ANFAS-NEWS.RU
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Статьи «АНФАС профиль»
Регистрация  ·  Логин: Пароль:  ·  Забыли пароль?

Корабли уходят в море

Вечер встречи выпускников. Наташа десять лет не видела своих школьных друзей. Хотелось многое им рассказать. Начала она словами: «Мое самое любимое время года – зима. Потому что зимой мой муж Андрей возвращается домой после навигации. Он у меня самый лучший. Мы с дочкой всегда его очень ждем».
- А кто он у тебя, кем работает на корабле?
- Он у меня – электромеханик.
В другой школе в это же самое время Андрей, муж Наташи, рассказывал своим бывшим одноклассникам о том, как он стал моряком:
«Белые чайки, белый корабль, свежий ветер и армия непокорных волн – все, что мне нужно. Я с детства не пропускал ни одного дня, чтобы не полюбоваться Рыбинским морем. Мой деревенский дом стоит на краю обрыва. Здесь был оборудован наблюдательный пункт. Со своими друзьями, такими же романтиками, я постигал премудрости морского искусства. В первую очередь, мы, когда еще учились в пятом классе, начали вести судовой журнал. Мы отслеживали, какой теплоход и в какую сторону плывет, и с какой периодичностью. К середине лета нам уже было достаточно знать, какой день недели, который час, чтобы безошибочно определить, едва завидев не горизонте белую точку, название корабля. Мы по очереди несли вахту и скурпулезно делали записи в нашем судовом журнале. Кроме того, мы учили морские термины, пробовали вязать морские узлы и стремились оснастить нашу небольшую весельную лодку по всем правилам. Время пролетело незаметно. Закончив девять классов, я собрался поступать в Питерскую мореходку, но время тогда было неспокойное: люди месяцами не получали зарплату, мои родители – не исключение. На семейном совете мы рассуждали примерно так: «Рыбинское речное училище дает очень хорошие знания по электричеству. Без электричества  современное общество обойтись никак не может. Профессия электромеханика востребована не только на корабле, но и на берегу. Знающие люди говорят, что Рыбинское речное училище – это кузница кадров электромехаников. Зачем ехать в незнакомый город, платить большие деньги за дорогу, питание, жилье, если в родном городе можно получить великолепное образование, стать хорошим специалистом? При желании потом (как многие и делают) можно продолжить свое образование в МГАВТ (Московской Государственной Академии Водного Транспорта), в Волжской Государственной Академии в Нижнем Новгороде, в ЛИИВТ (Ленинградский Инженерный Институт Водного Транспорта - так он назывался в те годы), в Университет Водных Коммуникаций (С-Петербург) и в других высших учебных заведениях. Выбор был сделан. Я поступил в Рыбинское речное училище.
Проблемы начались, когда нас, студентов 3-го курса, собрали всех вместе и объявили:
- Дорогие наши студенты! Вам необходимо пройти практику на корабле.
- А на каком корабле? – поинтересовались мы.
- На любом, на какой возьмут.
Домой я пришел расстроенный. От студентов старшего курса я знал, что на практику устроиться будет не просто. Время было тяжелое. В стране неразбериха. Моему другу Сергею, который старше меня на 3 года, повезло. Он проходил практику на Енисее. Заработал за навигацию целую кучу денег. Но его туда направило училище! А теперь нам предлагают жить по принципу: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Я обошел все инстанции, какие мог, ездил в Ярославль, Кострому, но ответ был один: «Практиканты не нужны». Пришлось мне работать разнорабочим в котельной на берегу. Справку помогли достать друзья. Мои сокурсники столкнулись с такой же проблемой, но возможно им повезло больше, чем мне.
Впервые на корабль я пришел работать только после окончания училища.
- А на каком корабле ты плавал?
- На толкаче. Сейчас на работу устроиться работать намного легче, чем 10 лет назад: заходишь в интернет, ищешь работодателя, отсылаешь резюме и ждешь звонка. В то время интернета не было. Я сам приехал в Москву. Друг на машине отвез меня в порт. Там я нашел отдел кадров. Заполнил анкету. Потом меня направили на экзамен. При отделе кадров обязательно работают наставники. Они проверяют уровень твоих знаний: либо беседуют с тобой лично, либо тестируют через анкеты. Я получил допуск к работе электромехаником.
- Ты в армии служил?
- Для армии я уже слишком старый: мне 29 лет. В армии я не служил потому, что не захотел два года тратить впустую. А не забрали меня потому, что я умело скрывался. Хоть и было распоряжение, не брать на работу без военного билета, но меня взяли и трудовую книжку сразу же оформили.
- На корабле наверняка тоже дедовщина была: пришел какой-то там салага-электромеханик. Первое время, наверное, ты вместо матросов палубу драил?
- Это очередной миф о моряках. Я пришел на корабль в качестве специалиста и начал работать. Дедовщины никакой не было. Мне платили зарплату, и больше меня ничего не волновало. Хотя, надо сказать, на толкаче  зарплату задерживали, поэтому, я через три месяца перешел работать на танкер (мы возили мазут). И только в этом году я уволился, так как хочу устроиться на нефте- или химовоз. Там платят намного больше. Сейчас я уже никуда не езжу: отослал резюме, факс, и отдыхаю, дома с женой и дочкой в квартире, которую я купил и отремонтировал на заработанные мною  деньги. Уверен, в ближайшее время мне обязательно позвонят. Я закончил специальные курсы по правилам перевозки опасных грузов, у меня стаж работы  почти десять лет.
- На какую зарплату ты рассчитываешь?
- На речном судне (или судне «река-море») зарплата капитана не превышает 1,5 тыс. долларов в месяц. Матросы получают 10 тыс. рублей, бывает и меньше. Больше капитана на корабле не получает никто. На морских суднах уровень зарплат гораздо выше. Но и требования там другие. Главное условие при приеме на работу – знание английского языка, который является международным. Большинство морских судовладельческих компаний состоят в международном профсоюзе моряков. Это выгодно для компании, но и накладывает определенные требования. Прежде всего, на нижнюю границу заработной платы, которая для матросов составляет не меньше 1,2 тыс. долларов в месяц.
Иерархия должностей на грузовом судне (не военном) выглядит так:
Старший командный состав: капитан, старший помощник, старший механик и первый помощник механика.
Младший командный состав: второй штурман, третий штурман, второй помощник механика, третий помощник механика и электромеханик.
Матросы.
Но все зависит от типа судна. Например, на пассажирском 4-х палубном корабле работает 100 человек экипажа. На толкаче у нас было 11, на танкере – 17 человек.
Большинство компаний сейчас повышает зарплаты старшему командному составу за счет младшего командного состава. Поэтому, как правило, старший командный состав на судне постоянный, а младший – обновляется за счет выпускников училищ.
 - Получается, на судне есть люди высшего и низшего «сорта». Матросы – это самый низший сорт, иными словами - чернорабочие. Неужели находятся такие, кто добровольно идет на роль «подметал», «танцоров со швабрами», «уборщиков окурков» и др.?
- Одно из самых больших заблуждений людей, далеких от морской жизни, является мнение о матросах, что они только палубы драят. Матрос тоже должен быть специалистом и знать свое дело. Он должен уметь выбирать якорь, швартоваться, веревки заплести в огон (петля для швартовки), который набрасывается на кнехт (устройство для швартовки корабля), уметь пользоваться брашпилем (якорно-швартовое устройство).
- А кто тогда делает грязную работу, убирает грязь, мусор выносит? Например, ты прошел по палубе, окурок бросил. Кто, как не матрос, должен его за тобой убрать?
- Во-первых, никто из экипажа так делать не будет. Существует этика и культура поведения на корабле. Во-вторых, капитан что ли будет палубу мыть? У него других дел предостаточно. Он в свое время также был матросом, потом стал штурманом, а уж потом только капитаном. Карьерный рост на кораблях идет очень медленно, особенно на пассажирских суднах. На то, чтобы стать старшим помощником (первый человек на судне после капитана) может уйти не один десяток лет.
На судне каждый делает свою работу. Без матросов, равно как и без капитана, кораблю в плавание отправляться нельзя. Это все прекрасно понимают. Именно поэтому, на корабле нет дедовщины. Кроме того, среди моряков очень развито чувство «локтя», взаимопомощи и взаимоподдержки. Без этого в плавании нельзя.
Например, бывает, заболел кто-то. Видно, что человеку действительно плохо, что он не симулирует. А ему на вахту надо заступать. Никаких больничных ему не оформляют. За него работают другие. День – значит день будем его заменять, три дня болеет – три дня будем работать. Найдем выход из положения. Но главное, когда он выздоровеет, к нему никто не пойдет и не будет требовать оплатить замену или отработать. Все это делается безвозмездно. Это внегласный кодекс чести моряка.
- Ты с женой только два месяца в году живешь, а все остальное время как ты без жены обходишься?
- Во-первых, раз в месяц наш танкер обязательно в Рыбинске на перевалочной базе останавливается на несколько дней. Я обязательно ухожу в увольнение. Во-вторых, на нашем танкере было официально разрешено брать с собой в плавание жену один раз в навигацию на 10-15 дней при условии оплаты ее питания. Некоторые капитаны запрещают.
- Моряки – живые люди, многие из них неженатые. Что они делают?
- Им можно брать с собой в плавание не жену, а подругу.
- А как же суеверие, что женщина на корабле к беде?
- Это очередной атавизм, заблуждение, пережиток прошлого, ложный стереотип. Мы много раз брали женщин на борт, и никаких несчастий с нами не случалось.
 Кроме того, никто им не запрещает во время стоянки сойти на берег и найти то, что душе угодно (и не только душе). В морских портах есть Sea mans clubs (клубы моряков). Там есть все: и бильярд, и TV, и бар и многое другое. Но это все стоит денег. Жена – экономически более выгодный вариант.
- И все же. В море нельзя причалить к берегу. Резиновые женщины – это обязательный элемент быта моряков?
- Это все глупости. Ничего подобного на морских суднах нет. Что уж, на море идиоты работают, не могут со своей плотью бороться?!
- Для определенного контингента мужчин работа в мужском коллективе – мечта. Какой процент «голубых» среди моряков, встречались ли тебе «голубые» экипажи?
- Я лично ни разу не только не встречал, но даже не слышал об этом. Как правило, моряки все нормальные.
- Чем ты занимаешься во время плавания, отдыхаешь? Ведь ремонтировать корабль можно только на стоянке.
- Вся работа на корабле сводится к своевременному техническому обслуживанию. Но без дела сидеть не приходится. На судне только главный дизель можно смотреть на стоянке. Остальные системы дублированы. Например, один генератор работает, другие в резерве стоят. Отработал он положенные часы, переключаешь судно на резервный, а этот осматриваешь. Поэтому, нельзя сказать, что во время плавания все отдыхают. Мы работаем. У нас такой же 8-часовой рабочий день как у всех. Отстоял 4 часа на вахте, 8 часов отдыхаешь. Потом опять 4 часа вахты, и снова 8 часов отдыха. Кроме того, устав корабля предусматривает авральные работы, к которым привлекается весь экипаж. Например, судно получило пробоину. Начинается борьба за живучесть судна. Главное требование: перед вахтой ты должен обязательно отдохнуть не менее 4-х часов.
Есть на судне и неоплачиваемая работа, которая в твои обязанности не входит, но ты ее выполняешь. Если тебя кто-то попросил помочь – ты идешь и помогаешь, хотя можешь отказаться. В нормальном коллективе на просьбы начальства принято откликаться. Умный руководитель не будет этим злоупотреблять. Но случаются на корабле безвыходные ситуации. Например, подходит старпом к механику и говорит: «Слушай, помоги перешвартоваться. Людей нет: все на берегу». Естественно, механик пойдет и сделает. Хотя, люди разные бывают. Кто-то идет на конфликт и отказывается. Но это им потом «боком выходит». Главная мудрость состоит даже не в том, чтобы делать так как тебе говорят, а также то, о чем тебя просят, а в том, чтобы соглашаться с начальником, но делать по-своему, никогда не вступая в споры и пререкания. На корабле практически любой конфликт сводится к тому, что прав тот, кто старше по должности.
- На корабле веселая жизнь?
- Можно сказать, что каждый день на корабле – это прикол. Однажды мы разыграли старпома. Записали на магнитофон грохот якорных цепей. Зашли в шлюз. Надо сказать, что в шлюзе по технике безопасности категорически запрещается бросать якорь. Подключили магнитофон к мощным  корабельным динамикам и передали старпому в рубку: «Есть отдать якорь!» После этого включили запись. Старпом дар речи потерял. За такое, если бы мы по-настоящему якорь отдали, его могли уволить.
Излюбленные шутки над новичками сводятся к тому, что вновьприбывшего молодого и зеленого посылают осаживать кнехты. Кнехт – это швартовое устройство, расположенное на палубе. «Осаживать кнехт» - означает бить по нему тяжелой кувалдой, чтобы он плотнее к палубе прилегал. Занятие бесполезное и ненужное. Или дают новичку ведро и просят сходить к старпому за компрессией или за индукцией. Или отправляют лапы у якоря напильником затачивать, чтобы лучше за грунт цеплялся. Но шутки на корабле, в основном, добрые, дружелюбные.
- Кроме «макарон по-флотски» вы что-нибудь еще на корабле едите?
- Питание на корабле хорошее, 4-х разовое,  из расчета 100-150 рублей в день на человека. Все зависит от повара и средств, которые судоходная компания выделяет на питание. К питанию предъявляются нормативные требования: сколько требуется белков, жиров, углеводов. Повар может иногда учесть наши пожелания. Например, на дни рождения и праздники обязательно делается торт (я говорю про наш танкер), праздничный ужин, шашлыки.
- А вино?
- Вино на корабле запрещено, даже пиво. Но все зависит от капитана. Как правило, капитан идет на нарушение устава и разрешает поставить вино на стол. Но в основном, мы выпиваем символически. О какой выпивке может идти речь, если тебе через пару часов заступать на вахту? Хотя очень многих списывают на берег именно по этому делу. Так или иначе, совсем непьющих моряков очень мало. Выпивают многие, и на корабле в том числе. Если капитан категорически против, моряки могут выпить в каюте «под одеялом». Прячут вино и пиво кто где. Но известный морской афоризм говорит о том, что «больше часа не держится». Это означает, что со спиртным моряки не церемонятся, а переходят сразу к делу.
- Какие условия жизни на корабле?
- Если корабль современный, то у каждого матроса своя каюта с туалетом и душем. У меня на танкере была отдельная каюта со шконкой (кроватью), диваном и столом, но душ и туалет общий. У капитана обычно две комнаты: кабинет и спальня плюс душевая и туалет.
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
- Кто чем. У нас был стол для игры в настольный теннис, штанга, гантели. Я люблю читать. За последнюю навигацию я перечитал всего Чехова. На стоянках мы играем в футбол. В кают-компании есть телевизор. Без гитары я в плавание не ухожу. Вечером, сидя на палубе, очень романтично спеть какую-нибудь песню под аккомпанемент гитары.
- Может ли моряк сам себе приготовить поесть?
- Какой моряк не умеет готовить? Но это на корабле делать запрещено. У нас есть титан с горячей водой. А также холодильник. Но кроме минералки там никто ничего не хранит. Мы питаемся настолько хорошо, что ни у кого даже  мысли о еде не возникает. Из личной посуды у меня только кружка. А зачем что-то еще, если все есть в столовой? Тебя накормят и посуду за тобой вымоют. Более того, стоимость питания никак не отражается на зарплате: питание на корабле бесплатное. К тому же, если ты очень голоден, попроси добавки. Это не запрещается и нигде не записывается, что, например,  такой-то съел лишнюю тарелку супа.
- Есть ли у вас на корабле традиции?
- Единственной традицией, с которой мне за 10 лет плавания пришлось столкнуться, было предложение старпома выпить стакан морской воды, когда я первый раз вышел в море: всем предлагают.
Моя детская мечта сбылась. Проплывая мимо купающихся в Волге мальчишек, я вспоминаю, что когда-то и я был таким же. И корабль представлялся мне отдельной страной, загадочной планетой, а моряки – пришельцами из других миров, оттуда, где главными качествами личности считается мужество, отвага и несгибаемая воля к победе над бушующими силами природы! Хотя, может так оно и есть».

Павел Павлов



18 Мая 2006



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Рыбинске отметят День Государственного флага России

В Рыбинске отметят День Государственного флага России   22 августа с 16 до 18 часов на площади Дерунова пройдут мероприятия, посвященные... 21.08.2017 



Итоги проведения Дня города

Итоги проведения Дня города   16 августа на телеканале «Рыбинск-40» вышла в эфир программа «Главный вопрос». Итоги проведения Дня... 17.08.2017 



На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка

На Красной площади Рыбинска зазвучит музыка Каждую субботу с 15 до 17 часов на благоустроенной в стиле конца XIX века Красной... 17.08.2017 



Инициативу Губернатора поддержал рыбинский предприниматель

Инициативу Губернатора поддержал рыбинский предприниматель   В парке на проспекте генерала Батова установлен спортивный комплекс... 16.08.2017 



Прием граждан по юридическим вопросам

Юрисконсульты администрации проведут прием граждан    18 августа 2017 года с 13 до 16 часов специалисты юридического отдела администрации... 16.08.2017 



Плату за содержание жилого помещения Ярославский областной суд признал обоснованной

  Плату за содержание жилого помещенияЯрославский областной суд признал обоснованной    Сегодня Ярославский областной суд вынес... 15.08.2017 



Рыбинск участвует в благотворительной акции «Подарим детям добро!»

Рыбинск участвует в благотворительной акции «Подарим детям добро!»   С 14 по 31 августа на территории Ярославской области проходит... 15.08.2017 



Руководитель департамента ЖКХ пояснила вопросы платы за капремонт, ОДН и инвентаризации дворов

Руководитель департамента ЖКХ пояснила вопросы платы за капремонт, ОДН и инвентаризации дворов   10 августа в администрации Рыбинска... 11.08.2017 



Рыбинские строители отметили профессиональный праздник

Рыбинские строители отметили профессиональный праздник   10 августа в Рыбинском театре кукол рыбинские строители отметили свой... 11.08.2017 



Возврат к списку


 

 

«АНФАС профиль», Т/ф: (4855)280-082, Рыбинск, ул. Крестовая, 75     Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru