ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

По материалам доклада доктора Михаэля Лайтмана на «Совете Мировой Мудрости» (Главы 1-3)

Ароса, Швейцария
22 января 2006 г.

Вступление

Не секрет, что человечество переживает разгар глубокого кризиса. Многие из нас уже ощущают его на себе. Бес-смысленность, отчаяние и опустошенность наводнили нашу жизнь, развал института семьи и системы образования, нар-комания, экономическая и политическая неуверенность в завтрашнем дне, опасения ядерной войны, экологическая угро-за – всё это лишь часть проблем, омрачающих текущую ситуацию и перспективы на будущее. Очевидно, мы утеряли способность контролировать свою жизнь и ход мировых событий.
Как известно, правильный диагноз – уже половина исцеления. А потому, чтобы найти решение наших проблем, нужно понять их причину. Самая надежная основа для этого – познание человеческой природы и природы мира. Изучив свою природу и законы, которые на нас воздействуют, мы поймем, в чем наша ошибка и каков путь выхода из создавше-гося положения.
Исследования окружающего мира показывают, что представители неживого, растительного и животного уровня управляются природой в соответствии с заложенными в них свойствами и инстинктами. Их поведение не считается пло-хим или хорошим – они лишь выполняют предустановленные законы, находясь в гармонии друг с другом и с природой.
С другой стороны, пристальное изучение человеческого естества выявляет его принципиальное отличие от осталь-ной природы. Человек – единственное в мире существо, способное получать удовольствие от использования ближнего, от превосходства и власти над ним. Только человек извлекает наслаждение из разобщенности с другими, из доминирова-ния над всеми. Таковы проявления человеческого эгоизма – именно он и нарушает природное равновесие.
Наше желание наслаждений постепенно росло на протяжении всей истории. Поначалу оно проявлялось в простых насущных позывах к еде, к сексу, к семейной жизни. Затем настал черед развития более прогрессивных желаний, на-правленных на обогащение, на почести и славу, на власть и на знания о мире. Процесс этот служил фактором развития человеческого общества, вызывая становление новых социальных формаций, а также сдвиги в таких областях, как обра-зование, культура, наука, технология и т.п. Мы энергично шагали вперед в полной уверенности, что прогресс и экономи-ческое благосостояние удовлетворят наши потребности, сделав нас более счастливыми, чем раньше. Однако сегодня вы-ясняется, что всё это многотысячелетнее развитие, напротив, завело нас в тупик.
Дело в том, что наше желание наслаждений невозможно удовлетворить на какой-либо приемлемый срок. Каждый из нас не раз имел возможность удостовериться в этом, когда его охватывало то или иное стремление, зачастую сохраняв-шееся годами. Так или иначе, стоит лишь получить желаемое и за короткое время наслаждение исчезает. Тогда снова на-валивается пустота, и человек пускается в погоню за новыми целями, надеясь, что они утолят его жажду.
Циклы эти присущи как отдельному человеку, так и обществу в целом. Опыт, накопленный за тысячелетия, неопро-вержимо свидетельствует о том, что мы не в силах достичь прочного счастья или хотя бы надежного обеспечения своих насущных нужд. Человечество погружается в смятение, в отчаяние, и процесс этот лежит в основе того кризиса, который постиг нас в эпоху современности.
Более того, на протяжении поколений непрестанно усиливалась естественная эгоистическая склонность человека к самонаслаждению за счет ближнего. На сегодняшний день люди всеми силами пытаются выстроить свой успех на разва-линах чужих неудач, достигая в этом небывалой мощи. Нетерпимость, отчужденность и ненависть между людьми дос-тигли пугающего пика и поставили под сомнение дальнейшее развитие человеческого рода.
Изучая природу, мы видим, что принцип жизнедеятельности всех организмов в корне отличается от эгоистичного человеческого подхода. Природа живет по законам альтруизма, в заботе о пользе ближнего. Клетки живого тела объеди-няются между собой благодаря обоюдной отдаче, направленной на общие интересы. Каждая клетка получает лишь то, что необходимо ей для существования, а в остальном всеми силами заботится об общем благе. На всех уровнях природы индивидуум действует во благо общности, частью которой является, и в этом находит свое совершенство. Существова-ние живого тела без альтруистической базы немыслимо, эгоизм делает жизнь невозможной.
Сегодня, после обширного ряда исследований в различных областях, наука приходит к заключению о том, что и всё человечество в целом представляет собой единое живое тело. Однако мы пока не осознаём этого. Настало время пробу-диться и понять, что нынешние проблемы не случайны и их не решить никакими известными из прошлого методами. Они не прекратятся – наоборот, обострятся настолько, что и в масштабах человеческого общества мы будем вынуждены соблюдать универсальный закон природы, закон альтруизма.
Все отрицательные явления нашей жизни, как индивидуальные, так и глобальные, являются следствиями несоблю-дения законов природы. Нам совершенно ясно, что глупо прыгать с крыши в надежде на снисходительность закона все-мирного тяготения. Однако нам уже далеко не так ясен тот простой факт, что жизнь человеческого общества, система наших взаимоотношений управляются абсолютными законами природы. Поэтому сегодня мы должны остановиться, проанализировать себя, понять, в чем мы противодействуем законам природы, и найти путь к гармоничному существо-ванию. Всё зависит лишь от нашего осознания: чем лучше мы будем понимать естественные закономерности, тем мень-ше ударов нам придется выносить и тем быстрее пойдет наше развитие.
Если на уровне живого тела альтруизм отпечатан как незыблемый закон существования, то на человеческом уровне нам следует самим сформировать подобные отношения. Природа оставила это людям, чтобы позволить им собственны-ми силами взойти на новую, более высокую ступень бытия. Таково отличие человека от всех остальных созданий.
Мы подробно обсудим пути решения этой проблемы. Ведь изменение человеческой природы – дело нешуточное. Мы созданы эгоистами, и не в наших силах противостоять собственному эго напрямую, поскольку речь идет о нашем ес-тестве. Вся наука как раз и состоит в том, чтобы найти методику, благодаря которой каждый из своего эгоизма захочет относиться к ближнему иначе и соединиться с ним подобно частям одного тела.
Неслучайно природа привила нам общественные отношения. Глубже вникнув в мотивы человеческого поведения, мы обнаружим, что наши действия имеют целью заслужить уважение окружающих. Именно признание общества вселяет в нас жизнь, тогда как непризнание или осуждение заставляет страдать без меры. Стыд перед обществом – самое кош-марное для человека ощущение. А потому мы склонны подчиняться тем ценностям, которые устанавливает общество, и жить в соответствии с порядком их приоритетов. Следовательно, если нам удастся реорганизовать этот порядок, чтобы такие альтруистические ценности, как единение с ближним и обоюдная забота, оказались на самом верху, это позволит каждому из нас изменить свое отношение к ближнему.
Когда общество будет ценить человека лишь по его преданности интересам общей пользы, тогда все наши мысли и действия по необходимости устремятся на благо окружающих. Например, если будут отменены награды и знаки отли-чия, выдаваемые сегодня за те или иные личные достижения, и вместо этого людей будут уважать лишь за их заботу об обществе, если именно за это дети будут почитать родителей, если друзья, близкие и сослуживцы будут составлять свое мнение о нас лишь в зависимости от хорошего отношения к ближнему, тогда все мы захотим вести себя соответственно, чтобы удостоиться признания общества.
А затем мы постепенно убедимся в том, что альтруистичное отношение к ближнему – само по себе сокровище, осо-бый и возвышенный дар, даже без связи с общественным признанием, которого оно заслуживает. В итоге такой подход станет источником совершенного и неограниченного наслаждения.
Хотя на сегодняшний день человеческое общество эгоистично, тем не менее, в нем имеются мощные предпосылки для сближения и слияния с природным законом альтруизма. Наше образование и культура издревле базировались на аль-труистических принципах. В семье и школе мы учим детей быть щедрыми, уступчивыми, вежливыми и дружелюбными. Мы призываем их завязывать товарищеские отношения с другими и хотим, чтобы они хорошо относились к ближним, поскольку это правильно, поскольку такое отношение защищает человека. Против этих ценностей никто не будет возра-жать. К тому же бурный рост средств массовой информации позволяет в наши дни очень быстро донести альтруистиче-ское послание до людей всего мира. Это решающий фактор, благодаря которому человечество имеет возможность осоз-нать стремительно обостряющийся кризис и необходимость в глобальном решении.
Но и это еще не всё. Хотя сегодня нами движет именно необходимость решения текущих проблем, однако в буду-щем мы обнаружим, что дело этим не ограничивается. Человек, формирующий в себе правильное отношение к ближне-му, постепенно переходит в иное измерение, отличное от всего, что мы знали, и возвышающееся над всеми нашими прошлыми вершинами. Человек соприкасается с совершенством самой природы.
В итоге многочисленных поколений мы скопили достаточный опыт, чтобы понять, куда толкает нас природный за-кон развития. Мы сможем сделать первый значительный шаг к реализации законов природы, приблизиться к осознанию своей принадлежности общей единой природной системе и вкусить совершенную гармонию, кроющуюся в этом единст-ве.

От хаоса к гармонии

В первой части мы рассмотрим личные аспекты проблематики ХХI века. Это позволит нам понять, откуда вытекают глобальные и индивидуальные проблемы мира и каков точный метод их решения.
Как уже было сказано, ключ к разгадке современных проблем кроется в повышении осознания. Мы увидим, какие именно перемены требуются в нашем осознании и почему.
Однако вначале давайте обратимся к фактам, отражающим состояние личности в нынешнее время. Знание этих фак-тов сыграет важную роль в понимании решения, которое будет представлено ниже.
Последние сто лет нашей истории ознаменовались мощнейшим рывком науки и техническим прогрессом, однако вместе с тем мы удивленно и беспомощно разводим руками перед тяжелейшими явлениями, затронувшими самые раз-ные сферы и усиливающимися с неумолимой неизбежностью. Многие сегодня потеряли удовлетворение от жизни, воз-растает ощущение неуверенности, бессмысленности, опустошенности, горечи и отчаяния. Чувства эти нередко влекут за собой обращение к успокоительным средствам или к наркотикам, а также другие пагубные пристрастия, служащие вре-менным прибежищем и суррогатным наполнением.
В ХХI веке человечество поразила эпидемия фрустрации и депрессии. По данным Всемирной организации здраво-охранения (ВОЗ) , каждый четвертый человек в течение своей жизни перенесет душевное заболевание. В последние пятьдесят лет существенно возросло число людей, страдающих от депрессии. В отличие от прошлых лет явление это распространяется на всё более молодые слои населения. Ожидается, что к 2020 году душевные заболевания – и главным образом депрессия – выйдут на второе место в общемировой статистике.
Депрессия – одна из основных причин суицида. Каждый год более миллиона людей в мире кончают жизнь само-убийством и еще 10—20 миллионов безуспешно покушаются на свою жизнь.  Мировая статистика самоубийств, в том числе среди детей и молодежи, имеет четко выраженную тенденцию к повышению. Многие специалисты полагают, что суицид отражает уровень «затравленности» в социуме, а кроме того, может считаться показателем благосостояния обще-ства и даже его развития в целом.
Наркомания в последние десятилетия превратилась из просто негативного явления в одну из ключевых проблем ми-рового сообщества. Ни один из пластов общественной иерархии не может похвастаться иммунитетом на нее. В наши дни об использовании наркотиков знают практически все представители молодежи. Уже с начальной школы дети и подрост-ки непосредственно подвергаются этой угрозе. В США люди, признавшиеся в том, что хотя бы раз в жизни использовали наркотики, составляют 42% населения страны.  В Европе потребление кокаина достигло нового пика – три с половиной миллиона «пользователей». Среди них всё больше и больше профессионалов, а также людей с высшим образованием из развитых стран.
«Не обойден вниманием» и институт семьи – он тоже проявляет тенденцию к крушению. Статистика разводов, от-чужденности и случаев насилия в семье растет год от года.
Однако нас не очень заботят все эти процессы – по той простой причине, что мы к ним привыкли. Если раньше они считались экстраординарными, то сегодня, по сути, стали нормой. Не имея действенных средств отпора, мы смиряемся с ситуацией, чтобы уменьшить страдания, которые она нам доставляет. Таков своего рода естественный защитный меха-низм. И все же это не значит, что наша жизнь не может быть совершенно иной по сравнению с тем, как она выглядит се-годня.

Глава 1
Желание – основа природы.
Одна причина, одно решение

Современный кризис ощущается во всех аспектах — от глобального до личного. Практически в этом кризисе отра-жен весь спектр природы: неживая, растительная и животная ступени, а также человеческое общество. Поэтому недоста-точно заниматься коррекцией отдельных областей – нам нужно отыскать корень всех проблем и обратить свои усилия на него. В этом разделе мы покажем, что за множеством неутешительных явлений нашей реальности стоит лишь одна при-чина. Поняв ее, мы сможем найти то единственное решение, которое станет универсальным и всеобъемлющим.
Начнем с осознания природы мира и человека. Осмысление законов и граней природы позволит нам увидеть, в чем мы ошибаемся и что должны сделать, дабы не только положить конец трудностям текущего этапа развития, но и устре-миться к будущему, несравненно более радужному и доброму.

* * *
Изучение различных материй природы показывает, что базисное стремление всякой материи и всякого объекта со-стоит в том, чтобы поддерживать свое существование. Вместе с тем в каждой материи стремление это проявляется по-разному, варьируясь по своей специфике. Жестко заданная структура твердых тел препятствует чужеродному проникно-вению «в их пределы», тогда как другие тела, наоборот, охраняют себя посредством движения и перемен. Возникает во-прос: что заставляет всякую материю вести себя определенным образом и обосабливаться от других материй? Чем про-диктованы действия любого объекта?
Наблюдаемое нами поведение материи напоминает картинку на экране телевизора. Пред нашим взором предстает ясное, красочное изображение, и в то же время создается оно бегущим лучом кинескопа, который высвечивает строки на электролюминесцентной поверхности. А потому техники занимаются не самой картинкой, а именно теми факторами, ко-торые ее вырисовывают. Специалисты понимают, что изображение является лишь внешним результатом определенного сочетания тех или иных сил. Отсюда им ясно, какие элементы следует изменить, чтобы улучшить четкость, яркость, кон-трастность и другие параметры видимой глазу реальности.
Аналогично этому каждый объект и каждая система, включая человека и общество, являются отражением набора тех сил, которые их составляют. Начало решения любой проблемы заложено в схемах поведения материи на различных ее уровнях, а следовательно, нам нужно проникнуть чуть глубже – туда, где действуют силы, формирующие материю.
Глубинная сила, присутствующая в любой материи и в каждом объекте, обозначается как «желание существовать». Именно эта сила придает форму материи, определяя ее свойства и поведение. Обладая несчетным потенциалом форм и сочетаний, желание существовать лежит в основе всей материи мира. Чем выше уровень материала, тем большее жела-ние существовать он выражает. Желания разных уровней материи – неживого, растительного, животного и говорящего (человеческого) – обуславливают процессы, идущие на данном уровне.
Желание существовать действует согласно двум принципам:
1. Сохранение текущей формы, т.е. продолжение существования.
2. Присоединение к себе того, что представляется ему насущным. Разные уровни материи отличаются друг от дру-га именно этим желанием.

Неживой уровень характеризуется самым маленьким желанием существовать, а потому не нуждается в том, чтобы присоединять к себе что-либо извне. Он хочет лишь поддерживать свою текущую форму, свою атомную, молекулярную или кристаллическую структуру и т.п. Всё остальное он отторгает, стремясь лишь к предотвращению изменений в себе. Отсюда и название «неживой».

Растительный уровень обладает повышенным желанием существовать, качественно отличающимся от желания предыдущей ступени. Этот уровень претерпевает изменения, он «не удовлетворяется» одной лишь поддержкой собст-венного существования – напротив, в нем протекают определенные процессы. Отношение растительного уровня к окру-жению является активным. Растения поворачиваются к солнечным лучам, устремляются корнями к источникам воды. Жизнь растения зависит от окружающей среды: от солнца, дождя и ветра, от температуры и влажности. Получая из внешней среды вещества, необходимые ему для существования и развития, растение разлагает и перерабатывает их в то, что ему требуется, а также выводит наружу вредные примеси. Благодаря этому оно и растет, оставаясь зависимым от ок-ружающей среды намного больше, чем неживой уровень.
Кроме того, растения подвержены жизненным циклам, они живут и умирают. Представители одного вида растут, цветут и увядают в определенное время года, согласно общим законам. Каждый вид развивается по общей схеме, и от-дельные его части не обладают собственной индивидуальностью.

Степень желания существовать, заложенного в материю, определяет степень зависимости от окружения и восприимчивости к нему. Эта связь выявляется на животном уровне, желание которого еще выше. Животные часто жи-вут стаями, они обладают мобильностью и передвигаются с места на место в поисках пищи и пригодных для жизни ус-ловий. Одни животные должны поедать других или же питаться растениями, принимая их как силу, поддерживающую существование.
На животном уровне уже заметно определенное развитие индивидуальности, вызывающее в особях личные ощуще-ния и переживания, а также формирующее специфичные черты характера. Каждое животное ощущает окружающую сре-ду в личном плане, оно тянется к тому, что полезно, и удаляется от того, что несет вред. Животным свойственен индиви-дуальный жизненный цикл, каждая особь рождается и умирает в свой срок, тогда как растения подчиняются сезонной цикличности.
Наконец, максимальная степень желания существовать соответствует человеческому уровню, который мы называем «говорящим». Человек – единственное существо, развитие которого полностью зависит от ближнего. Он обладает ощу-щением прошлого, настоящего и будущего. Человек не только подвергается влиянию окружающей среды, но и сам воз-действует на нее. Люди непрерывно меняются – не только потому, что им хорошо или плохо, но и вследствие ощущения ближнего, которое заставляет их желать того, что есть у других. Однако и этим дело не ограничивается. Ведь человек хочет, чтобы у него было еще больше, чем у ближнего, или чтобы у ближнего было еще меньше, чем у него. Подобная ситуация повышает относительную обеспеченность человека и приносит ему удовлетворение. А потому человеческое желание обозначается такими терминами, как «эго», «желание наслаждений» или «желание получать удовольствие».
Бааль Сулам  говорит об этом так: «Желание наслаждений – это весь материал творения, от начала до конца. Все-возможные создания, многообразию которых нет предела, а также пути управления ими, раскрытые и ожидающие своего раскрытия, – это лишь меры и степени желания наслаждений»6.
Человек – это не просто живое существо, которое «чуть больше развито». Он в корне отличается от представителей животного уровня. Люди рождаются абсолютно беспомощными, однако в процессе своего развития достигают превос-ходства над всеми остальными созданиями. Бычок, только что появившийся на свет, отличается от взрослого быка, глав-ным образом, своими размерами, а не мыслительными способностями. В отличие от него человеческий младенец не вла-деет почти никакими навыками, он лишен возможности понимать происходящее и адекватно реагировать на него, одна-ко с годами обретает такие свойства, которые остаются недоступными для всей фауны Земли. Если животные позывы к наслаждениям неизменны и инстинктивны, то человеческие желания развиваются и перенимаются от окружающих.
С пробуждением нового желания в нас рождаются новые потребности, и мы ощущаем необходимость в их удовле-творении. Для успешного выполнения этой задачи начинает развиваться наш разум – иными словами, мы начинаем раз-мышлять о способах наполнения внутренних «каверн». Таким образом, умственное и интеллектуальное развитие являет-ся прямым следствием роста желания наслаждений.
Принцип этот можно наблюдать на примере нашего подхода к детскому образованию. Мы придумываем для детей такие игры, которые бросают вызов их способностям. Желание достичь успеха в игре заставляет ребенка искать новые схемы поведения, новые пути к тому, чтобы овладеть ситуацией и решить ее оптимальным образом. Так мы растим мо-лодое поколение, постепенно повышая уровень сложности игр, чтобы дети в своем развитии не топтались на месте, а не-престанно двигались вперед.
Если человек не чувствует недостатка в чем-либо, он никогда не разовьется. Только неудовлетворенное желание за-ставляет нас приводить в действие свой разум и искать пути решения проблемы.
Чувство и разум сообща ведут к развитию желания. Восполняя друг друга, они повышают способность человека ощущать и понимать то, что может быть использовано в целях наслаждения. А потому сила человеческого желания не ограничена категориями пространства и времени. К примеру, хотя человек и не способен ощутить на себе события тыся-челетней давности, однако силой своего разума он может осмыслить их и вывести на уровень поистине чувственного восприятия. И наоборот, испытывая некое ощущение, человек может аналитически проверить, какое воздействие это на него оказывает: положительное или отрицательное. Он подключает к своему ощущению разум и рассудочно анализирует сложившуюся ситуацию.
Чувство и разум расширяют наше восприятие пространства и времени, благодаря чему мы уже не столь ограничен-ны, как другие виды. Всю жизнь оставаясь в одном месте, человек может искать контакта и подобия с людьми, которых знает лишь заочно, пускай даже их разделяет океан. Точно так же человек наших дней может искать близости не только с импонирующими ему современниками, но и с великими людьми, жившими на протяжении всей истории человечества.
Удовлетворение желания наслаждений ощущается нами в виде наполнения и удовольствия, а неудовлетворенное желание ощущается, наоборот, в виде опустошенности, отчаяния и страданий. Счастье человека зависит от достижимо-сти наполнения для пульсирующего в нем позыва. Любое действие, от простейшего до сложнейшего, призвано лишь по-высить удовольствие или уменьшить страдание. По сути, это две стороны одной медали. В статье «Мир» Бааль Сулам пишет следующее:
«Исследователям природы известно, что человек не совершит ни малейшего движения без движущей силы, т.е. без расчета на личную выгоду. Например, если он переносит руку со стула на стол, то полагает, что новая поза доставит ему большее удовольствие. Если бы ему так не казалось, он не снимал бы руку со стула все семьдесят лет своей жизни. То же касается и более хлопотных телодвижений».
Человек отличается от остальной природы не только силой и характером своих желаний, но и тем, что желания эти непрерывно меняются и растут как на протяжении жизни индивидуума, так и со сменой поколений. В отличие от этого другие существа демонстрируют статичность. К примеру, исследования показывают, что обезьяны, жившие тысячи лет назад, почти идентичны тем, которые живут сейчас. Правда, среди них можно отметить некоторые изменения – ведь, в принципе, меняется всё, однако речь идет лишь о биологических факторах, аналогичных геологическим процессам на неживом уровне. И напротив, человек по ходу истории претерпел важные и существенные преобразования.

Развитие человеческого желания наслаждений

Рост желания наслаждений пробуждал в человеке неизбывную потребность развивать то, что имелось в наличии, и изобретать нечто новое. Чем больше желание, тем больше запросы, а это ведет к развитию интеллекта и к более четкому восприятию. Именно неуклонный рост желания наслаждений продвигал нас вперед, инспирируя развитие человечества по ходу всей его истории.
Вначале человеческое эго проявлялось лишь в насущных телесных желаниях пищи, секса, семьи и т.д. Эта база за-ложена в человечестве с древнейших времен.
Однако человек живет в обществе, и потому в нем возникают позывы более высокие, социальные. Желание насла-диться богатством, почестями, властью и славой изменили лик человечества. Они привели к классовому и иерархиче-скому делению, а также к новым типам общественно-экономических структур.
Вслед за тем человек захотел наслаждаться знаниями. Желание это проявилось в развитии науки, образования, вос-питания и культуры, его исторический отпечаток заметен с эпохи Ренессанса, со времен научной революции и вплоть до наших дней. Массовое образование и секуляризация общества также явились следствиями желания знаний, требующего от нас познавать окружающую реальность. Нам нужно постоянно пополнять свою информацию о мире, нам нужно знать всё, исследовать всё и властвовать над всем.
Желание является универсальным движущим фактором, и если в этом свете взглянуть на процесс культурного, на-учного и технологического развития человечества, то мы придем к заключению о том, что именно растущее желание по-рождало все идеи, изобретения и инновации. На деле всё это представляет собой лишь технические инструменты, об-служивающие средства, которые разрабатывались лишь затем, чтобы удовлетворять потребности, вызываемые желани-ем. Следует особо подчеркнуть тот факт, что желание наслаждений развивается не только исторически, не только у че-ловечества в целом, но и у отдельного человека на протяжении личной жизни каждого. Один за другим в нас пробужда-ются эти позывы, принимая различные сочетания и направляя ход всей нашей жизни.
Таким образом, желание наслаждений – это двигатель прогресса. Именно оно толкает нас вперед, обуславливая всё, что происходит с человеком в отдельности и с человечеством в целом. Непрерывное развитие желания формирует на-стоящее, а также будущее, к которому мы идем.

Глава 2
Пределы наслаждения

В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна – это когда не получаешь того, что хочешь, другая – когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия.
Оскар Уайльд.

Изучив различные виды наслаждения: знания, власть, почести, богатство, а также пища, секс и прочее, – мы увидим, что во всех случаях максимальное удовольствие ощущается при первом кратком контакте между желанием и его напол-нением. Как только наполнение получено, удовольствие начинает угасать. Наслаждение в удовлетворенном желании может продолжаться минуты, часы или дни, однако в итоге оно исчезает. Даже если человек долгие годы стремится дос-тичь чего-либо, например, уважаемой должности или престижной ученой степени, – как только цель достигнута, бла-женство ускользает из рук. Следовательно, удовлетворяя желание, наслаждение аннулирует его.
Более того, входя в желание и выходя из него, наслаждение формирует в нас новый позыв, вдвое больше предыду-щего. То, что вчера доставляло нам удовлетворение, сегодня кажется совершенно недостаточным. Мы хотим больше. Намного больше. Вот и выходит, что удовлетворение наших желаний увеличивает их и заставляет нас прилагать еще больше усилий, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту.
Если человек не хочет достичь чего-либо, его ощущение жизни притупляется и затухает. А потому общество посто-янно обеспечивает каждого своего члена новыми желаниями, которые вносят в него жизнь еще на одно почти неулови-мое мгновение. Снова и снова недолгое наполнение сменяется опустошением, и отчаяние растет.
Сегодня общество побуждает нас приобретать всё больше и больше товаров, даже если у нас нет на это требуемой суммы денег. Агрессивный маркетинг, жгучее желание соответствовать социальным стандартам и облегченные условия кредита стимулируют нас к покупкам, намного превышающим наши реальные финансовые возможности. Спустя непро-должительный срок приятная взволнованность от очередной обновки рассеивается как дым, зато платежи будут сопро-вождать нас еще годы. В таких случаях разочарование от покупки не забывается со временем, а, наоборот, накапливает-ся.
Богатство не ведет к счастью, о чем свидетельствует новое исследование,  проведенное под руководством профессо-ра Дэниэла Канемана , нобелевского лауреата по экономике. Как выяснилось, обывательские представления о влиянии на настрой человека таких факторов, как богатство и здоровье, весьма далеки от реальности. Статистика, собранная на основе ежедневных данных о настроении людей, не обнаруживает существенных различий между богатыми и бедными слоями населения. Более того, установлено, что такие отрицательные эмоции, как гнев и враждебность, чаще встре-чаются среди богатых. Одно из возможных объяснений столь слабой связи между богатством и жизнерадостностью ука-зывает на то, что мы очень быстро привыкаем к физическому комфорту и к новому уровню жизни, после чего переходим к ожиданиям еще бо́льших удовольствий.
Резюме по поводу ограниченности желания наслаждений можно найти в следующих словах Бааль Сулама:

«Этот мир создан вместе с потребностью. Он лишен изобилия и благ, для обретений в нем требуется движение, а как известно, необходимость в многочисленных движениях удручает человека. Но оставаться без обретений и благ тоже не-возможно, и потому люди выбирают страдания от многочисленных движений, чтобы достичь максимального достояния. Однако всё достояние и все обретения служат лишь их личной выгоде, человек всегда хочет вдвое больше, чем у него есть, а потому умирает, не достигнув и половины желаемого. Таким образом, люди страдают от двух факторов: от необ-ходимости совершать многочисленные движения, а также от потребности в обретениях, половины которых им недоста-ет».

Из всего вышесказанного следует, что наша природа, желание наслаждений, ставит нас в совершенно невыносимые условия: с одной стороны, наши желания неуклонно растут, а с другой стороны, наполнение, достигающееся посредст-вом многочисленных «движений», т.е. действий и усилий, ощущается лишь в течение краткого времени, а затем исчеза-ет, оставляя нас вдвойне опустошенными.
За тысячелетия своей истории человечество разработало различные методики, чтобы справиться с извечной пробле-мой и отыскать подлинное удовлетворение желанию наслаждений. В большинстве своем методики эти основываются на двух ключевых принципах, позволяющих «обмануть» желание: формирование привычек, сообщающих чувство удовле-творения, и ослабление самого желания.
Первый принцип базируется на приучении к искусственно обуславливаемым шаблонам поведения. Вначале человека учат тому, что определенное действие ведет к вознаграждению. Выполнив такое действие, он удостаивается уважения педагогов и окружения в целом. Затем вознаграждение постепенно сводят на нет, однако в человеке данное действие уже зафиксировано как фактор удовлетворения, оно уже внесено в поведенческую схему. Когда человек привыкает к чему-либо, само действие доставляет ему удовлетворение. Он тщательно выполняет то, к чему приучен, и испытывает огром-ное удовольствие, если ему удается сделать это еще лучше, чем раньше. Принцип этот, как правило, сопровождается по-сулами будущих вознаграждений, иногда посмертных.
Второй принцип строится на уменьшении желания наслаждаться. Состояние человека с неудовлетворенным желани-ем намного более печально, чем состояние человека, у которого этого желания просто нет. Первый страдает, тогда как второй «рад своей доле» и удовлетворяется тем, что имеет. Особенно отточили эту методику восточные учения. Они разработали многочисленные и разнообразные системы, основанные на физических и душевных упражнениях, которые понижают степень желания и, как следствие, – степень страдания.
Фактически, пока мы озабочены погоней за очередным наслаждением, сохраняется наш обычный образ жизни и на-дежды на будущее. Правда, отсутствие наполнения может вызывать у нас чувство дискомфорта и неудовлетворенности, однако часто погоня за наполнением временно подменяет наполнение как таковое. По ходу поиска мы ощущаем приток жизненных сил – благодаря обновляющимся желаниям и движению к поставленным целям в надежде на то, что нас удовлетворит их достижение или, по крайней мере, сам путь в их сторону.
До сих пор мы успешно применяли подобные методы, однако с естественным ростом нашего желания наслаждений, нашего эгоизма, эти решения становятся всё менее действенными. Разрастающееся эго больше не позволяет человеку замалчивать себя, пригибаясь под планку искусственных решений. Это заметно во всех областях как на индивидуальном, так и на общечеловеческом уровне.
Яркий пример, иллюстрирующий рост эгоизма в личности, — это крушение института семьи. Семейные отношения вообще, а в частности взаимоотношения мужчины и женщины, первыми сминаются под ударом возросшего эгоизма, по-скольку эта сфера наиболее близка человеку. Ожесточившееся эго препятствует нам терпеть принадлежность друг другу или семье.
В прошлом семейная модель была защищена от потрясений и представляла собой нечто вроде островка стабильно-сти. Если в мире возникали проблемы, мы выходили на войну; если возникали неурядицы с соседями, мы могли пере-ехать на другое место; но семейная ячейка всегда служила надежным пристанищем. Даже когда человеку не очень нужна была семья, он продолжал поддерживать ее из-за детей или из-за престарелых родителей, нуждавшихся в уходе. Однако сегодня эго достигло таких колоссальных размеров, что человек не считается ни с чем. Статистика разводов  и непол-ных семей  говорит сама за себя, несмотря на сопряженные с этим трудности.
В глобальном масштабе далекоидущие последствия роста эгоизма ставят нас в особую ситуацию, не имеющую ана-логов во всей человеческой истории. С одной стороны, глобализация показывает нам, насколько мы взаимосвязаны во всех областях нашей деятельности, включая экономику, культуру, науку и образование, а с другой стороны, наше эго развилось до такой степени, что мы не в силах выносить чужое присутствие возле себя.
В действительности, мы всегда являлись частями единой системы, однако до сих пор не осознавали своей общности. Природа раскрывает перед нами этот факт путем одновременного воздействия двух противоположных сил. Одна из них объединяет нас в единое целое, а другая отталкивает друг от друга и бросает каждого в свой тесный уголок. Сегодня влияние этих сил проявляется в крайних формах, ожесточающихся день ото дня. Мы обнаруживаем всю мощь глобаль-ной взаимозависимости, и в то же время крепнущий на глазах эгоизм заставляет нас шарахаться в сторону от осознания очевидности. Если нетерпимость, отчужденность и ненависть к другим не прекратятся, мы неминуемо уничтожим друг друга.
Бааль Сулам заранее предупреждал об этом. В рукописи, оставленной им в конце жизни и опубликованной в книге «Последнее поколение», он пишет, что если эгоистический путь развития человечества не претерпит радикальных изме-нений, оно окажется вовлеченным в Третью и Четвертую мировые войны с применением атомных и водородных бомб, в результате чего бо́льшая часть населения мира будет истреблена.  В том же духе высказывался и Эйнштейн: «Не знаю, чем люди будут воевать в Третьей мировой войне, зато знаю, чем они будут воевать в Четвертой, – палками!»  К боль-шому сожалению, сегодня слова их представляются нам реальными и грозными, как никогда раньше.
На протяжении всей своей истории человечество верило в то, что его ждут хорошие времена, что мы будем развивать науку и технику, культуру и образование, благодаря чему жизнь наша наполнится радостью и счастьем. Эту концепцию замечательно иллюстрирует аттракцион «Космический корабль Земля», расположенный в Диснейленде, в парке Epcot.  Построенный в начале 80-х годов прошлого века, он демонстрирует своим посетителям исторические вехи, наглядно подытоживающие развитие человечества.
Путешествие начинается с наскальных рисунков, последовательно проходит через все этапы – например, начало использования древесины и бумаги – и завершается освоением космоса. Концепция, доминировавшая несколько десятилетий назад, легла в основу аттракциона, который воспевает величие человека, поднимающегося всё выше на новые вершины развития. Человеческая история представлена там как непрерывное движение к счастью. Оно вот-вот наступит, не сегодня — так завтра, не для нас — так для наших внуков.
Пролетели годы, и сегодня иллюзия померкла. У каждого из нас есть всё, о чем сто лет назад можно было только мечтать. Мы имеем возможность развлекаться, путешествовать, отдыхать, заниматься спортом и прочее, и прочее – од-нако мы больше не верим в светлое будущее. Розовые мечты обернулись надвигающимся мраком, признаки которого: насилие, суицид, террор, экологический кризис, социальная, экономическая и политическая нестабильность.
Мы находимся в поворотной точке и, набравшись разума, начинаем понимать, что счастливое будущее не распро-стерло нам свои объятия. По всей видимости, наши дети будут жить хуже, чем мы. Ощущение кризиса во всех сферах, как в личном, так и в общечеловеческом плане, вызвано осознанием того факта, что все наши наработки и все известные средства не сделали нас счастливыми. Отсюда вытекает чувство бессмысленности происходящего и опустошенности, депрессия и наркомания стали недугами современности. Таковы проявления беспомощности, охватившей нас потому, что мы перестали понимать, как и чем теперь наполнять свое желание наслаждений, свое эго, выросшее и не находящее удовлетворения ни в одном из знакомых «снадобий».
Потеря надежд на будущее хорошо иллюстрируется на примере молодежи. Сегодня многие молодые люди относятся к жизни совсем не так, как в свое время относились к ней их родители. Казалось бы, перед человеком лежит огромный мир, предоставляющий массу шансов для успеха и самореализации, однако всё больше и больше представителей молодого поколения теряют к этому интерес и не желают реализовывать свой богатый потенциал. Они как будто заранее знают, что в итоге это не имеет смысла. К тому же они видят вокруг себя людей старшего возраста, отдавших столько сил и все-таки не достигших счастья. Естественно, такая картина вовсе не подогревает желание сделать что-то самим. Родителям трудно это понять, они не в силах уяснить себе причины такого подхода, поскольку в их времена всё было по-другому. Дело в том, что каждое поколение наследует опыт и разочарования, накопленные поколениями прошлого.
А потому с этого времени ни одно из известных решений не поможет нам улучшить состояние дел. Только познав фундаментальные законы природы, согласно которым существует каждое живое тело и природа в целом, мы сумеем по-нять, в чем наша ошибка, и найти совершенную методику, позволяющую удовлетворить желание наслаждений, утолить разросшееся эго. Методика эта приведет человечество к жизни, полной содержания, уверенности и покоя.

Глава 3
Альтруизм – принцип жизни

Исследуя природу, мы обнаруживаем явление альтруизма. Термин этот происходит от латинского alter, что значит «другой», «чужой», он был введен в XIX веке французским философом Огюстом Контом (Auguste Comte), который определил альтруизм как противоположность эгоизму. Кроме того, альтруизм часто определяется как стремление действовать на благо ближнего, любовь к ближнему, преданность и великодушие по отношению к другим, неэгоистическая забота о чужом благе.
По сути, оба этих термина – «альтруизм» и «эгоизм» – из всех существ характеризуют только человека. Ведь такие понятия, как «намерение» и «свободное желание», относятся лишь к человеческому роду. У других созданий нет возможности выбирать. Получение и отдача, поглощение и исторжение, а также охота на добычу и самопожертвование абсолютным образом укоренены в их генах и инстинктах.  Однако мы будем использовать термины «альтруизм» и «эгоизм» в фигуральном смысле, чтобы облегчить понимание законов, управляющих жизнью в природе, и сделать из этого выводы на свой счет.
На первый взгляд, природа кажется нам ареной эгоистической борьбы индивидов, в которой побеждает сильнейший. Отсюда возникает потребность исследователей в теориях, объясняющих прямые и косвенные стимулы, которые подвигают индивидов на альтруистические действия.  Однако более пристальный и всесторонний взгляд выявляет общую картину: все формы борьбы и противостояний ведут как раз к еще большему равновесию, к поддержке существования друг друга, к повышению здоровья системы и к более успешному развитию природы в целом.
Глобальное равновесие в природе можно было наблюдать в начале 90-х годов прошлого века, когда правительство Северной Кореи решило избавить страну от уличных кошек, досаждавших населению. Через несколько недель после ис-требления большей части кошек начался рост числа мышей, крыс и змей, в результате чего потребовался завоз кошек из соседних стран. Другой яркий пример связан с волками, которых мы по привычке считаем вредоносными и жестокими зверями. С началом их вымирания выяснилось, какой большой вклад они вносят в регулирование поголовья оленей, ка-банов, а также различных грызунов. Оказалось, что в отличие от человека, предпочитающего охотиться на наиболее здо-ровых индивидов, волки охотятся на больных и слабых особей. Таким образом хищники способствуют сохранению здо-ровой обстановки среди других животных своего ареала.
Всё глубже вдаваясь в природу, научная мысль обнаруживает, насколько все ее части взаимосвязаны между собой подобно частям единой универсальной системы. Хотя мы переносим на природу свои чувства, полагая, что ей присуща жестокость, однако в действительности поедание одного существа другим является действием, которое обеспечивает продолжение гармонии и здоровья в общей системе природы. Аналогичным образом в нашем теле ежеминутно умирают и обновляются миллиарды клеток – от чего, собственно, и зависит течение жизни.
Гармония между клетками живого тела. В каждом многоклеточном организме бросается в глаза любопытное явление. Если рассматривать любую клетку в отдельности, ее поведение представляется эгоистичным, она «помышляет» лишь о себе самой. Однако если мы посмотрим на нее как на часть системы, как на клетку в общем теле, то обнаруживается, что для себя она получает лишь минимум, необходимый для существования, а всю остальную свою деятельность устремляет на пользу организма. Клетка ведет себя подобно альтруисту, «помышляя» лишь об общем благе и действуя в соответствии с этим.
Между клетками тела должна соблюдаться полная гармония. В ядро каждой клетки заложен генетический код, кото-рый содержит полную информацию, необходимую для потенциального создания всего тела. Каждая клетка обязана соз-навать существование тела, каждая клетка обязана знать, в чем тело нуждается и что она может для него сделать. В про-тивном случае, тело не способно было бы существовать. Каждая клетка соразмеряет, сообразовывает и согласовывает свое бытие с общими нуждами тела. Вся жизнедеятельность клетки, начало и прекращение ее деления, обретение специ-альных навыков, движение в сторону определенной точки тела подчиняется общим потребностям.
Объединение создает жизнь на новой ступени. Хотя во всех клетках нашего тела заключена одна и та же генетическая информация, каждая клетка активизирует свою часть наследственных сведений сообразно со своим местом и со своей функцией в теле. На первоначальных этапах развития плода все его клетки идентичны, однако со временем они сортируются, и каждая обретает свойства клеток определенного типа. У каждой клетки свой «разум», однако общее альтруистическое объединение делает возможным возникновение нового существа, цельного организма, разум которого относится уже к более высокой ступени развития. Он присутствует не в какой-то отдельной клетке, а именно в объединении меж ними.
Эгоистическая клетка – это раковая клетка. Здоровые клетки тела подлежат широкому спектру законов и ограничений. В отличие от этого раковые клетки вообще не обращают внимания на ограничения. Рак – это такое состояние, когда тело разрушается собственными клетками, запустившими процесс неподконтрольного саморазмножения. По ходу этого процесса раковая клетка ведет непрестанное деление, не считаясь с окружением и не реагируя на команды тела. Больные клетки разрушают окружение, создавая тем самым свободное пространство для своего роста. Они стимулируют ближайшие кровеносные сосуды к врастанию в злокачественную опухоль, чтобы подпитывать ее, и таким образом заставляют работать на себя всё тело.
Своей эгоистической деятельностью раковые клетки вызывают смерть организма. Они продолжают свое разруши-тельное дело, несмотря на то что это не несет им никакой пользы. Наоборот, смерть тела в итоге поставит точку и на его «убийцах». Вся та изощренность, к которой они прибегают, овладевая телом, ведет их лишь к самоистреблению. Так же и эгоизм, ублажая себя, ведет к смерти всё, включая себя самого. Эгоистическое поведение и «невнимание» к общим ну-ждам – верный и прямой путь к гибели.
Жизнь индивидуума относительно жизни общности. В случае необходимости клетка «отказывается» от продолжения своей жизни ради интересов тела. В период генетических деформаций, способных превратить определенную клетку в раковую, она активизирует механизм, ведущий к прекращению ее жизни. Опасение того, что она станет раковым очагом и подвергнет опасности весь организм, заставляет клетку отказаться от своей жизни ради общего блага.
Аналогичные альтруистические проявления, только в других обстоятельствах, можно наблюдать, к примеру, у пле-сенных грибков Dictyostelium mucoroides. В идеальных окружающих условиях они существуют в виде отдельных клеток, обеспечивающих себя пищей и самостоятельно размножающихся. Однако при возникновении недостатка в пище они объединяются и создают многоклеточный организм, в процессе формирования которого часть клеток отказывается от продолжения собственной жизни, чтобы повысить выживаемость других клеток.
Помощь ближнему. Множество примеров альтруизма в природе приводит исследователь обезьян Франс де Вааль в своей книге «Good Natured» («Добрые по природе»). По ходу одного из описываемых там экспериментов две обезьяны были разделены прозрачной перегородкой, позволявшей им видеть друг друга. Каждой обезьяне пища выдавалась в разное время, и обе пытались передать ее друг другу через перегородку.
Наблюдения показали, что обезьяны склонны к повышению чуткости и заботы о ближнем, когда одна из них травмирована или в чем-то ограничена. Обезьяна-инвалид сумела прожить два десятка лет в тяжелых климатических условиях и даже вырастить пятерых детенышей лишь благодаря помощи со стороны других особей. Другая обезьяна с ограниченными умственными и моторными способностями выжила благодаря своей взрослой сестре, очень долгое время носившей ее на спине и защищавшей ее. Самка, потерявшая зрение, удостоилась особой охраны мужских особей. Бабуин, брата которого сразил приступ эпилепсии, положил руку ему на грудь и твердо стоял на пути ассистентов, которые пытались приблизиться к ним.
Так же ведут себя и другие животные. Дельфины помогают своим раненым товарищам и держат их близко к поверхности воды, чтобы предотвратить фатальное погружение. Слоны, престарелый товарищ которых умер, всеми силами пытались поднять его, подкладывая хоботы и бивни под его тело, в результате чего несколько бивней даже было сломано. Когда пуля охотника пробила легкое слонихи, другие слоны пригнулись под ней, чтобы не дать ей упасть на землю.
Коллективное общество в животной среде. Животный мир показывает нам замечательные примеры жизни в кол-лективном обществе, каждый член которого действует ради общей пользы. Подобные сообщества можно наблюдать у муравьев, у млекопитающих, у птиц и у других представителей фауны планеты.
Биологи Амоц и Авишаг Заг̃ави сфокусировались на исследованиях коллективной жизни арабских серых дроздов  – певчих птиц, распространенных в пустынных районах Ближнего Востока, – и описали многочисленные формы альтруи-стического поведения. Арабские серые дрозды живут группами, сотрудничают в деле защиты своих владений и вместе заботятся об общем гнезде. Во время совместного приема пищи один из группы стоит на страже, несмотря на свой голод. Особи, нашедшие пищу, подают ее другим, прежде чем насыщаются сами. Взрослые кормят птенцов, принадлежащих другим членам группы, и заботятся обо всех их нуждах. С приближением хищника серые дрозды кричат, чтобы преду-предить своих товарищей, хотя тем самым обнаруживают себя. Более того, они рискуют жизнью в попытках вызволить члена группы, попавшего в когти хищника.
Взаимозависимость. Научные исследования выявили несчетные примеры обоюдной зависимости, из которых мы приведем лишь один, описывающий взаимоотношения между представителями растительного и животного уровня. Рас-тение юкка находится в симбиозе с бабочкой юкка. Самки бабочек осуществляют оплодотворение, собирая пыльцу с ты-чинок одного цветка и точно прилепляя ее к столбику  другого. После этого самка бабочки откладывает яйца в рыльце, где позже сформируются семена юкки. Вылупляющиеся гусеницы питаются завязывающимися семенами, оставляя при этом достаточно ростков для продолжения симбиотической цепочки. Подобная система взаимоотношений обеспечивает жизнь и бабочкам, и растениям.
Без беды и без нужды. В нетронутой человеком среде животные сообразовываются с тем, что хорошо для общности, хотя и принято думать, будто в их мире «выживает сильнейший». Об этом пишет американский профессор Бергстром в статье «Эволюция социального поведения».  В таком обществе животные всегда поддерживают равновесие и плотность заселения территории в соответствии с условиями жизни и пропитания. Ни одна из частей биоценоза не страдает от недостатка или отсутствия чего-либо, если только не произошла «авария», последствия которой общность исправляет с максимально возможной быстротой. В целом общность обеспечивает каждого индивида самыми оптимальными условиями для выживания и наилучшего использования ресурсов окружающей среды.
Освободим Вилли? Не секрет, что один использует другого, дабы обеспечить собственное существование. Так заведено природой, это естественно, и дело тут не в жестокости, не в издержках и не в ошибочном взгляде на животный мир. Каждый уровень основывается на предыдущем. Растение, произрастая из неживой среды, как бы использует и уничтожает ее прежнюю форму существования. Животное, в свою очередь, поедает растение, а также других животных. В этом смысле и люди не отличаются от представителей фауны. Действительно, разве человек лучше, если он тоже поедает животных и растения, причем делает это систематически и методично? Из материалов неживого уровня мы используем соль, воду и полезные ископаемые, однако в основном живем за счет растительного и животного уровней.
Люди являются частью природы. Можно, конечно, изобрести химические препараты, которые будут нас насыщать, однако это неестественно. Нужно понимать, что использование природных ресурсов не представляет никакой проблемы, если целью является обеспечение наших насущных потребностей. Тем самым человечество не разрушает природу, не приводит к эксцессам и катаклизмам. Нужно лишь правильно использовать каждый природный уровень, поскольку он предназначен именно для обслуживания более высокой ступени. В таком случае организм, завершающий свое существование, чтобы дать жизнь высшему, вовсе не чувствует, что теряет жизнь.
Мы наделяем животных своими чувствами и, естественно, начинаем их жалеть. Однако, во-первых, хотя они и кажутся нам несчастными, их ощущения отнюдь не совпадают с нашими. А во-вторых, понимаем мы это или нет, такова природа вещей. Противодействуя общему закону природы, даже если он представляется нам на редкость жестоким, сами мы проявляем еще бо́льшую жестокость, так как коверкаем природу и вызываем неизбежную негативную реакцию.
Всё в природе сводится к единству. Эволюция природы доказывает, что процесс превращения мира в маленькую глобальную деревню неслучаен, он является естественным этапом развития цивилизации по направлению к общей гармонии. В итоге сложится единая система, все части которой будут взаимосвязаны обоюдными отношениями и сотрудничеством в общих интересах. Так утверждает биолог д-р Элизабет Саторис,  член Совета Мировой Мудрости.
В лекции  на Токийском симпозиуме, где мы оба принимали участие, она объяснила, что всякий эволюционный процесс включает в себя этапы индивидуализации, конфликтов и соперничества, в итоге которых индивиды объединяются в общую гармоничную систему. По словам д-ра Саторис, процесс развития жизни на Земле доказывает это. Миллиарды лет назад земной шар населяли бактерии. Они размножались, что привело к конкуренции за природные ресурсы, такие как пища и ареалы проживания. Вследствие этой конкуренции возник новый организм, лучше приспособленный к условиям окружающей среды, – колония бактерий. Фактически это единое сообщество бактерий, действующих как одно тело. В точности тем же путем одноклеточные организмы развились в многоклеточные, вплоть до возникновения сложных живых тел растений, животных и, наконец, человека.
У каждого индивида есть свои личные интересы, эволюция же заключается в том, что все индивиды соединяются в одно тело и действуют на благо его общих интересов. В нынешних процессах, переживаемых человечеством, д-р Сато-рис видит обязательный этап на пути к возникновению единой общечеловеческой семьи – сообщества, которое обеспе-чит интересы всех, если только мы станем его полноценными частями.
Глубокое изучение фундаментальных законов природы показывает, что альтруизм – это основа жизни. Каждый организм и каждая система состоит из совокупности клеток или частей, действующих сообща, восполняющих друг друга путем отдачи и взаимопомощи, уступающих друг другу и живущих по альтруистическому принципу «один за всех». Продолжая свои изыскания, мы находим всё новые и новые примеры того, что все части природы крепко взаимосвязаны и что общий закон мироздания – суть альтруистическое объединение эгоистических частей, а короче: закон альтруизма.
Сила природы выстроила жизнь таким образом, что каждая клетка обязана быть альтруистичной по отношению к другим ради построения живого тела. Природа создала законы, согласно которым клетки и органы «склеиваются» в жи-вое тело посредством своих альтруистических взаимоотношений. Отсюда следует, что сила, которая создает и поддер-живает жизнь в природе, является альтруистичной силой любви и отдачи, стремящейся формировать жизнь, основанную на соблюдении закона альтруизма, на гармоничном и сбалансированном существовании всех частей единого целого.



17 Января 2007



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Премьерный показ в Рыбинском театре кукол посетили депутаты Госдумы

Премьерный показ в Рыбинском театре кукол посетили депутаты Госдумы   В Рыбинском театре кукол состоялся премьерный показ спектакля... 18.11.2017 



Внимание, на участке Свободы-Фурманова ограничено движения всех видов транспорта

Внимание, на участке Свободы-Фурманова ограничено движение всех видов транспорта Движение на участке от улицы Свободы в сторону... 17.11.2017 



В Рыбинске начали устанавливать новогодние ели

В Рыбинске начали устанавливать новогодние ели    С 16 ноября подрядная организация приступила к установке искусственных елей... 17.11.2017 



На улице Свободы ограничено движение транспорта

На улице Свободы ограничено движение транспорта    На месте провала канализационного коллектора на пересечении улиц Плеханова,... 17.11.2017 



В Рыбинске на месте провала грунта ограничено движение транспорта

В Рыбинске на месте провала грунта ограничено движение транспорта   В Рыбинске в результате обрушения коллектора произошло оседание... 16.11.2017 



В Рыбинске вводят запрет выхода на лед

В Рыбинске вводят запрет выхода на лед    С 18 ноября в черте Рыбинска начинает действовать запрет выхода на лед акваторий Горьковского... 16.11.2017 



Исторический центр Рыбинска освобождают от незаконной рекламы

Исторический центр Рыбинска освобождают от незаконной рекламы   Сотрудники департамента архитектуры и градостроительства совместно... 16.11.2017 



Летчику-космонавту Алексею Овчинину присвоено звание Героя России

Летчику-космонавту Алексею Овчинину присвоено звание Героя России    Торжественная церемония награждения состоялась 15 ноября... 16.11.2017 



Марафон «Бегом по Золотому кольцу» расширит географию

Марафон «Бегом по Золотому кольцу» расширит географию    В Ярославле подвели итоги бегового марафона «Бегом по Золотому кольцу».... 16.11.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru