ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

РЫБИНСК-КОРАБЛИ

ВЫПЛЫВАЮТ РАСПИСНЫЕ…

Невозможно сосчитать, сколько товаров было перевезено по Волге-матушке за последние 200-300 лет. В настоящее время значимость грузового водного транспорта снизилась, но 200-300 лет назад Волга была кормилицей, обеспечивая людей не только рыбой, но и другими необходимыми продуктами и товарами. По Волге плавали многочисленные суда, приводимые в движение, в основном, бурлаками или лошадьми. Были и другие способы: например «завозом на якорь» или «на шестах», а также при помощи примитивных парусов, позволяющих эффективно использовать попутный ветер.
Всем хорошо известно, особенно рыбинцам, кто такие бурлаки, какие у них были условия жизни, как они мучались и страдали. Но вот какие суда они тянули за собой, что они перемещали ценой неимоверных усилий, об этом мало, что известно.
Какие грузовые суда плавали по Волге в то время? На этот вопрос мы попытаемся сегодня ответить.
Все суда и со всяким товаром (данные приводятся по состоянию на 1811 год), следующие с низовых мест Волги от Саратова, Вятки, Суры, Оки, Унжи и Костромы, доходят грузом своим только до Рыбинска и привозят продукты и товары из Саратовской, Симбирской, Пермской, Вятской, Казанской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Владимирской, Нижегородской и Костромской губерний. В Рыбинске для дальнейшего хода по рекам: Волге, Шексне и Мологе перегружаются они в барки, полубарки и лодки. Рыбинск – это место перелома низового водяного транспорта. Если до Рыбинска количество перевозимого груза зависит от возможностей судна, то от Рыбинска вверх по рекам не судно, а вода располагает грузом. Соответственно, все грузовые суда, плавающие по Волге, разделяются на верховые (выше Рыбинска) и низовые, называемые мокшаны, гусянки, суряки, расшивы, шитики, коломенки, барки, полубарки и лодки. Сегодня мы расскажем о низовых судах. По конструкции их можно разделить на два вида: плоскодонные и круглодонные.

НИЗОВЫЕ СУДА (ПЛОСКОДОННЫЕ)

1. МОКШАНЫ ИЛИ МОРШАНСКИЕ.
Строятся длиною от 18 до 20 саженей, шириною в середине – от 4 до 5 саженей, а вышиною до 4 аршин. Снаружи смолятся и бывают всегда крытые на два ската лубом или тесом. Ходят по воде без груза около 20 вершков, а с грузом до 14 четвертей аршина. Выплывают из Моршанска Тамбовской губернии и из Орла с хлебом и вином, почему последние и называются Орловскими. Тяжести поднимают Моршанские до 3600, а Орловские – до 3000 пудов.

Примечание:
Для удобства понимания текста мы приводим таблицу  старинных мер и веса.
1 пуд = 16,38 кг.
1 сажень = 3 аршина = 2,133 метра
1 вершок = 4,5 см
1 верста = 1060 метров

2. ГУСЯНКИ.
Во всем подобны мокшанкам, но длиною иногда и превосходят их, зато ниже и иногда шире мокшанок и не имеют крыши. Предназначены для плавания по мелководью. Снаружи всегда осмоленные. Имеют осадку без груза – до 8 вершков, с грузом – до 18 вершков. Грузоподъемность – до 1200 пудов.

3. КОЛОМЕНКИ.
Почти как барки, но только остроносые, а иногда длиннее их, так что бывают длиной до 20 саженей, шириною до 4 саженей. Крыши не имеют, не смоленые. Осадка  без груза – до 6 вершков, с грузом – до 17 вершков. Выходят, по большей части, из Камы и Вятки с железом, медью, солью, вином и дубом, а иногда и хлебом. Все эти товары они вывозят из Пермской, Вятской и Казанской губерний. Грузоподъемность – от 8000 до 11000 пудов.

4. БАРКИ.
Тупоносые, короче и ниже коломенок. Длиною – не более 18 саженей, шириною – до 12 аршин. Некрытые и несмоленые. Имеют осадку без груза – 4-5 вершков, с грузом от 12 до 16 вершков. Выходят с волжских пристаней и из рек Унжи и Костромы и называются: первые Унженские (по реке Унже), а вторые -  Галицкие (так как строятся рядом с городом Галичем). Товары перевозят по большей части галицкие – соль, а унженские перевозят рогожу. Грузоподъемность – до 9000 пудов.

5. ПОЛУБАРКИ.
То же, что и барки, без крыши и несмоленые, но только короче их, а иногда и уже. Длину имеют от 8 до 15 саженей, ширину – от 3 до 4 саженей. Предназначены больше для мелкой воды. Ходят от Нижнего Новгорода, реже из Казанской губернии. Осадка без груза: 4-5 вершков. Грузоподъемность – до 4000 пудов.

НИЗОВЫЕ СУДА (КРУГЛОДОННЫЕ)

1. РАСШИВЫ.
Хоть и круглодонные, но без килей, снаружи высмолены и остроносые. Как и моршанские, имеют палубу. Длина – от 10 до 17 саженей, ширина по палубе – от 3 до 5 саженей. Плавают не только по Волге, но и по ближним пристаням рек Камы, Вятки и Суры. Осадка без груза – от 10 до 18 вершков, а с грузом – от 2 до 3 аршин. В основном, перевозят хлеб из Саратовской, Симбирской, Казанской, Пензенской, Нижегородской и Костромской. Грузоподъемность – от 5000 до 25000пудов.

2. СУРЯКИ.
Очень похожи на расшивы, но гораздо легче и не смоленые. Все почти одинаковой меры – от 18 до 20 саженей. Выходят только из одной Суры, реки Пензенской губернии. Осадка без груза – от 10 до 18 вершков, а с грузом – от 2 до 3 аршин. На них перевозят хлеб, вино и дубовый лес. Грузоподъемность – до 23000 пудов.
3. ШИТИКИ.
Похожи на расшивы, также смоленые, но более остроносые. Длина их – от 7 до 12 саженей, ширина по круглой палубе – от 3 до 4 саженей. Выходят почти из одной реки Камы и называются поэтому камскими. Осадка без груза – от 8 до 12 вершков, с грузом – от 1 до 1,5 аршина. Товар вывозят из Казани и Вятской губернии. Грузоподъемность – до 3000пудов.
4. КЛАДНЫЕ ЛОДКИ.
По месту строения своего называются Городецкие. Имеют такую же конструкцию, как и шитики, смоленые, но только короче и уже их, да и палубы плоские. Ходят по Волге с хлебным товаром, кроме того, возят с Макарьевской ярмарки вина, рыбу и другие мелочи. Осадка без груза – от 6 до 8 вершков, а с грузом – от 13 до 20 вершков. Грузоподъемность – до 1500 пудов.
Кроме того, приходят лодки из Костромы с полотнами и с Макарьевской ярмарки с разными товарами, некрытые, называются Соминскими.

ПОСТРОЙКА НИЗОВЫХ СУДОВ.
Мокшаны строятся в Моршанске и по реке Мокше, Орловские – в Орле, а гусянки – по Оке и Вятке, Суряки – в Суре, а расшивы, барки, полубарки и городецкие лодки – по Волге. Но барки строятся еще, хоть и в незначительном количестве, на Унже и Костроме. Главное же место постройки расшив и Городецких лодок – в Нижнем Новгороде, в Пучеже, в Городце, в Работках и других близлежащих селениях. Все низовые суда строятся из пиленого соснового и елового леса.

ХОД ПО ВОЛГЕ.
Поднимаются низовые суда по Волге до Рыбинска против течения. Приводят их в движение вольнонаемные люди, называемые бурлаками из расчета по 3 человека на 1000 пудов. Но иногда, особенно напротив городов – завозом на якорь (на телеге завозят якорь, бросают его в воду и подтягивают к нему судно), а также с помощью шестов и при попутном ветре – на парусах. Расшивы под парусом развивают скорость до 8 верст в час, бурлаки же тянут их со скоростью 1-1,5 версты в час. Паруса употребляются прямые. На каждой расшиве принято иметь два паруса: один над другим. Верхний называется топель, он намного меньше нижнего и служит в основном при сплаве судов от Рыбинска. Все паруса на расшивах, шитиках и городецких лодках – полотняные, а на остальных суднах – из рогожи. Это связано с тем, что расшивы, шитики и лодки выдерживают 6-8 сезонов, а некоторые за один сезон делают по 2-3 ходки, поэтому хозяева их запасаются хорошим и прочным такелажем, чтобы хватило на несколько лет. А такие суда, как коломенки, барки,  полубарки и суряки, дойдя один раз до Рыбинска, обратно уже не возвращаются. Они либо сбавив часть груза на другие суда, поднимаются выше, либо, особенно суряки, остаются в Рыбинске и продаются на ломку. Но случается, что и суряки сплавляются вниз, но это бывает очень редко, да и сплавляются они лишь на ближайшие пристани. Что касается судов моршанских, орловских и гусянок, то они, хоть и выдерживают до 8 сезонов, но парусов полотняных практически не имеют, так как из-за своих больших размеров они могут пользоваться попутным ветром только на Волге. При сплаве по рекам Унже, Мокше и Оке, которые имеют быстрое течение и много изгибов, идти под парусом практически невозможно: велика угроза сесть на мель. Именно по этой причине на такие суда ставят дешевые паруса из рогожи.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ.
На всех палубных судах зерновой хлеб насыпается прямо на рогожи, посланные на палубы, соль самосадка возится и в палубных и не палубных суднах насыпью. На последних, при перевозке железа и меди, груз покрывается сверху лубом или тесом. Ржаная и пшеничная мука, ячмень и овес, и соль пермская всегда перевозится в кулях. Мука пеклеванная – в мешках; вино, сало и медная монета – в бочках, а мыло – в обшитых рогожах.

ПЕРЕВОЗНАЯ ЦЕНА ДО РЫБИНСКА.
Те купцы, кто является владельцем судов, выгоду от перевозки грузов имеет всегда, для тех же, кому приходится суда нанимать, цены бывают неравномерны. Как правило, осенью – дешевле. Весной расценки на перевоз товара из Саратовской губернии составляет от 40 до 50 копеек с пуда, из Симбирской, Вятской, Пермской, Казанской – от 25 до 35 копеек, из Нижегородской – от 12 до 20 копеек. Из Моршанска и Орла – от 25 до 30 копеек с пуда, из Пензенской губернии от села Промзина – от 20 до 30 копеек с пуда.

КОЛИЧЕСТВО ПРИВОЗИМЫХ ТОВАРОВ.
(по состоянию на 1811 год)
Всего к Рыбинску вышеназванных судов приходят порядка 2 500. Товара на них привозится в среднем на 30 миллионов рублей, в том числе муки ржаной до миллиона 9-ти пудовых кулей, пшеницы – до 20 000 7,5 пудовых кулей, ржи – до 60 000 кулей, пшеничной крупы – до 300 000, гречки – до 100 000, гороха – до 50 000, пшена – до 30 000, овса – до 25 000, ячменя – до 25 000, муки пеклеванной – до 6 000 5-ти пудовых мешков, соли – до 3 миллионов пудов, железа – до 1,5 миллиона, чугуна – до 30 000, меди  - до 500 000, сала – до 20 000, мыла – до 50 000 пудов, вина хлебного – до миллиона ведер и очень много всевозможных мелочей.

РАЗМЕЩЕНИЕ СУДОВ.
Не все низовые суда останавливаются в одном месте. Проходящие (те, которые останавливаются не для продажи, а только для перегрузки), пристань свою имеют на устье реки Шексны при селе Васильевском и вверх по реке Волге, на правом берегу, при селении Бутырки. Некоторые остаются здесь на зимовку. На зиму оставляют по большей части запасы казенные: мука ржаная, крупа и овес в Бутырках, соль – в Васильевском. Железные коломенки поднимаются по Шексне к безопасным от весеннего льда заливам вверх верст на десять.
Напротив самого города Рыбинска останавливаются только те суда, которые привезли товар на продажу, и некоторые (незначительное количество) для перегрузки. Иногда случается такое нагромождение судов, что на несколько дней затрудняется сплав бревен и дров.

ОБРАТНЫЙ СПЛАВ СУДОВ.
После выгрузки мокшаны, орловские, гусянки, расшивы, шитики и лодки городецкие сплавляются обратно на низовые пристани или к местам своей постройки. Мокшаны, орловские и гусянки поднимаются по рекам Оке, Мокше и Цне до своих мест бичевою иногда порожние, а иногда и с грузом, отвозя от Нижнего Новгорода соль, зимуют, а по весне вновь отправляются в Рыбинск. Бывает, что моршанские суда не успевают дойти до Моршанска. Тогда их зимой разбирают и перевозят по суше, а весной, собрав и нагрузив, вновь отправляют в Рыбинск. Расшивы и городецкие лодки останавливаются в Нижнем Новгороде, Пучеже и в близлежащих селениях. А шитики, если успеют, доходят до реки Камы, где и зимуют.                                                                     

Павел Павлов
«Описание города Рыбинска»
Издание Д.Золотарева, 1910 г.



13 Июля 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

«Рыбинская рыба» - на «Поле чудес»

«Рыбинская рыба» - на «Поле чудес»   Жительница Рыбинска сегодня отправилась в Москву, чтобы принять участие в телепередаче «Поле... 22.06.2017 



В Рыбинске в День памяти и скорби прошел митинг

В Рыбинске в День памяти и скорби прошел митинг   22 июня в Рыбинске состоялся митинг у мемориала «Огонь Славы», посвященный ... 22.06.2017 



В Рыбинске состоится прием главы выпускников-медалистов

В Рыбинске состоится прием главы выпускников-медалистов   26 июня в Общественно-культурном центре состоится прием главы выпускников-медалистов... 21.06.2017 



Специалисты системы здравоохранения могут рассказать об успешных практиках

Специалисты системы здравоохранения могут рассказать об успешных практиках   Руководствуясь задачей информационно содействовать... 21.06.2017 



В Рыбинске прогнозируют грозу и град

В Рыбинске прогнозируют грозу и град   Вечером 20 июня, ночью и утром 21 июня местами по Ярославской области, в том числе в Рыбинске,... 20.06.2017 



Руководители Общественной палаты региона и приемной Губернатора приведут в Рыбинске совместный прием

Руководители Общественной палаты региона и приемной Губернатора приведут в Рыбинске совместный прием   26 июня в 11 часов состоится... 19.06.2017 



30 июня в Рыбинске откроется музей воинов-интернационалистов

30 июня в Рыбинске откроется музей воинов-интернационалистов   30 июня, накануне Дня ветеранов боевых действий и вооруженных ... 19.06.2017 



В День памяти и скорби в Рыбинске состоится митинг

В День памяти и скорби в Рыбинске состоится митинг   22 июня, в День памяти и скорби, в Рыбинске состоится митинг, посвященный... 19.06.2017 



Рыбинцы обсудят требования к муниципальным закупкам

Рыбинцы обсудят требования к муниципальным закупкам    Жителей Рыбинска приглашают принять участие в обсуждении Правил... 16.06.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru