ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Нарисовать мечту…Рыбинский художник Василий Трамзин (Часть II)

Сегодня мы продолжаем наш разговор о человеке, который был и продолжает оставаться одним из лучших живописцев города Рыбинска.
Художник Сергей Стукалин о Трамзине:
- С.Стукалин: Василий Васильевич был моим хорошим, близким другом почти двадцать лет.
- В каталоге работ В.Трамзина, который Вы показали, лежит интересный документ.
«22 мая 1991 года
В областной совет народных депутатов,
В комиссию по обмену денежных купюр 1961 года
Характеристика
на художника Трамзина Василия Васильевича,
участника Великой Отечественной войны,
ветерана труда, члена Союза художников СССР

Василий Васильевич Трамзин – один из старейших и заслуженных наших художников, мастер лирического пейзажа, внесший большой вклад в развитие изобразительного искусства Ярославля. Очень честный и принципиальный человек, пользующийся большим и заслуженным авторитетом в коллективе. Много работал с молодежью, всегда принимал активное участие в общественной жизни. Постоянный участник областных и республиканских выставок. Неоднократно и с большим успехом в Ярославле и Рыбинске проходили персональные выставки В.В. Трамзина, его работы активно покупались Управлением культуры Ярославского облисполкома и находятся в музейных коллекциях Ярославского и Рыбинского художественного музея. Через экспортный салон в Москве работы В.В.Трамзина покупались коллекционерами многих стран, в том числе и Японии, Германии, Канады, Польши и Чехословакии. На протяжении плодотворной творческой жизни ему, как одному из ведущих наших художников, много раз поручалось исполнение централизованных заказов (станковые картины, портреты). Эти заказы хорошо оплачивались. Побочных источников дохода художник не имел.
Пенсионер, пожилой и больной человек, В.В. Трамзин по недоразумению не разменял вовремя 1900 рублей образца 1961 года в 50 и 100 рублевых купюрах.
Просим в виде особого исключения обменять ему эти купюры на новые, образца 1991 года.
Председатель правления  Ю.Д. Жарков»

Не могли бы Вы его прокомментировать?
- С.Стукалин: Василий Васильевич спрятал заначку: порядка двух тысяч рублей, и забыл про нее. В 1991 году в государстве проводилась замена купюр старого образца на новые. Он случайно нашел спрятанные деньги, но было уже поздно. Опоздал на два месяца.
Тогда к этому делу подключились его друзья. Составили характеристику. Передали, куда следует. Но денег своих он так и не вернул.
Я его возил в Ярославль на машине. Возвращаемся ни с чем обратно в Рыбинск, я ему и говорю: «Вася, чего ты расстраиваешься? Наклей эти бумажки на холст, на фанеру, в рамочки вставь, повесь на стенку. Подпишешь: «Трамзин». Будешь смотреть, вспоминать…» Жалко, конечно, деньги большие пропали (средняя зарплата по стране была тогда меньше двухсот рублей, а тут две тысячи), но ничего, пережили.
Трамзин или Трямзин?
- До нас дошла информация, что настоящая фамилия художника была несколько иной?
- С.Стукалин: Не могу взять на себя такую ответственность и утверждать однозначно: информация требует уточнения. Но приведу один пример. Мой отец в 1949 году, я еще тогда не родился, попросил начинающего художника из Калиты написать портрет моего старшего брата, которому в то время было около трех лет. Василий ходил в Калиту пешком из Кобостово через село Глебово. А мой отец работал в Глебово и был с ним знаком.
Василий выполнил просьбу и написал портрет на полотенце вместо холста (с холстом напряженка была). Это полотенце до сих пор у меня хранится. На обратной стороне отчетливо, крупными буквами написано: Трямзин. Василий тогда только с фронта вернулся, как художника, его еще тогда мало, кто знал. Вполне возможно, что раньше он и был Трямзиным, а впоследствии сменил фамилию на более звучную: Трамзин.
- Делало ли телевидение попытки снять фильм о Трамзине?
- С.Стукалин: Не просто попытки: телеканал «Рыбинск-40» снял хороший фильм после смерти Василия Васильевича.
Дело было летом. Приехали мы к нему на дачу, с Владимиром Хробыстовым во главе. Все закрыто, никого нет. Чего делать-то?
Решили пойти на преступление. Я залез в дом через форточку, открыл большое окно, через которое вся съемочная группа в дом и залезла. Фильм отсняли. И обратно таким же способом и вылезли. Окно за собой закрыли, а потом предупредили жену Василия Васильевича о своем визите.
После нас, спустя какое-то время к нему опять залезли, но на этот раз настоящие воры: искали картины.

- Традиционный вопрос: интересные случаи из жизни Трамзина?
- С.Стукалин:
Опоздал
Раньше в направлении Ларионова автобусы вообще не ходили. Василий Васильевич ехал на поезде до станции Кобостово, а потом шел через Глебово до Калиты, в свой родной дом (километров 15). Работы в то время не было никакой. Вот он и воспользовался случаем: проходил однажды мимо Глебово, и взял заказ в Глебовском сельпо, написать портрет Сталина.
Сделал он портрет Иосифа Виссарионовича и повез его в Глебово. Портрет большой получился, в рамке. Была плохая погода: Василий Васильевич только что не взлетал со своим портретом от сильных порывов западного ветра. Нес картину, мечтая о гонораре, и как парусник, шел галсами. Его кидало в разные стороны. Ветер вырывал картину из рук. Тем не менее, Василий Васильевич до Глебово добрался.
Это был 53 год. Получилось так, что пока он рисовал, пока тащил, Сталин помер. Явился он, наконец, со своей картиной в Глебово. А ему:
- А зачем он нам нужен? Сталин то умер?!
Он в бухгалтерию пришел и  умоляет:
- Ребята, а чего мне делать-то?  Я картину написал. В чем я виноват-то?
А ему:
- Ладно, оформим картину задним числом. Но с тебя – бутылка.
За портрет ему заплатили. Довольный, он отправился в Калиту.
А зачем дверь запирать?
Дом у Василия – рядом с Рыбинским морем. Сколько бы раз я вместе с ним ни приезжал на его любимую дачу, веранда всегда была открыта. Дом – заперт, а веранда – заходи, кто хочет.
 Однажды я спросил у него:
- Вася, ты чего веранду не закрываешь? Двери нараспашку, книги стоят на полках. Вдруг зайдет кто?
А он:
- А зачем? Рыбакам надо где-то зимой погреться. Если я веранду закрою, кто-нибудь все равно замок сломает и зайдет, да еще нахулиганит. А если мирно, полюбовно, то они ничего плохого там не сделают, посидят немного, погреются, водки выпьют. Пускай заходят.
Так веранда всегда открытая и оставалась.
Телевизор
Как-то раз приехали мы на дачу к Василию Васильевичу в гости. Поговорили, «покрасили» (прим. автора: порисовали). Стало темнеть. Забрались в дом, уютно расположились. Сидим. Делать нечего.
- Вася, да у тебя же телевизор есть! Давай посмотрим чего-нибудь!
- А он не работает, хотя…Сейчас, заработает, - и с этими словами Василий Васильевич пошел в сени и притащил полено. Поставил это полено между стеной дома и задней крышкой телевизора, нажал кнопку, и в комнате раздались убаюкивающие звуки какого-то фильма.
- Работает родимый! – воскликнул Василий Васильевич. А потом рассказал нам примерно следующее:
- Телевизор этот у меня давно, однажды сломался напрочь. Сколько я по нему ни стучал, все без толку. Вызвал мастера. Тот посмотрел и никаких поломок не обнаружил, но телевизор молчал. Мастер ушел, а я решил поколдовать. Случайно нажал на заднюю крышку: телевизор встрепенулся, ожил. И тогда я додумался, как быстро и эффективно вылечить старую технику: поставил полено, в качестве распорки, между стеной и телевизором. Уж несколько лет только с поленом и показывает.
Потом мы еще много раз приезжали к Трамзину, и обязательно вечером смотрели телевизор…с поленом.
Этюдник
Пристрастие к курению не особенно обременяло жизнь художника, скорее, наоборот. Только с сигаретой он создавал свои уникальные шедевры. И не иначе. Без дымка вдохновение к художнику не приходило.
Но случалось, возникали и проблемы. Они появлялись тогда, когда художник уходил далеко от дома с тяжелым мольбертом и вдруг вспоминал, что сигареты-то он взять забыл.
- Иногда уйдешь километра за три, поставишь этюдник, и вдруг вспомнишь, что курево забыл, - рассказывал он нам, и продолжал, - Что делать, не тащить же на себе все обратно?! Надо вам сказать, что сигареты или спички я оставлял довольно часто. Но не особенно переживал по этому поводу. Оставлял мольберт с красками на облюбованном месте, где собирался писать очередной пейзаж, и спокойно шел домой. Брал целую пачку, зажигалку, возвращался и с удовольствием отмечал, что все осталось на своем месте, никто ничего не взял. Либо люди добрые, либо я быстро ходил.
Но потом Василий Васильевич стал нам жаловаться:
- Оставлю, - говорит, - этюдник,  приду: а из него весь алюминий выломан! Тогда как раз эпопея с алюминием началась. И художник частенько становился жертвой охотников за дорогим металлом.
- Картины Трамзина легко узнаваемы. Как, на Ваш взгляд, художнику удалось найти свой стиль, можете ли Вы раскрыть секрет творческого успеха художника, какие факторы оказали здесь наибольшее влияние?
 - С. Стукалин: Василию повезло, он по пол года в домах творчества жил, общался с именитыми художниками. Обычно срок путевки составлял один - два месяца. Но если  человек способный, пишет хорошо, ему по рекомендации можно было остаться на второй срок, еще на два месяца.
На мой взгляд, именно «обезьянничество» в хорошем смысле этого слова – главный секрет творческого становления Трамзина. Он во многом копировал сильных художников, учился у них премудростям мастерства, что позволило ему в дальнейшем найти свой собственный стиль.
К сожалению, сейчас такой возможности бесплатно жить и творить по несколько месяцев в одной упряжке с самыми–самыми художники не имеют. Василию Трамзину повезло. Но везет, как говорят, сильнейшим.
- Какой у Василия Трамзина был характер?
- С. Стукалин: Характер у Василия Васильевича был сложный, но в то же время очень простой. Сложным Василий Васильевич был для тех, кого не любил. А не любил он людей, относящихся к категории: «Слово скажет – два в уме», хитрых, себе на уме. С такими он не церемонился, говорил в лицо все, что думает.
В выборе собеседника Трамзин был очень разборчив. Если видел талантливого человека, то с большим интересом начинал с ним общаться.
Василий Васильевич не страдал заниженной самооценкой, он знал себе цену. Понимал, что талантлив. Но никогда не возвышался над людьми. С ним было приятно общаться. Он умел признавать свои недостатки.
Приведу один пример. Трамзин акварелью писать не умел, а у меня получалось. Однажды он посмотрел на мои картины и сказал:
- Серега, я тебе завидую, у меня так не получается.
- Кем были его родители?
- С. Стукалин: Родители у Василия Васильевича были обычными деревенскими жителями. Отец в колхозе работал,  на мельнице.
- Трамзин и деньги – понятия совместимые?
- С. Стукалин:
Если в том смысле, много ли он получал денег за свои картины, то можно сказать, что мало, особенно, в сравнении с теми деньгами, сколько сейчас люди готовы выложить за его работы. Несправедливо как-то получается: человеку нужно умереть, чтобы стать востребованным.
Но если говорить о том, как предпочитал писать Трамзин: учитывая требования заказчика или по-своему, то, конечно же, на первом плане у художника была гармония.
Слишком въедливых, дотошных, недовольных заказчиков он, не церемонясь, выгонял из мастерской, даже если они предлагали большие деньги. А прогнав, говорил:
- Ничего не понимают в живописи.
Заказы – не от души.
У Василия Васильевича была серьезная проблема: он не мог писать картины не от души. Однажды с ним произошел такой случай.
 Получил он как-то заказ из Средней Азии на большую картину. Поехал в Фергану. Ему надо было написать хлопкоробов в национальных халатах, хлопковые поля и все такое, не родное. Надо было видеть, как Василий Васильевич себя ломал! Картина не получалась, все было каким-то неестественным, неправдоподобным. В конце концов, работу он все-таки написал, деньги ему заплатили. Но у него после этого заказа депрессия началась. Переживал, что получилось плохо (так ему казалось). Мы его ругали:
- Вася, зачем взялся за этот заказ, ты себе только настроение испортил?
А он:
- Работать-то надо? Раз в Рыбинске ничего нет!
Хотя, заказы у нас в городе он получал. П.Ф. Дерунов хорошо покупал его работы. В ресторане «Железнодорожный» висели здоровенные картины Трамзина. Потом они тихонечко куда-то исчезли.
- С кем из известных русских художников можно его сравнить?
- С. Стукалин: Вероятно, с Кустодиевым, который также не любил прорисовывать детальки. Трамзин по своей манере был ближе к поздним передвижникам.
- Трамзин жил в бедности или в достатке?
- С. Стукалин: Он жил, как и сейчас все художники живут: то густо, то пусто. Иногда были деньги, а иногда и без денег сидел. Но он не бедствовал.
- Творческое долголетие сохраняет далеко не каждый. Как обстояли дела с этой проблемой у Трамзина?
- С. Стукалин: Такой проблемы у него не было. Он не регрессировал с возрастом. Например, известно, что с годами человек утрачивает способность дифференцировать цвета. С возрастом в картинах начинают появляться розовые, синие цвета. Но не у Василия Васильевича. У него шкала восприятия цветов была тонкая. Однажды он мне с гордостью заявил:
- Серега, смотри, я какой этюд написал, я еще серые цвета различаю!
И действительно, тонкое восприятие оттенков и цветов никогда не оставляло Трамзина.
В этой связи, хотелось бы заметить, что многие сегодняшние художники грешат тем, что поставляют в салоны не картины, а сплошной лубок, пользуясь тем, что выставочные комитеты канули в лето. Глядя на их работы, кажется, что они, будучи еще сравнительно молодыми, уже постарели и утратили способность к тонкому восприятию цвета.
Их беда заключается в том, что теперь никто не заботится о сохранении традиций настоящего искусства. Разве могли мы допустить пару десятков лет назад тот факт, что художники, например, начнут перерисовывать фотографии из журнала «Плей бой» и выставлять свои «работы» на всеобщее обозрение?! К сожалению, настоящих живописцев стало очень мало. Молодые и неопытные гонятся за легкой наживой. Без особого труда пытаются обогатиться на неопытном и неразборчивом потребителе, выдавая примитивные лубочные картинки за серьезное искусство живописи.
- Были у Василия Васильевича какие-нибудь увлечения, хобби?
- С. Стукалин: У него был хороший голос. Он очень любил работать и петь. А пел он, в основном, арии из опер, красивым, выразительным голосом, но только, если был в хорошем настроении.
- Каждый художник живет в свое время. Что стало бы с Трамзиным-художником, если бы он жил сейчас, среди нас?
- С. Стукалин: Не стал бы он писать в той манере, в какой писал: не жалея красок, на огромных полотнах, переделывая работы по нескольку раз. Такую роскошь он не смог бы сейчас себе позволить при нынешних ценах на краску: 300 рублей за один тюбик. Он, бывало, такой тюбик на один мазок расходовал, а на следующий день на это место клал еще два.
Бывало, придет на работу, и начинает перемазывать, переделывать все, что вчера с таким трудом нарисовал: цвет у картин получался плотный, насыщенный, мазки уверенные, мощные. Вот Тулин, Рыбинский художник, - он кропотливый, прорисовывал все досконально. А этот – мазистый.
Иногда напомнишь ему:
- Вась, ты эту картину уже в четвертый раз перекрашиваешь!
- А это ничего, сам процесс важен, - важно отвечал он со знанием дела.
Подрабатывал у Трамзина Рыбинский художник Вася Докучаев. В его задачи входило: сдирать краски с полотен, когда писать было не на чем. Заглянешь в мастерскую, а там Вася Докучаев сидит, дерет, сантиметровые слои снимает! Чуть ли не молотком отколачивает! А картины Трамзин писал немаленькие. Представьте, во сколько художнику обошлась бы сегодня такая манера письма, если учесть, что огромная картина иногда переделывалась по нескольку раз!
- Что бы Вы хотели добавить к сказанному о Трамзине?
- С. Стукалин: Я Василия Васильевича глубоко уважаю, как художника и как человека.

Павел Павлов



7 Декабря 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи   29 сентября Общественная приемная губернатора... 19.09.2017 



Экстренное предупрежление

Ночью и днем сильный ветер и гроза  По данным Ярославского ЦГМС в ближайшие 1-3 часа на территории Ярославской области местами... 18.09.2017 



«Visit Russia»

Открыта онлайн-регистрация участников VII Международного туристического форума «Visit Russia»   28-29 сентября 2017 года в городе... 18.09.2017 



Вниманию арендаторов муниципального имущества!

Вниманию арендаторов муниципального имущества!    С 18 сентября по 30 сентября подать заявление на списание пеней по долгам за... 18.09.2017 



В Рыбинске состоялся городской турнир по домино

В Рыбинске состоялся городской турнир по домино   В рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» в Рыбинске... 18.09.2017 



Синоптики предупреждают!

Синоптики предупреждают!   По данным ЦГМС - филиала ФГБУ "Центральное УГМС" со второй половины 15 сентября до утра 16 сентября ... 15.09.2017 



Дворец культуры «Вымпел» приглашает на день открытых дверей

Дворец культуры «Вымпел» приглашает на день открытых дверей   В субботу, 16 сентября, Дворец культуры «Вымпел» приглашает всех... 15.09.2017 



В Рыбинске начала работу выставка-ярмарка «Мир и Клир»

В Рыбинске начала работу выставка-ярмарка «Мир и Клир»    В Рыбинске начала работать Межрегиональная православная выставка-ярмарка... 14.09.2017 



В Рыбинске пройдет смотр спецтехники коммунальных предприятий

В Рыбинске пройдет смотр спецтехники коммунальных предприятий   23 сентября у СК «Полет» состоится смотр специализированной техники... 14.09.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru