ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СОЧИНЕНИЯ В ШКОЛЕ НЕ БУДЕТ (Продолжение, начало в №28)

Культура и образование – привилегия единиц, для остальных - кроссворд
Этот принцип сейчас не громогласно, он активно внедряется российским министерством образования. Что бы ни говорили педагоги о трудностях ЕГЭ, но сдать его на практике гораздо легче, чем прежние экзамены по билетам. Там необходимо было материал воспроизвести целиком. Здесь – по сути - угадать правильный ответ. Конечно, задание С посложнее А и В. (ЕГЭ по русскому языку в части С включает написание учащимися мини-сочинения (не менее 150 слов) с комментарием одной из проблем, поставленных автором предлагаемого текста. Ответ необходимо активно аргументировать, опираясь на жизненный или читательский опыт.) Однако в целом, справиться с ЕГЭ не запредельно трудно.  Для примера: в этом году ЕГЭ по русскому языку в Рыбинске сдавали 1270 человек, в Рыбинском районе – 63. «Двоек» в целом поставлено около 30. Это 2,2%. В то время как в среднем по области «двоечный» процент составил 3,3. Наши дети, как видим, сдали очень хорошо: особенно отличились средняя школа №1 и лицей №2. Эксперимент начался совсем недавно, а уже в прошлом году ученица лицея №2 Александра Гаврюшева – единственная в РМО - сумела набрать на ЕГЭ по русскому языку 100 баллов. В следующем году, надо думать, результаты будут ещё лучше, хотя критерии оценки экзаменационных работ в этом году стали жёстче. Через год ЕГЭ по русскому языку обретёт статус обязательного выпускного экзамена – отношение к нему станет ещё серьёзнее.
А что же будет с литературой? Безусловно, желающие смогут аттестоваться по этому предмету в форме ЕГЭ. Остальные же будут изучать «для настроения» и выпускного документа. Рабочую программу при этом сокращать не будут (базовый минимум знаний учащиеся получат). Наоборот, в неё будут добавлять произведения современных авторов. При этом значение классической русской литературы (XIX в.) будет явно уменьшено. Количество же часов литературы сократится на 1 в неделю (останется 3 обязательных). Его пока выделяют школы: литература выводится на экзамен. Как только этого не будет, этот урок «перекинут» на какой-то другой экзаменационный предмет. Литература превратится в подобие предмета МХК, который везде преподаётся с разным уклоном. Несмотря на то, что время на подготовку к экзамену тратиться не будет, изучение курса неизбежно станет полностью обзорным. (Это и сегодня уже имеет место: если 10-й или 11-й класс почти целиком приходит на уроки без знания текстов, учитель вынужден пересказывать его сам – с чтением особо значимых отрывков. Это ли не обзор? А с отменой экзамена такая ситуация станет нормой.) Всё на уроках будет в общем, без нюансов и деталей. С расчётом на самостоятельное изучение (в нём – существенное отличие нового принципа школьного образования, в общем-то имеющее немало «плюсов»). И хотя отмену экзамена ряд учителей рассматривает как возможность более свободного подхода к литературному процессу, более вольного толкования текстов, вряд ли это принесёт пользу. Да, дети смогут без оглядки на «условности» спорить (новый подход ориентирован в большей степени на практические занятия). Но надо ли это им? И вообще, какова полноценность спора без детального изучения текста-первоисточника? Пустые разговоры – не более. Ни к чему серьёзному не ведущие. Конечно, интересующиеся литературой дети, будут учиться в профильных классах по более углублённой программе -  с ориентиром на экзамен. Будут осваивать дополнительные (элективные) курсы литературы и в результате писать творческие работы. Все остальные – а это большинство – переведут литературу в предметы второстепенные. Причём если сейчас они считают себя нерадивыми в данной области учениками, то потом «очистят совесть»: зачем читать книги, если даже наши законотворцы считают, что это не обязательно: экзамен-то отменили - значит, всё правильно; значит, верной дорогой идём…
Что касается программ преподавания литературы в школе, то с отменой итогового письменного экзамена учителя в их выборе будут ещё более свободны. И это, безусловно, хорошо. Путей изучения этого предмета и сегодня много. Большая часть учебников, правда, прозападного плана, но есть и национально ориентированные. Есть, если поискать. Главное – в данном случае – принципиальность позиции самих преподавателей. Сторонники нововведений считают, что на сегодняшнем этапе важно дать детям свободу в общении с художественным словом, возможность самостоятельного толкования художественных текстов, индивидуального видения и т.д. Если сравнивать с идеологизированным преподаванием в Советской школе, это, конечно, прогрессивно. Прежде было обязательным препарировать художественные произведения и личности их авторов марксистско-ленинским инструментом. «Расчленять» Пушкина и Чехова в соответствии с решениями последнего съезда КПСС. Дети всю эту «некрофилию» глотали и выходили из школы политически грамотными. Со сменой идеологии был взят курс на множественность точек зрения – на многополярность оценок. Это хорошо, но любая точка зрения должна быть аргументированной, обоснованной. За любой должна стоять работа над текстом, очень кропотливая. Иначе столь же беспардонно препарировать тексты начнёт всякий желающий – только не с позиции КПСС, а с собственной. И даже не с позиции, а «от фонаря». Насколько это может быть пагубно – не для хрестоматийных покойников, нет, а для самих «аналитиков», - поймёт любой мыслящий человек. Ведь с таким подходом современные дети, воспитанные на МTV, будут считать себя – только себя! – правыми. Эта «демократия» до добра не доведёт: возникшее сиюминутно «мнение» любая твёрдая рука очень ловко может направить в нужное ей одной русло.  Неудивительно, кстати, что такие «вольномыслящие» люди всегда попадали и попадают «в лапы» дурных компаний, тоталитарных сект, агрессивно настроенных политических течений и т.д. Конечно, без возможности анализа самостоятельное мышление не сформируется. Но для него нужна именно работа. Применительно к литературе в школе – серьёзное изучение материала – не только художественного, но и философского, критического. И – что важно – не всякого: крепкое словцо и откровенный цинизм в статьях некоторых критиков смотрятся «жарено», а потому притягательно для несозревших умов. Однако в складывающихся условиях это будет, прямо скажем, малореально. Выражаясь фигурально, из окна мчащегося поезда пение птиц неслышно. Поэтому единственным спасением для читающих детей, как и прежде, будут учителя, которым придётся брать на себя всю полноту ответственности за освоение детьми  их любимого предмета. И даже не просто освоение курса литературы, а обретение способности – с помощью шедевров русских классиков, с помощью накопленной веками мудрости  - плыть против тотально разрушающего всё духовное глобалистского течения. В сегодняшнем, стоящем на грани самоистребления мире, это жизненно необходимо.

Лиана Гаврилова

 P.S. В соответствии с изменениями образовательных стандартов в 2004 г. система преподавания литературы в школе уже начала меняться – начиная с младших классов. Есть в этих нововведениях неоспоримые «плюсы». О подробностях читайте на страницах нашего еженедельника.



27 Июля 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Список избирательных участков Рыбинска

Список избирательных участков Рыбинска   10 сентября 2017 года на территории региона состоятся выборы губернатора Ярославской... 22.08.2017 



На территории области прогнозируется установление пятого класса пожарной опасности

На территории области прогнозируется установление пятого класса пожарной опасности   По данным Ярославского ЦГМС - филиала... 21.08.2017 



В Рыбинске встретятся ветераны аэроклуба

В Рыбинске встретятся ветераны аэроклуба   26 августа в Рыбинске состоится встреча ветеранов Рыбинского аэроклуба. В этом... 21.08.2017 



В Заволжье отметят День микрорайона

В Заволжье отметят День микрорайона   В ближайшее воскресенье, 27 августа, жители Заволжья-1 отметят День микрорайона. Праздничное... 21.08.2017 



В Рыбинске отметят День Государственного флага России

В Рыбинске отметят День Государственного флага России   22 августа с 16 до 18 часов на площади Дерунова пройдут мероприятия, посвященные... 21.08.2017 



Итоги проведения Дня города

Итоги проведения Дня города   16 августа на телеканале «Рыбинск-40» вышла в эфир программа «Главный вопрос». Итоги проведения Дня... 17.08.2017 



На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка

На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка Каждую субботу с 15 до 17 часов на благоустроенной в стиле конца XIX века Красной... 17.08.2017 



Инициативу Губернатора поддержал рыбинский предприниматель

Инициативу Губернатора поддержал рыбинский предприниматель   В парке на проспекте генерала Батова установлен спортивный комплекс... 16.08.2017 



Прием граждан по юридическим вопросам

Юрисконсульты администрации проведут прием граждан    18 августа 2017 года с 13 до 16 часов специалисты юридического отдела администрации... 16.08.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru