кризис – не наказание, он призван устремить нас к совершенству. По правде говоря, в мире вообще нет наказаний, ведь мы не виноваты в том, что созданы эгоистами. А потому в нашем мире имеются лишь средства для того, чтобы двигать вперед человеческое развитие.
Следует помнить, что человек как материал, сутью которого является желание наслаждений, способен двигаться, прогрессировать и действовать лишь вследствие потребности, недостатка в чем-либо. Мы действуем лишь исходя из не-наполенного желания и движемся лишь в сторону его будущего наполнения. Когда нам чего-то недостает, когда нас ох-ватывает неудовлетворение, мы страдаем и начинаем искать решение проблемы. Такова схема нашего развития и про-движения. Немецкий философ Артур Шопенгауэр описывает это так: «На первый взгляд, люди тянутся вперед, однако в действительности их подталкивают сзади».
Кризис – это раскрытие «изъянов», которые изначально и преднамеренно были заложены в человеческой природе, чтобы предоставить нам возможность самим «исправить» их и посредством этого действия по исправлению перейти на-верх. В прошлом, сотни тысяч лет назад, человечество было не способно понять причину своих страданий. Однако сего-дня мы достаточно созрели, а следовательно, можем уразуметь причину и разглядеть, что страдания устремляют нас на обретение альтруизма, на обретение свойства любви и отдачи, присущего самой природе. Человека наших дней природа уже может «спросить»: «Правильно ли ты реагируешь на то, что тебе передано?» Ведь теперь наряду с очередным бедст-вием природа передает человеку также осознание его причины.
До сих пор природа относилась к человеку достаточно просто, пробуждая в нем те или иные желания и с их помо-щью подталкивая его к развитию. В результате продвижение человека характеризовалось неисчислимыми вариациями в таких областях, как социум, культура, образование, наука и техника. Однако внезапно мы оказались в тупике и замедля-ем ход, чтобы проанализировать самих себя. Фактически с этого момента мы обрели способность изучать свои желания – мало того, теперь мы обязаны это делать. Невозможно и дальше развивать сознание лишь в направлении того, как наилучшим образом задействовать наши желания. Пришло время подумать о желаниях как таковых и рассмотреть их со стороны: «Я человек. У меня есть желания. Что я с ними делаю и ради чего?» Каждому из нас необходимо взглянуть на себя со стороны и попытаться вынести суждение о самом себе.
В действительности, сила природы неизменна в своей альтруистичности. Природа оказывает на нас постоянное дав-ление, чтобы мы пришли в равновесие с ней. Единственный фактор, который меняется и растет согласно заложенной в него программе, — это кроющееся в нас эго. Именно усиливающееся противоречие между эгоизмом и силой природы непрестанно повышает дисбаланс, который ощущается нами в виде давления, дискомфорта, страданий и кризисов. Раз-мах этих негативных явлений зависит от меры создавшегося неравновесия. Отсюда понятно, почему в прошлом чувство страдания и беспокойства было слабее и почему оно растет день ото дня.
Таким образом, мы сами, в мере своего дисбаланса с природой, определяем величину страдания или счастья, которое будем испытывать. Иными словами, мы являемся антиинтегральными частями интегральной системы – именно это со-ставляет причину страдания, именно это корень всех осложнений и кризисов.
Связав все кризисные явления на индивидуальном и на глобальном уровне с фактором системного дисбаланса, с че-ловеческим эго, мы сможем продвинуться к решению проблемы. Когда бедствия сопровождаются пониманием того, чем они вызваны, когда в них прослеживается цель, это делает их эффективными. Они становятся энергией для движения вперед. В таком случае кризис – это не кризис, а более прогрессивный этап развития человечества, проявляющийся по-началу как отрицание текущего этапа. Если только мы изменим свое отношение и осознание, если мы иначе всмотримся в то, что с нами происходит, то увидим, что ситуация, кажущаяся нам сегодня кризисной, на самом деле представляет собой бесценную возможность для восхождения.



17 Января 2007



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Итоги проведения Дня города

Итоги проведения Дня города   16 августа на телеканале «Рыбинск-40» вышла в эфир программа «Главный вопрос». Итоги проведения Дня... 17.08.2017 



На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка

На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка Каждую субботу с 15 до 17 часов на благоустроенной в стиле конца XIX века Красной... 17.08.2017 



Инициативу Губернатора поддержал рыбинский предприниматель

Инициативу Губернатора поддержал рыбинский предприниматель   В парке на проспекте генерала Батова установлен спортивный комплекс... 16.08.2017 



Прием граждан по юридическим вопросам

Юрисконсульты администрации проведут прием граждан    18 августа 2017 года с 13 до 16 часов специалисты юридического отдела администрации... 16.08.2017 



Плату за содержание жилого помещения Ярославский областной суд признал обоснованной

  Плату за содержание жилого помещенияЯрославский областной суд признал обоснованной    Сегодня Ярославский областной суд вынес... 15.08.2017 



Рыбинск участвует в благотворительной акции «Подарим детям добро!»

Рыбинск участвует в благотворительной акции «Подарим детям добро!»   С 14 по 31 августа на территории Ярославской области проходит... 15.08.2017 



Руководитель департамента ЖКХ пояснила вопросы платы за капремонт, ОДН и инвентаризации дворов

Руководитель департамента ЖКХ пояснила вопросы платы за капремонт, ОДН и инвентаризации дворов   10 августа в администрации Рыбинска... 11.08.2017 



Рыбинские строители отметили профессиональный праздник

Рыбинские строители отметили профессиональный праздник   10 августа в Рыбинском театре кукол рыбинские строители отметили свой... 11.08.2017 



На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка

На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка   Каждую субботу с 13 до 15 часов на благоустроенной в стиле конца 19 века Красной... 11.08.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru