ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Фарфоровый мир бесконечных фантазий Надежда Исакова

Совсем недавно в Рыбинском Союзе художников приступила к работе новый председатель: художница Ирина Соловьева.
- Что бы Вы хотели пожелать журналистам Рыбинских изданий?
- И.С.: Разумеется, чтобы больше внимания уделялось искусству. В Рыбинске много талантливых художников. Некоторые из них незаслуженно забыты.
Этим материалом мы открываем серию публикаций о выдающихся художниках Рыбинска.
«И сотворил Бог человека по образу своему;
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
(Библия, Бытие, гл.1)
«Семейный дуэт – скульпторы Юрий Львов и Надежда Исакова – известны далеко за пределами Рыбинска. Их работы можно встретить в частных коллекциях и на выставках не только в городах России, но и во многих странах мира – США, Канаде, Японии, Индии и других» (Т.Кравец, газета «Курьер новостей» №6 за 2000 год).
Телефонный разговор
- Алло, здравствуйте, это Фарфоровый завод? У вас работала Надежда Исакова.
- И что?
- Нам бы хотелось поговорить о ней с ее коллегами по работе.
- Приезжайте.
Главный художник
- Надежда Ивановна работала у нас главным художником, - сказала нам при встрече начальник цеха Галина Алексеевна Виноградова.
- Вы хорошо ее знали?
- Г.А.: Разумеется.  Мы с Надеждой Ивановной плотно сотрудничали с 1991 года по 2003. Я была в должности начальника нового ассортимента, а она работала главным художником. Мы занимались с ней образованием новых форм, внедрением технологических процессов.
Надежда Ивановна была человеком поиска, ей очень нравилось творить, созидать. Когда речь шла о выполнении каких-то заказов, она брала в руки карандаш и листок бумаги и начинала делать эскизы. Не успеешь ей задание дать, а она уже карандашом тут же рисует свое видение и предлагает: «А может быть так?»
- А где она училась, кем начинала работать?
- Г.А.: Я всей ее производственной биографии не знаю, почитайте лучше выписку из трудовой книжки.
Читаем: «Исакова Надежда Ивановна; дата рождения: 14.08.1950 года; место рождения: город Рыбинск Ярославской области, национальность: русская; образование: среднее – специальное, Ленинградское художественное училище имени В.А.Серова (1969-1973); специальность по диплому: скульптор; квалификация по диплому: скульптор-исполнитель, преподаватель черчения и рисования; профессия: скульптор.
5.04.2002 уволена по случаю смерти».
- 52 года – это немного, что случилось?
- Г.А.: У Надежды Ивановны обнаружили злокачественную опухоль. Она об этом знала. Но у нее была надежда, простите за каламбур. Она не думала, что все кончится так быстро. Хотя, пять лет жить с таким диагнозом – это мучительно, в первую очередь с моральной стороны.
 Я видела ее, как она спешила на автобус, после окончания своего последнего в жизни рабочего дня. Она собиралась ложиться в Ярославскую больницу на очередной курс химиотерапии. Прощаясь, она сказала:
- Я пролечусь, а потом я приду и буду работать до тех пор, пока у меня будут силы.
Это было в конце февраля, но уже 7 марта мне позвонил ее сын и сказал, что в Ярославле маму не приняли, а направили в Переборы.
А уже 2 или 3 апреля Евсей позвонил опять и сказал:
- Галина Алексеевна, она никого не хочет видеть, просит, чтобы Вы приехали. Маме осталось несколько дней.
К сожалению, в будничный день я не смогла приехать, а в выходной было поздно:  я приехала в 14 часов, а она меня не дождалась: умерла в 11.
- Надежда Ивановна интересует нас, как художник, как работник и как человек. Что Вы можете нам о ней рассказать?
- Вам, наверное, лучше поговорить с Людмилой Дмитриевной Корневой, которая знает Надежду Ивановну с момента поступления ее к нам на фарфоровый завод.
Людмила Дмитриевна – один из старейших работников нашего завода. В этом году она будет отмечать 55-летие своей трудовой деятельности.
Плачущая точка
- Л.Д.: Мы с Надеждой Ивановной долгое время работали в паре: я была живописцем, делала копии ее многочисленных задумок.
Пришла к нам Надежда Ивановна сразу после окончания художественного училища. Но специфике росписи по фарфору обучалась непосредственно здесь, постигая азы нового для нее вида творчества прямо на производстве, на примере опытного художника: просто сидела рядом и училась. Потом сама начала создавать рисунки, сначала небольшие, простые, а потом все сложнее и сложнее. Рисунки различались по сложности: 6-7 цветов – рисунок высокого разряда, 3 цвета – низкого.
Кистью она владела в совершенстве. Создавала новые орнаменты прямо на посуде. Ей говорят тему, она тут же пишет образец. Наброски потом корректировались, подправлялись. Рисунок утверждался на художественном совете, далее его везли в Москву на утверждение, а потом начиналось массовое производство. Живописцы мастерски воплощали ее задумки.
В основном, Надежда Ивановна специализировалась по восточному орнаменту. Она долгое время жила в Азии и хорошо знала особенности национального орнамента. Русский рисунок легче придумать, чем восточный. На заводе не было специалиста, который бы лучше нее смог решить эту проблему.
Кроме того, все индивидуальные заказы делала, в основном, Надежда Ивановна.
- Сколько художников работало с ней в одной упряжке?
- Л.Д.: Шесть - восемь, а, начиная с 1990–х годов, их количество стало уменьшаться, потом она осталась одна. Предприятие приобрело статус частного. Хозяева считали, что содержать художников – дело убыточное.
А сейчас у нас художников совсем нет, есть только живописцы. И делаем мы, в основном,  только простую продукцию: пиалы, да цветочные горшки.
- Кроме работы на заводе, Надежда Ивановна была членом Союза Художников. Что Вам известно об этой стороне ее жизни?
- Надежда Ивановна очень тесно контактировала с Рыбинским Союзом Художников, часто там бывала. Вместе с мужем они организовывали многочисленные выставки.
В конце 1999 года супруги покорили сердца столичных ценителей фарфоровой пластики своей уникальной выставкой «Откровения хрупкого фарфора», проходившей во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного творчества.
Заведующая отделом керамики музея Э.Б. Самецкая в статье, посвященной экспозиции, писала: «Их удивительное искусство стало открытием для многих профессионалов, любителей и знатоков отечественного фарфора…Их работам чужда холодная расчетливость ума, свойственная многим современным авторам, чье творчество поражает порой оригинальностью и смелыми экспериментами, но не вызывает ответной эмоциональной реакции зрителей».
В книге отзывов посетители выставки отмечали, что от холодного по своей природе материала, благодаря таланту авторов, исходят тепло, доброта, радостное ощущение.
 Несмотря на то, что и Надежда Ивановна, и Юрий Михайлович работали по созданию скульптур мелкой фарфоровой пластики, каждый из них имел свой стиль. Надежда Ивановна отдавала предпочтение теме фольклорных персонажей, Юрий Михайлович – композициям с неожиданными порой сюжетами, подмеченными зорким взглядом художника в обыденной жизни.
- Как Надежда Ивановна успевала и хорошо работать на производстве, и творить?
- Раньше у нас на производстве художнику давался так называемый творческий день в дополнение к двум выходным. Этот день художник должен был тратить на свое развитие и самообразование: посещать выставки, библиотеки, ярмарки, творить за рамками производственного процесса. При этом от него не требовалось присутствовать на предприятии. Начальство раньше шло на это.
Но некоторые с такой постановкой вопроса были не согласны, считая: «А чего это художники халяву гонят?» Поэтому мы вводили отчетность, но больше для успокоения завистников, которых всегда было не мало.
Некоторая доля правды здесь есть: не все художники использовали этот день по назначению: больше для домашних целей.
Но к Надежде Ивановне это не относится. На мой взгляд, ей надо было давать не один, а целых два творческих дня (в виде исключения: за ее творческие успехи и трудолюбие).
- Отношения Надежды Ивановны с коллективом?
- Л.Д.: Она не возвышалась над коллективом, даже будучи главным художником. Была доброй, отзывчивой. Всегда оказывала помощь. Мы к ней ходили и за советом, и… за деньгами.
- Ее жизненная позиция?
- Л.Д.: Оптимист. Главное для нее было творчество. Она считала, что «материальное – это приходящее».
- Надежда Ивановна жила в Песочном?
- Л.Д.: Нет, она из города сюда ездила каждый день на автобусе. Иногда на машине подвозил ее муж, Юрий Михайлович Львов.
- Какое отношение Юрий Михайлович имел к фарфоровому заводу?
- Л.Д.:  Самое непосредственное. Он у нас работал. Создавал новые формы, делал скульптуры. Был ведущим креативным специалистом завода.
- Где они познакомились?
- Л.Д.: А как вы думаете? Конечно, на заводе! Юрий Михайлович был старшее Надежды на четырнадцать лет. Он пришел на завод намного раньше, но о том, как они познакомились, вам лучше спросить у самого Юрия Михайловича.
Обязательно расспросите его о том, как они с Надеждой Ивановной долгое время занимались изготовлением памятников. У них даже была своя мастерская, которая потом сгорела.
- Что еще Вы можете добавить к портрету Вашей коллеги?
- Л.Д.: Надежда Ивановна освоила фарфор полностью. Если начинала она с создания рисунков на фарфоре, то потом сама начала лепить новые формы: от чайных сервизов до уникальных миниатюрных скульптур, которые она сама и расписывала. Ее мастерству не было предела: никто так не мог нарисовать «плачущую точку», как она. «Плачущая точка» – это, неапример, глаз мальчика, случайно убившего птицу. Он не хотел этого делать. Искусство высшего пилотажа состояло в том, чтобы одной маленькой точкой передать настроение ребенка. У Надежды Ивановны это здорово получалось».
На заводе нам посоветовали встретиться с Еленой Васильевной Галаховой, которая была одной из лучших подруг Надежды Ивановны. Мы нашли ее дом в Песочном. Поднялись к ней в квартиру, расположенную на втором этаже. Дверь нам открыла очень старая женщина. Она поздоровалась и едва не упала в обморок: серьезная болезнь не позволяет Елене Васильевне не только из дома выходить, но и передвигаться по квартире. Мы извинились за беспокойство и собрались уходить. Но Елена Васильевна все-таки сказала несколько слов о Надежде Ивановне:
- Добрый, чуткий, понимающий, трудолюбивый, а главное, талантливый человек была Надежда Ивановна. Простите, что не могу сейчас сказать больше».
Можно было ни с кем из коллег Надежды Ивановны не разговаривать, а сразу идти сюда, в этот старый, видавший виды деревянный многоквартирный двухэтажный дом, к этой старой, мудрой женщине. Сквозь болезнь и немощь пожилого человека, который едва стоял на ногах, сквозило восхищение и уважение к личности одной из выдающихся художниц города Рыбинска, сделавшей большой вклад в развитие мелкой фарфоровой пластики России.
 PS Мы воспользовались советом Людмилы Дмитриевны Корневой и приложили все усилия для того, чтобы уговорить 70-летнего Юрия Михайловича Львова, мужа Надежды Ивановны, побеседовать с нами. Значимость этой встречи состояла в том, что он не только мог рассказать нам некоторые интересные подробности биографии своей жены, как выяснилось, он сам – выдающийся художник, член Союза Художников, без пяти минут Заслуженный Художник России, ходатайство о присвоении ему почетного звания подписал сам президент В.В.Путин.
Своеобразный отчет Юрия Михайловича о своей творческой деятельности, о достижениях, неудачах и поражениях, читайте в одном из следующих выпусков нашей газеты.

Павел Павлов



2 Ноября 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Рыбинске отметят день ВМФ

В Рыбинске отметят день ВМФ   В последнее воскресенье месяца, 30 июля, в Рыбинске пройдут мероприятия, посвященные празднованию... 21.07.2017 



Рыбинцы обсудят требования к муниципальным закупкам

Рыбинцы обсудят требования к муниципальным закупкам   Жителей Рыбинска приглашают принять участие в обсуждении Правил определения... 21.07.2017 



В Рыбинске устанавливают площадки для воркаута

В Рыбинске устанавливают площадки для воркаута   В Рыбинске начались работы по монтажу площадок для воркаута в разных микрорайонах... 20.07.2017 



Рыбинск посетит Андрей Звягинцев

Рыбинск посетит Андрей Звягинцев   В День города, 5 августа, Рыбинск посетит Андрей Звягинцев. Российский кинорежиссёр и сценарист,... 20.07.2017 



Назначен новый директор МУП «Теплоэнерго»

Назначен новый директор МУП «Теплоэнерго»   С 20 июля к обязанностям генерального директора МУП «Теплоэнерго» приступил Евгений... 20.07.2017 



Главное информационное представительство муниципальных образований субъектов РФ

Главное информационное представительство муниципальных образований субъектов РФ   Руководствуясь задачей более активного участия... 19.07.2017 



Новые информационные технологии применят в единый день голосования

Новые информационные технологии применят в единый день голосования    17 июля в рамках подготовки к проведению единого дня голосования... 18.07.2017 



В Рыбинске пройдет День бесплатной юридической помощи

В Рыбинске пройдет День бесплатной юридической помощи   21 июля 2017 года с 13 до 16 часов специалисты юридического отдела администрации... 17.07.2017 



Конкурс рисунков МУП «Теплоэнерго» продолжается

Конкурс рисунков МУП «Теплоэнерго» продолжается В рамках Года экологии МУП «Теплоэнерго» был организован конкурс рисунков на ... 17.07.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru