ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СОЧИНЕНИЯ В ШКОЛЕ НЕ БУДЕТ (Продолжение, начало в №28)

Культура и образование – привилегия единиц, для остальных - кроссворд
Этот принцип сейчас не громогласно, он активно внедряется российским министерством образования. Что бы ни говорили педагоги о трудностях ЕГЭ, но сдать его на практике гораздо легче, чем прежние экзамены по билетам. Там необходимо было материал воспроизвести целиком. Здесь – по сути - угадать правильный ответ. Конечно, задание С посложнее А и В. (ЕГЭ по русскому языку в части С включает написание учащимися мини-сочинения (не менее 150 слов) с комментарием одной из проблем, поставленных автором предлагаемого текста. Ответ необходимо активно аргументировать, опираясь на жизненный или читательский опыт.) Однако в целом, справиться с ЕГЭ не запредельно трудно.  Для примера: в этом году ЕГЭ по русскому языку в Рыбинске сдавали 1270 человек, в Рыбинском районе – 63. «Двоек» в целом поставлено около 30. Это 2,2%. В то время как в среднем по области «двоечный» процент составил 3,3. Наши дети, как видим, сдали очень хорошо: особенно отличились средняя школа №1 и лицей №2. Эксперимент начался совсем недавно, а уже в прошлом году ученица лицея №2 Александра Гаврюшева – единственная в РМО - сумела набрать на ЕГЭ по русскому языку 100 баллов. В следующем году, надо думать, результаты будут ещё лучше, хотя критерии оценки экзаменационных работ в этом году стали жёстче. Через год ЕГЭ по русскому языку обретёт статус обязательного выпускного экзамена – отношение к нему станет ещё серьёзнее.
А что же будет с литературой? Безусловно, желающие смогут аттестоваться по этому предмету в форме ЕГЭ. Остальные же будут изучать «для настроения» и выпускного документа. Рабочую программу при этом сокращать не будут (базовый минимум знаний учащиеся получат). Наоборот, в неё будут добавлять произведения современных авторов. При этом значение классической русской литературы (XIX в.) будет явно уменьшено. Количество же часов литературы сократится на 1 в неделю (останется 3 обязательных). Его пока выделяют школы: литература выводится на экзамен. Как только этого не будет, этот урок «перекинут» на какой-то другой экзаменационный предмет. Литература превратится в подобие предмета МХК, который везде преподаётся с разным уклоном. Несмотря на то, что время на подготовку к экзамену тратиться не будет, изучение курса неизбежно станет полностью обзорным. (Это и сегодня уже имеет место: если 10-й или 11-й класс почти целиком приходит на уроки без знания текстов, учитель вынужден пересказывать его сам – с чтением особо значимых отрывков. Это ли не обзор? А с отменой экзамена такая ситуация станет нормой.) Всё на уроках будет в общем, без нюансов и деталей. С расчётом на самостоятельное изучение (в нём – существенное отличие нового принципа школьного образования, в общем-то имеющее немало «плюсов»). И хотя отмену экзамена ряд учителей рассматривает как возможность более свободного подхода к литературному процессу, более вольного толкования текстов, вряд ли это принесёт пользу. Да, дети смогут без оглядки на «условности» спорить (новый подход ориентирован в большей степени на практические занятия). Но надо ли это им? И вообще, какова полноценность спора без детального изучения текста-первоисточника? Пустые разговоры – не более. Ни к чему серьёзному не ведущие. Конечно, интересующиеся литературой дети, будут учиться в профильных классах по более углублённой программе -  с ориентиром на экзамен. Будут осваивать дополнительные (элективные) курсы литературы и в результате писать творческие работы. Все остальные – а это большинство – переведут литературу в предметы второстепенные. Причём если сейчас они считают себя нерадивыми в данной области учениками, то потом «очистят совесть»: зачем читать книги, если даже наши законотворцы считают, что это не обязательно: экзамен-то отменили - значит, всё правильно; значит, верной дорогой идём…
Что касается программ преподавания литературы в школе, то с отменой итогового письменного экзамена учителя в их выборе будут ещё более свободны. И это, безусловно, хорошо. Путей изучения этого предмета и сегодня много. Большая часть учебников, правда, прозападного плана, но есть и национально ориентированные. Есть, если поискать. Главное – в данном случае – принципиальность позиции самих преподавателей. Сторонники нововведений считают, что на сегодняшнем этапе важно дать детям свободу в общении с художественным словом, возможность самостоятельного толкования художественных текстов, индивидуального видения и т.д. Если сравнивать с идеологизированным преподаванием в Советской школе, это, конечно, прогрессивно. Прежде было обязательным препарировать художественные произведения и личности их авторов марксистско-ленинским инструментом. «Расчленять» Пушкина и Чехова в соответствии с решениями последнего съезда КПСС. Дети всю эту «некрофилию» глотали и выходили из школы политически грамотными. Со сменой идеологии был взят курс на множественность точек зрения – на многополярность оценок. Это хорошо, но любая точка зрения должна быть аргументированной, обоснованной. За любой должна стоять работа над текстом, очень кропотливая. Иначе столь же беспардонно препарировать тексты начнёт всякий желающий – только не с позиции КПСС, а с собственной. И даже не с позиции, а «от фонаря». Насколько это может быть пагубно – не для хрестоматийных покойников, нет, а для самих «аналитиков», - поймёт любой мыслящий человек. Ведь с таким подходом современные дети, воспитанные на МTV, будут считать себя – только себя! – правыми. Эта «демократия» до добра не доведёт: возникшее сиюминутно «мнение» любая твёрдая рука очень ловко может направить в нужное ей одной русло.  Неудивительно, кстати, что такие «вольномыслящие» люди всегда попадали и попадают «в лапы» дурных компаний, тоталитарных сект, агрессивно настроенных политических течений и т.д. Конечно, без возможности анализа самостоятельное мышление не сформируется. Но для него нужна именно работа. Применительно к литературе в школе – серьёзное изучение материала – не только художественного, но и философского, критического. И – что важно – не всякого: крепкое словцо и откровенный цинизм в статьях некоторых критиков смотрятся «жарено», а потому притягательно для несозревших умов. Однако в складывающихся условиях это будет, прямо скажем, малореально. Выражаясь фигурально, из окна мчащегося поезда пение птиц неслышно. Поэтому единственным спасением для читающих детей, как и прежде, будут учителя, которым придётся брать на себя всю полноту ответственности за освоение детьми  их любимого предмета. И даже не просто освоение курса литературы, а обретение способности – с помощью шедевров русских классиков, с помощью накопленной веками мудрости  - плыть против тотально разрушающего всё духовное глобалистского течения. В сегодняшнем, стоящем на грани самоистребления мире, это жизненно необходимо.

Лиана Гаврилова

 P.S. В соответствии с изменениями образовательных стандартов в 2004 г. система преподавания литературы в школе уже начала меняться – начиная с младших классов. Есть в этих нововведениях неоспоримые «плюсы». О подробностях читайте на страницах нашего еженедельника.



27 Июля 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Рыбинске построят яхту для кругосветного путешествия Фёдора Конюхова

В Рыбинске построят яхту для кругосветного путешествия Фёдора Конюхова   20 октября Рыбинск в очередной раз посетил путешественник,... 20.10.2017 



Рыбинской спортивной школе №2 – 50 лет

Рыбинской спортивной школе №2 – 50 лет   18 октября в большом зале Общественно-культурного центра прошел торжественный вечер,... 20.10.2017 



Всероссийский турнир по самбо памяти Маршала СССР В.К. Блюхера.

Турнир по самбо памяти Блюхера   В 12 часов 21 октября в зале спортивного комплекса "Метеор" состоится торжественное открытие... 20.10.2017 



В МФЦ юристы проведут бесплатный прием граждан

В МФЦ юристы проведут бесплатный прием граждан    21 октября на базе многофункционального центра города Рыбинска и ... 19.10.2017 



С рыбинских дорог убирают опавшую листву

С рыбинских дорог убирают опавшую листву   На оперативном совещании глава Рыбинска Денис Добряков поручил коммунальным службам... 19.10.2017 



В Рыбинске открылся региональный музейно-профориентационный центр

В Рыбинске открылся региональный музейно-профориентационный центр   18 октября в рыбинской средней общеобразовательной школе ... 18.10.2017 



В Рыбинске открыли Аллею моторостроителей

В Рыбинске открыли Аллею моторостроителей   18 октября в Рыбинске состоялось торжественное открытие Аллеи моторостроителей. Совместный... 18.10.2017 



В Рыбинске открыли детский технопарк «Кванториум»

В Рыбинске открыли детский технопарк «Кванториум»   17 октября в Рыбинске в торжественной обстановке открыли первый в Ярославской... 17.10.2017 



В Рыбинске завершили период пуско-наладочных работ

В Рыбинске завершили период пуско-наладочных работ   В Рыбинске подвели итоги запуска городской системы отопления и подключения... 17.10.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru