ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Александр Адабашьян: «Надо во всём соблюдать правила личной гигиены...»

25 ноября в общественно-культурном центре состоялось особое заседание киноклуба «Современник»: информационным поводом стал приезд одного из наиболее известных и уважаемых деятелей российского кино (шире – искусства) Александра Адабашьяна.

Имя это для отечественного кинозрителя – особенно среднего и старшего возраста (именно взрослая публика составила большинство пришедших на встречу в ОКЦ) - прочно связано с именем Никиты Михалкова, его давнего коллеги и товарища. Окончив в 1971 г. Московское высшее художественное училище (бывшее Строгановское) – став профессиональным художником, - Александр Адабашьян  начал  работать в кино. Вместе с Михалковым они написали сценарии фильмов «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977 г.), «Пять вечеров» (1979 г.), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1980 г.). Кроме того, на съемках этих же фильмов Адабашьян был художником-постановщиком - вместе с А.Д. Самулекиным. Вообще как художник Александр Адабашьян участвовал в создании многих фильмов Михалкова, в том числе - знаменитой ленты «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этой картине он появился на экране и как актёр – в крошечном, но памятном эпизоде. (Так обозначилось ещё одно яркое дарование художника Адабашьяна. Впоследствии многие его «маленькие» роли стали «визитными карточками» фильмов: к примеру, одна только фраза «Овсянка, сэр!» мигом цитатой «пошла в народ» и стала крылатой.) Так же вместе с Никитой Михалковым и при участии Андрона Михалкова-Кончаловского Александр Адабашьян написал сценарий приключенческой ленты «Транссибирский экспресс» (1978 г.). По его сценариям в Италии поставлены фильмы «Как два крокодила» (номинация на «Золотой Глобус») и «Tempo del amore» («Время любить», 1999 г.). 
В качестве режиссера в 1992 г. Адабашьян поставил во Франции картину «Мадо, до востребования». Именно эту картину 25 ноября маэстро должен был привезти на встречу с рыбинским зрителем, но, как сам пояснил, в силу какого-то организационного недопонимания в сумку не положил. В итоге творческое общение с публикой «вживую» растянулось почти на два с половиной часа. Говоря о «Мадо», своём первом фильме, Адабашьян назвал его в некотором смысле авантюрой. Дело в том, что первоначально французы предложили ему написать сценарий по роману писательницы Симоны Арэз. Адабашьян написал - сценарий получился весьма непохожим на оригинал. Когда французы прочитали и стали задавать вопросы, сценарист так увлеченно и артистично отстаивал свою версию, что, посовещавшись, продюсеры решили: раз такое дело, пусть этот русский сам фильм и ставит. Фильм вышел в 1992 г., получил несколько престижных призов на именитых фестивалях. После этого Адабашьян, меланхолично заметив, что режиссером себя не считает, ничего не снимал почти 10 лет. За эти годы он успел поставить две оперы: «Борис Годунов» в Мариинке и «Хованщина» в «Ла Скала», написал несколько сценариев для французов и итальянцев, в ЦДХ прошла выставка его картин. Также Адабашьян стал нередко выступать как дизайнер интерьера (например, ресторана «Обломов» - вместе с Антоном Табаковым). В 2002 г. Александр Артёмович выступил в качестве режиссёра экранизации романа-детектива Бориса Акунина «Азазель». Писатель сам пожелал, чтобы фильм ставил Александр Адабашьян. Мотивировал Акунин это тем, что ему очень понравилась картина «Мадо» и вообще все, что делал Адабашьян до этого как сценарист и как художник. Однако у режиссёра, по собственному признанию, не очень-то сложились отношения с продюсерами ОРТ: фильм получился не совсем таким, каким задумывался. В итоге Адабашьян убрал свою фамилию из титров.
В 2005 г. на экраны телевидения вышел сериал Владимира Бортко по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В нём Александр Артёмович, отметивший в августе того же года 60-летие, сыграл небольшую, но значимую роль - несчастного литератора Берлиоза, которого уже в самом начале романа – в насмешку над его атеистическими убеждениями – нечистая сила толкает под трамвай. На вопрос рыбинских зрителей об этой роли, Адабашьян сказал, что играть Берлиоза ему было нетрудно: «Этот персонаж менее других был подвержен насилию в процессе написания сценария: эпизод на Патриарших прудах практически полностью состоит из диалога. Его практически не изменили... Вообще, характер этого персонажа очень понятный... Наверное, если бы Берлиоз дожил до сегодняшнего дня, он бы процветал, был бы либеральным демократом, много бы ездил за границу и был бы верующим – это обязательно... Берлиоз из тех людей, которые непотопляемы при любой власти. Он активно равнодушный, а эти люди опаснее всего...»
В целом, характеризуя своё место в искусстве, Александр Артёмович обозначает себя, прежде всего, как художника. Именно этой деятельностью мастер занимается «по профилю» - от разработки концепции до полного её воплощения: «Я художник по профессии, а в кино стал работать только в силу обстоятельств. Можно сказать, что я там подрабатываю в свободное  время... Вообще, все мои «кино-университеты» стали возможны только благодаря сотрудничеству с великими людьми.  У них, в ходе совместной работы, я научился всему тому, что впоследствии стал делать сам: и сценарному мастерству, и режиссуре, и актёрскому ремеслу…»

Встреча Александра Адабашьяна с рыбинской публикой получилась очень эклектичной. Предложив в качестве основного «диалогового русла» рассказ о том, как делаются сценарии, маэстро прямо по ходу отвечал на поступавшие из зала вопросы. При этом главную нить беседы не терял: даже дал своего рода мастер-класс по «переводу» текстовой информации в визуальную – с изображением «раскадровки» на специально подготовленной доске. Вопросы же Александру Адабашьяну задавались самые разные: о семье и детях; о работе с Никитой Михалковым; об участии в проекте «Форт Боярд»; о творческих планах; о любимых писателях, режиссёрах, композиторах и их творениях; о рок-музыке; скандале в Союзе кинематографистов; фильме «Тихий Дон» Сергея Бондарчука; лучших отечественных кино-работах последнего времени; конечно, о политике (куда без этого?) и т.д... Маэстро подробно отвечал на все вопросы – спокойно, обстоятельно, снабжая рассказ массой примеров из своей богатой событиями биографии. Его  невозмутимое выражение лица и ровный голос при удивительном чувстве юмора, приобретающем особый шарм благодаря великолепному, увы, ныне редко встречающемуся владению русским языком, не только удерживали внимание зала, но и подогревали его с течением времени.
Своё отношение к последней работе Сергея Бондарчука Александр Артёмович охарактеризовал как «непонятное»: «Фильма я полностью, к сожалению, не видел, только фрагменты... Могу с уверенностью сказать, что если бы Бондарчук снял «Тихий Дон» сразу после «Войны и Мира», он стал бы событием. Но обстоятельства сложились так, что  он стал снимать в тяжёлое время. Тогда вообще снимать было проблематично: работы у нас не было, отношения с Союзом кинематографистов у Бондарчука были сложными. А тут итальянцы предоставили хорошие возможности для съёмок. Взамен же поставили очень много крайне жёстких условий - в частности то, что главные роли должны играть западные актёры... Бондарчуку очень трудно было согласиться с такими требованиями. Думаю, эта картина ускорила его кончину, потому что он её делал через огромное количество компромиссов...»
О новых фильмах российских режиссёров Адабашьян много не говорил: как пояснил, смотреть некогда. Однако каждый год он старается найти время для 5-7 фильмов, действительно, заслуживающих внимания. Ни  «Ночной…», ни «Дневной дозор» он не смотрел, но остался очень хорошего мнения о лентах «Питер FM» и «Остров»: «Наконец-то в России появились кинематографисты, которые нормальным языком говорят о нормальных людях...»
В своих ближайших перспективах мастер назвал работу ещё над одним интерьером; затем – написание сценария по «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова; затем - совместно с Дуней Смирновой - работу над сценарием для фильма по роману Тургенева «Отцы и дети», который Дуня собирается ставить для «Первого канала». Что касается политики, то на этот предмет у Адабашьяна есть отдельная доморощенная теория: «Дело в том, что во всех машинах, какие у меня были, а было их немало, отсутствовали радиоприёмники. Это позволяло и позволяет думать по время бесконечного стояния в пробках. Так вот однажды у меня и родилась мысль о том, что сейчас вовсю идёт третья мировая война. Иначе её можно назвать эпидемией вражды и насилия. Явление это периодически посещает Землю. Развивается по всем законам эпидемии, а исторический смысл подтягивается политологами уже под сложившиеся обстоятельства. Что интересно, никакой защиты от этой эпидемии нет, кроме правил личной гигиены. Не лизать чужих задов, тарелок и рук; не читать газет; не смотреть теленовостей; не присутствовать на больших собраниях людей: эпидемия передаётся воздушно-капельным путём... Чтобы сохранить внутреннее равновесие, надо просто мыть руки перед едой и по возможности жить своим умом – авось, зараза минует... Я стараюсь соотносить свои ежедневные действия с этой  теорией. В Москве живу как раз напротив Белого дома, но ни в одном митинге ни разу не участвовал...»

По окончании творческой встречи художник любезно ответил на несколько вопросов для нашего еженедельника:
- Александр Артёмович, реализуясь в разных видах искусства, вы, вероятно, имеете какое-то общее кредо, которому стараетесь следовать всегда. Можете его сформулировать?
- О кредо, применимом в равной мере ко всем сферам моей деятельности, сказать не могу... Но есть вещи, которых, я никогда не буду делать. Например, не буду сниматься в сценах совершенно бессмысленного насилия. Не буду сниматься в эротических сценах, включаемых в картину только потому, что это эротика. Не буду нести никаких идей, которые мне чужды – ни с экрана, ни со страниц книг и так далее...
- Как вы сегодня отмечали, в советские времена кино было важнейшим инструментом пропаганды советской идеи. В последнее время всё чаще звучат разговоры о русской идее. Является ли сегодня кино столь же значимым инструментом воздействия на массы, и, если да, то какой фильм из недавно созданных может считаться лучшим образцом пропаганды русской идеи – в конструктивном смысле, конечно?
- Ну вот «Остров» Павла Лунгина, кстати говоря, - в этом смысле очень хороший пример... Но такого масштаба пропагандистского воздействия, какое раньше имело кино, оно уже никогда не возымеет. Уже масштабы не те. Хотя, если говорить о мифологии - о том, что кино способно творить мифы – о народе, о стране, об истории, - это, в принципе остаётся...
- Никита Михалков тоже творит такие кино-мифы?
- В определённой степени да.
- Вы уже неоднократно говорили, что ваш любимый роман – «Война и Мир» Льва Толстого. Известно, что в рамках преподавания литературы курса 10-го класса средней школы проблем с подачей этого произведения много. Большая часть детей его стабильно не читает. Что посоветуете учителям?
- Не знаю, трудно сказать. Я сам, когда его прочитал в первый раз в школьном возрасте, не могу сказать, что всё понял.  И не могу сказать, что я так уж его полюбил. Это всё пришло позже... Если хороший учитель литературы в состоянии просто заинтересовать детей непосредственно чтением, то к пониманию романа они постепенно придут сами. Потому что научить нельзя – научиться можно. А заставлять... Наверное, трудно сегодняшнего молодого человека заставить прочитать четыре тома этого романа. Он, действительно, не поймёт. Даже больше не поймёт, чем я когда-то. Потому что ещё дальше ушло описанное в романе время. Так что какого-то более универсального ключа, чем просто увлечение чтением, я не знаю...

Сам Александр Адабашьян, по собственному утверждению, очень любит читать. Поэтому мало смотрит кино и удивительным образом, находясь всё-таки в центре современной культурной жизни столицы, умудряется сохранять Лицо и Статус разносторонне образованного, рафинированного и одновременно простого в общении, дружелюбного русского интеллигента... С армянской фамилией...

Лиана Гаврилова



30 Ноября 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи

Общественная приемная губернатора проведет День бесплатной юридической помощи   29 сентября Общественная приемная губернатора... 19.09.2017 



Экстренное предупрежление

Ночью и днем сильный ветер и гроза  По данным Ярославского ЦГМС в ближайшие 1-3 часа на территории Ярославской области местами... 18.09.2017 



«Visit Russia»

Открыта онлайн-регистрация участников VII Международного туристического форума «Visit Russia»   28-29 сентября 2017 года в городе... 18.09.2017 



Вниманию арендаторов муниципального имущества!

Вниманию арендаторов муниципального имущества!    С 18 сентября по 30 сентября подать заявление на списание пеней по долгам за... 18.09.2017 



В Рыбинске состоялся городской турнир по домино

В Рыбинске состоялся городской турнир по домино   В рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» в Рыбинске... 18.09.2017 



Синоптики предупреждают!

Синоптики предупреждают!   По данным ЦГМС - филиала ФГБУ "Центральное УГМС" со второй половины 15 сентября до утра 16 сентября ... 15.09.2017 



Дворец культуры «Вымпел» приглашает на день открытых дверей

Дворец культуры «Вымпел» приглашает на день открытых дверей   В субботу, 16 сентября, Дворец культуры «Вымпел» приглашает всех... 15.09.2017 



В Рыбинске начала работу выставка-ярмарка «Мир и Клир»

В Рыбинске начала работу выставка-ярмарка «Мир и Клир»    В Рыбинске начала работать Межрегиональная православная выставка-ярмарка... 14.09.2017 



В Рыбинске пройдет смотр спецтехники коммунальных предприятий

В Рыбинске пройдет смотр спецтехники коммунальных предприятий   23 сентября у СК «Полет» состоится смотр специализированной техники... 14.09.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru