ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

РЫБИНСК-КОРАБЛИ (продолжение)

ВЫПЛЫВАЮТ РАСПИСНЫЕ
Сегодня мы продолжаем рассказывать о том, какие грузовые суда плавали по Волге двести лет назад. Напомним, что Волга выше Рыбинска в те времена была мало приспособлена для плавания большегрузных судов, поэтому Рыбинск являлся переломным местом для низового транспорта: дальше груз перевозился на верховых судах. Но прежде чем мы остановимся на их подробном описании, мы предлагаем попробовать разобраться, что происходило с товаром, который прибывал в город Рыбинск.
Из привезенных в Рыбинск товаров большая часть отправляется в С-Петербург, но немало продается и в Рыбинске. По прибытии в город низовых судов, торговцы, приехавшие в Рыбинск из таких верховых городов, как Молога, Углич, Кашин, Калязин, Тверь, Торжок, Устюжна, Тихвин, Белозерск и Петрозаводск, покупают хлебные товары не только для продажи в своих городах, но и в других местах. Рыбинцы, в свою очередь, делают запасы хлеба на зиму и на весеннюю отправку до прихода низовых судов. Без преувеличения можно сказать, что всех товаров на Рыбинской пристани распродается из судов не менее, чем на 10 миллионов рублей.
Отправляются все товары от Рыбинска вверх по Волге, Шексне и Мологе в коломенских барках, полубарках и лодках, а также в таких Белозерских судах, которые очень похожи на галиоты (галиот – это небольшое торговое судно на Ладожском озере, в Мариинской системе, обыкновенно одномачтовое). Всех же судов отходит за лето до 7 000.

ВЕРХОВЫЕ СУДА
Коломенки, барки и полубарки не отличаются от тех, которые описаны в числе низовых судов. Разница состоит только в количестве перевозимого груза, так как при передвижении вверх от Рыбинска уже не судно, но вода располагает грузом. В этой связи определена и мера грузу: не более 15 вершков осадки судна, а нередко случается, что в августе и сентябре по причине открывающихся мелей ограничение доходит до 8 вершков (1 вершок = 4,5 см.). Поэтому коломенки и барки поднимают от 3 000 до 6 000, а полубарки от 2 000 до 4 000 пудов. Ходят они до С-Петербурга без возврата.

ЛОДКИ
В зависимости от места своего построения имеют 4 названия: вышневолоцкие, соминские, тихвинские и белозерские. Все – круглодонные, а последние – с килем. Первые три вида лодок ничем друг от друга не отличаются, разве что тихвинские имеют на корме небольшую круглую палубу, а вышневолоцкие и соминские палубы не имеют; длина у всех от 7 до 10 , а ширина до 3 саженей. На воде имеют осадку без груза – от 4 до 6 вершков, с грузом – от 10 до 14 вершков. Товары отвозят по Волге, Чагоде и Горюне до Соминской пристани. Грузоподъемность – от 700 до 1000 пудов. Срок службы: 3-4 года.
Для удобства понимания текста мы приводим таблицу  старинных мер и веса
1 пуд = 16,38 кг.
1 сажень = 3 аршина = 2,133 метра
1 вершок = 4,5 см
1 верста = 1060 метров
Что же касается лодок белозерских, то они имеют особенное от всех волжских судов строение. Белозерские лодки по оснастке паруса и всего такелажа напоминают несколько уменьшенные галиоты. Длина их – от 8 до 12 саженей, ширина по палубе – от 2 до 3 саженей, осадка без груза – от 10 до 14 вершков, с грузом – от 1,5 до 2 аршин. Товары отвозят по Шексне до Белого озера и в его окрестности. Тяжести поднимают большие, не меньше, чем барки, а малые белозерские лодки – как полубарки. Срок службы – от 6 до 8 лет.
Кроме того, с 1809 года с Белого озера в Рыбинск стали приходить суда по величине и по конструкции мало уступающие галиотам Ладожского озера, хотя их пока еще немного. Построены они для сообщения между С-Петербургом и Рыбинском посредством Мариинского канала.

МЕСТО СТРОЕНИЯ
Колменки строятся в низовьях Волги, соминские и тихвинские лодки – при Соминской пристани; вышневолцкие – в Твери и Вышнем Волочке; белозерки – на Белом озере, а барки и полубарки – по Волге, Мологе и Шексне выше Рыбинска.
Нельзя сказать, что в Рыбинске суда совсем не строятся, но тот факт, что строится их очень мало объясняется тем, что большинство жителей Рыбинска занимается торговлей, кроме того, в городской черте нет удобных мест для постройки судов. Именно поэтому, городские промышленники, если надумали построить судно, заказывают их по рекам Волге и Шексне у местных жителей. Тем не менее, барок по двести в год в Рыбинске строится. Однако, большая часть идет не на продажу: многие из купцов, построив их, отпускают со своими товарами.
Главные места, где строятся суда и оттуда пригоняются порожними на вольную продажу к городу Рыбинску: по Волге – около села Сменцево в деревнях Мусина-Пушкина, по Мологе – по ее берегам, а также по берегам впадающей в нее реки Сити, по Шексне – от города Череповца вверх до Белого озера. Верховые барки и полубарки в Рыбинске называются соответственно: Рыбинские, Сменцевские, Ситские и Белозерские.
Строятся они в первых трех местах из помещичьих лесов, а в последнем, то есть по берегам Шексны и Белого озера, по большей части из лесов казенных. Лес на их построение используется сосновый.

ЦЕНЫ
Цены барок очень непостоянны. Если ветер попутный и караван низовых судов приходит дружно, то цены на верховые суда повышается от 250 до 400 рублей, а если низовых судов мало, то цены, обычно к осени, опускаются до 150 рублей за барку. Однако, осенняя покупка – дело достаточно рискованное, так часть  барок уносится весенними льдами и переламывается, для чего зимой их необходимо вытаскивать на возвышенные места или заводить в безопасные заливы. Кроме того, по весне, днище и бока у барок необходимо пробивать паклей. Не удивительно, что весной цены на барки снова поднимаются до 250 рублей.
Цены на полубарки меньше подвержены колебаниям, чем барки. Во многом это связано с тем, что полубарки используются гораздо меньше, чем барки. Продаются они по цене от 120 до 180 рублей.
Цены на лодки и галиоты не известны, так как в Рыбинске они практически не продаются и не строятся.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
Во всех верховых судах, кроме белозерских, сыпучие и текучие грузы перевозятся в кулях, в мешках или в бочках, и все, кроме железа, дуба и того, что в бочках, покрываются на два ската в два ряда рогожами.

ХОД
Тянут барки и полубарки по всем рекам вверх от Рыбинска бичевою  не бурлаки, а лошади: весной барку тянут 10 лошадей, полубарку – 7,  в другое время – барку тянут 9, а полубарку – 6 лошадей. При лошадях у барок – по 3, а у полубарок – по два человека рабочих, называемых коневодами. Кроме того, на каждом судне один лоцман и два водолива.
Но в самую полную воду движение судов от Рыбинска до села Коприна (верст на 45) значительно затрудняется. Это связано с тем, что вода выходит в леса, и ни людям, ни лошадям по берегу пройти практически невозможно. Барки тогда идут завозом на якорь или на шестах. Соответственно и плата за эти трудные 45 верст составляет от 60 до 120 рублей с барки и от 40 до 80 рублей с полубарки. А людей становится на барки по 18, а на полубарки – по 12. Впрочем, весной от Коприна, а в другие времена прямо от Рыбинска, судовой ход на барках и полубарках всегда производится на лошадях, но не далее, как по Волге до Твери, по Мологе – до устья Чагоды, или до города Устюжны, по Шексне – до Крохина. Паруса, кроме как на мелких лодках, нигде не  используются.
Оплата за тягу судов производится с пары лошадей и составляет по Волге до Твери от 40 до 180 рублей, по Мологе до Чагоды  и до Устюжны – от 30 до 60 рублей, по Шексне до Крохина – от 50 до 120 рублей.

ПЕРЕВОЗНАЯ ЦЕНА  ДО С-ПЕТЕРБУРГА
Цены за доставку товаров от Рыбинска до С-Петербурга очень разнообразны и зависят от типа судна и от того, по какому пути оно плывет. Плыть по Шексне через Мариинский канал стоит дешевле, чем по Волге через Волочек, а по Мологе через Соминскую пристань еще дороже. На лодках плыть всегда дороже, чем на барках и полубарках, так как лодки плывут намного быстрее.
В среднем перевозная цена от Рыбинска до С-Петербурга составляет на барках – от 45 до 60 копеек, а на лодках – от 80 до 100 копеек с пуда.

ВОЗВРАТ СУДОВ
Из всех судов, отправляющихся от Рыбинска вверх по Волге, Мологе и Шексне, назад не сплавляются только барки и полубарки, особенно после того, как пройдут Вышний Волочек и Мариинский канал. Легкие лодки до Волочка, до Соминской пристани и до Крохи ходят по два – три раза, на зиму возвращаясь до мест своих промышленников.

ПОРЯДОК НА ПРИСТАНИ
 Большое стечение судов к Рыбинской пристани не осталось без внимания со стороны правительства. Для оперативности и порядка в судоходстве определены четыре полицейских смотрителя с воинской командой. Для разбирательства между хозяевами товаров, судовщиками и рабочими назначено отделение судоходной управы из членов купеческого сословия. Для сбережения казенных лесов приставлен от лесного департамента особый чиновник. Для всех составлены специальные инструкции.
Но деятельность этих чиновников продолжается только пока идет судоходство: от вскрытия до замерзания рек, вскрываются которые в последних числах апреля, а замерзают в последних днях октября.
В Рыбинске весеннее наводнение настолько быстро возвышается, что за двое – трое суток уровень воды поднимается на 15 аршин, а в исходное свое положение приходит не ранее 10 июня.

Павел Павлов
«Описание города Рыбинска»
Издание Д.Золотарева, 1910г.
автор неизвестен



21 Июля 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Всероссийский турнир по самбо памяти Маршала СССР В.К. Блюхера.

Турнир по самбо памяти Блюхера   В 12 часов 21 октября в зале спортивного комплекса "Метеор" состоится торжественное открытие... 20.10.2017 



В МФЦ юристы проведут бесплатный прием граждан

В МФЦ юристы проведут бесплатный прием граждан    21 октября на базе многофункционального центра города Рыбинска и ... 19.10.2017 



С рыбинских дорог убирают опавшую листву

С рыбинских дорог убирают опавшую листву   На оперативном совещании глава Рыбинска Денис Добряков поручил коммунальным службам... 19.10.2017 



В Рыбинске открылся региональный музейно-профориентационный центр

В Рыбинске открылся региональный музейно-профориентационный центр   18 октября в рыбинской средней общеобразовательной школе ... 18.10.2017 



В Рыбинске открыли Аллею моторостроителей

В Рыбинске открыли Аллею моторостроителей   18 октября в Рыбинске состоялось торжественное открытие Аллеи моторостроителей. Совместный... 18.10.2017 



В Рыбинске открыли детский технопарк «Кванториум»

В Рыбинске открыли детский технопарк «Кванториум»   17 октября в Рыбинске в торжественной обстановке открыли первый в Ярославской... 17.10.2017 



В Рыбинске завершили период пуско-наладочных работ

В Рыбинске завершили период пуско-наладочных работ   В Рыбинске подвели итоги запуска городской системы отопления и подключения... 17.10.2017 



Рыбинские школьники снимают кино

Рыбинские школьники снимают кино   В Рыбинске воспитанники студии театральных и киноминиатюр «Колибри», которая работает в Центре... 16.10.2017 



В Рыбинске обсудят вопросы защиты экосистем прибрежных территорий в контексте развития регионов

В Рыбинске обсудят вопросы защиты экосистем прибрежных территорий в контексте развития регионов   25 и 26 октября в Рыбинске ... 16.10.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru